Оббить порог скорости: власти решили отменить автомобилистам «прощённые» 20 км/час

Законопроект подготовили ещё в 2014 году, но скоро его могут пустить в дело

Поделиться

Нынешний КоАП не наказывает за превышение в пределах 20 км/час, но скоро поблажку могут отменить

Фото: Олег Каргаполов

В России рассматривается возможность изменения административного кодекса таким образом, чтобы убрать из него «зону нечувствительности» при скоростных нарушениях: сейчас штраф 500 рублей положен за превышение в 20–40 км/час. О затягивании гаек в интервью РБК сообщил глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. Вспоминаем, откуда взялись «прощённые» 20 км/час, и разбираемся, к чему приведёт их отмена.

До 2013 года штраф за превышение скорости на 10–20 км/час составлял 100 рублей, и его отмену повлекли два обстоятельства. С одной стороны, взыскание сторублёвых штрафов признали «нерентабельным». С другой, большая часть нарушений стала фиксироваться камерами фотовидеофиксации, и, чтобы исключить споры об их возможной погрешности, зону нечувствительности расширили до 20 км/час. Поэтому в городе не наказывают езду со скоростью до 80 км/час (при отсутствии других ограничений), на трассе — до 110 км/час, на автомагистралях — до 130 км/час.

Российские автомобилисты уже привыкли автоматически прибавлять 20 км/час

Российские автомобилисты уже привыкли автоматически прибавлять 20 км/час

Автоэксперт Юрий Панченко отмечает и ещё один резон для исключения штрафов за превышения до 20 км/час:

— На многих дорогах даже в городах можно разрешить движение с более высокой скоростью, например, на автодороге «Меридиан». Законодательно есть возможность вводить на отдельных участках городских дорог скорость и 90, и даже 110 км/час, но для этого нужно решение местных властей, а они неохотно принимают на себя такую ответственность. От скорости зависит пропускная способность дорог, поэтому в 2013 году де-факто разрешили ездить быстрее на 20 км/час, сняв проблему.

При этом возникла двусмысленная ситуация, поскольку лимиты скорости в ПДД не изменились и, например, при разборе дорожно-транспортных происшествий учитываются действующие ограничения.

Фиксированная прибавка в 20 км/час не так заметна на загородных трассах, но очень ощутима в городе, особенно в зоне действия знаков ограничения скорости. Например, лимит в 20 км/час возле школы требует двукратного превышения скорости, чтобы водителя наказали.

Погрешность современных комплексов фотовидеофиксации нарушения значительно меньше 20 км/час

Погрешность современных комплексов фотовидеофиксации нарушения значительно меньше 20 км/час

Необходимость отмены «прощённых километров» Максим Ликсутов обосновал тем, что современные камеры фиксируют скорость с точностью до 3 км/час, а значит, уже с 63 км/час можно регистрировать нарушение в городе.

— Считаем, что порог в 20 км/час нужно пересмотреть с учётом того, что он прямо зависит от количества погибших на улично-дорожной сети, — объяснил инициативу столичный чиновник.

Зону нечувствительности могут не отменить полностью, но снизить до 10 км/час: такой законопроект в конце 2014 года подготовило МВД России. Ужесточение лимита авторы инициативы обосновали статистикой: если за семь месяцев до введения «прощённых 20 км/час» в авариях, связанных с превышением скорости, погибли 970 человек, то за такой же период следующего года почти вдвое больше — 1 806.

А как обстоят дела в Европе? Там диапазон лимитов скорости шире. В большинстве городов действует ограничения 50 км/час, а камеры фиксируют превышение от 2–3 км/час, что соответствует погрешности конкретного комплекса. На загородных трассах лимит в основном идентичен нашему — 90 км/час, при этом есть множество магистралей, где скорость ограничена 120–130 км/час. А на ряде немецких автобанов не ограничена вообще.

В большинстве городов Европы действуют лимиты 50 км/час, а зона нечувствительности — минимальна

В большинстве городов Европы действуют лимиты 50 км/час, а зона нечувствительности — минимальна

Ездить по Европе после российской «толерантности» — изрядный стресс, в том числе из-за необходимости соблюдать жёсткие лимиты скорости. В таких условиях порой выручает круиз-контроль и напоминание о превышении скорости, которое есть у многих машин. Кроме того, спидометры автомобилей всегда чуть приукрашивают скорость (на 5–10%), поэтому движение на уровне скоростного лимита не приводит к штрафам.

Но равнение на Европу не всегда корректно:

— В Европе другая концепция градостроительства, — рассуждает Юрий Панченко. — Внутри жилых микрорайонов действуют строгие лимиты, но сами районы соединяются скоростными магистралями. В России жилые районы соседствуют с большими проспектами, поэтому установка жестких лимитов приведёт к падению общей скорости потока. Когда сторонники такого подхода посчитают, насколько подорожает булка хлеба в магазине, их желание тормозить поток сразу исчезнет.

Эксперт подчёркивает, что городской лимит в 60 км/час был выбран исходя из требований безопасности пешеходов:

— При наезде на этой скорости у пешехода остаются шансы выжить, — объясняет он. — Но водители сами себе не враги, поэтому если и пользуются возможность ехать на 20 км/час быстрее, то не в тех местах, где это небезопасно и могут возникнуть пешеходы.

Превышение скорости особенно опасно в местах, где могут появляться пешеходы

Превышение скорости особенно опасно в местах, где могут появляться пешеходы

А насколько значима для скорости городского потока прибавка в 20 км/час? По данным телематической системы, средняя скорость моего движения по городу не дотягивает до 18 км/час: проблема не столько в лимитах, сколько в количестве заторов.

Пример дороги, где поток идёт 80 км/час, — улица Университетская Набережная. Но, если проехать участок от Худякова до Молодогвардейцев длиной 5,5 км со скоростью 60 км/час, потеря времени составит… менее полутора минут.

Правда, на загородных трассах, особенно с учётом неадекватных временных лимитов скорости, выигрыш может быть более существенным.

Издевательство под Казанью: десятки километров новой дороги размечены знаками ограничения 50 км/час

Издевательство под Казанью: десятки километров новой дороги размечены знаками ограничения 50 км/час

Поэтому многие эксперты не поддерживают ужесточение лимитов по КоАП:

— В случае ДТП с водителя всё равно спросят за превышение скорости по Правилам дорожного движения: автомобилисты это понимают и не едут заведомо быстро, — считает юрист группы «Форлекс» Николай Попов. — Кроме того, отмена этого порога может вернуть злоупотребления организаций, которые «монетизируют» превышения скорости, ведь не секрет, что камеры ставятся не в местах, где этого требует безопасность, а там, где поток мог бы ехать быстрее без особых рисков.

С другой стороны, по обратной связи от читателей мы порой замечаем, что многие искренне верят в то, что современный лимит скорости в городе — 80 км/час. И тех, кто пытается ехать 60 км/час, считают помехами.

Поддерживаете ли вы введение штрафа за превышения скорости менее 20 км/час?

    оцените материал

      Поделиться

      Увидели опечатку?
      Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
      Ирод Палыч
      7 дек 2018 в 11:01

      В стране существует 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". По этому закону все инструменты измерения должны проходить периодическую государственную поверку, дабы результаты измерений считались корректными. Не прошедшие поверку средства измерения применяться для оценки измеряемых параметров НЕ ДОЛЖНЫ.Все средства измерения должны быть включены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем сведений В присылаемых протоколах об административных нарушениях в текстах имеются ссылки на проведенную гос.поверку. Результаты любой может проверить в интернете. А вот с приборами измерения скорости установленными на транспортных средствах всё не так гладко. Авто"спидометры" можно только условно назвать средством измерения скорости. Эти авто приборы не включены в реестр средств измерения, не проходят периодическую поверку в аккредитованных специализированных центрах. При определении вины водителя в превышении скорости юридически нельзя сравнивать показания прибора, на который ссылается протокол о превышении скорости с показанием автоспидометра моей машины. Тем более, когда предполагается считывать разницу в показаниях двух средств измерения "под ноль"! Тем более , что одно "средство измерения" им не является с точки зрения Закона

      7 дек 2018 в 13:57

      Ни к чему хорошему в случае одобрения этой инициативы господина как там его... Лисуна? - не важно,не произойдёт, кроме очередного роста социальной напряжённости в стране, а эта планка уже на вполне высоком околовзрывном уровне. После всех этих придумок с новыми и новыми налогами.И пусть этот господин хороший нам очки не втирает, что это делается для повышения безопасности на дорогах и стремлению к нулевой смертности на дорогах. Превышение от 60 до 80 не является первопричинным прямым фактором в ДТП и это признают в ГИБДД, что бы там кто ни говорил и какую там статистику не приводили. И на 60-ти достаточно чтобы сбить насмерть, так что... Цель данной инициативы очевидна для всех:ещё один массовый способ пополнить бюджет за счёт народа. В принципе само понятие нулевой смертности невозможно. Вот в Европе например куча ограничений и 60км,а то и ниже. Люди как гибли, так и продолжают. И +20 здесь ни при чём абсолютно. А если ты ездить не умеешь, то и 40 не спасёт.И у нас в России смертность на дорогах падает, а не растёт, не нужно врать, значит данная инициатива опять же не имеет смысла в прямом её понимании. Вообще наше правительство скоро может доиграться, так и до революции недалеко...

      Артем
      7 дек 2018 в 12:00

      У нас в городе после повышения лимита с 10 км/ч до 20 км/ч, перевесили все знаки. Там где было ограничение 50, повесили 40 и т.д. По сути ни чего не поменялось, только платить стали больше. Сейчас лимиты хотят назад вернуть, совсем оборзели.