СЕЙЧАС +23°С
Все новости
Все новости

Азиатская экспансия по-волгоградски

Один мой приятель очень неоднозначно отреагировал на ситуацию, когда практически во дворе его дома вместо парковки, которая была там, сколько он себя помнил, вдруг появился торговый комплекс. «И ладно бы торговали там наши ребята местными товарами. Так ве

Поделиться

Поделиться

Один мой приятель очень неоднозначно отреагировал на ситуацию, когда практически во дворе его дома вместо парковки, которая была там, сколько он себя помнил, вдруг появился торговый комплекс. «И ладно бы торговали там наши ребята местными товарами. Так ведь нет: одни азиатские производители», – возмущался приятель. Почему возмущался? Да потому что после посещения комплекса наведываться туда он стал с завидной регулярностью. «А что? Выбор огромный, цены – смешные. Да, качество немного хромает, но ведь это для большинства горожан не главное», – отмечает он, выходя с охапкой покупок. Оказалось, что в то время, как постельное белье и футболки азиатских производителей прочно вошли в жизнь большинства волгоградцев, отечественные представители текстильной промышленности переживают далеко не лучшие времена.

«На фоне стабильного роста емкости российского рынка и темпов, сохраняющихся на уровне 12-15%, можно, к сожалению, констатировать весьма негативную динамику развития текстильной отрасли. На протяжении последних лет наблюдалось сокращение производства и целый ряд системных проблем, – комментирует вопрос аналитик УК «Финам» Максим Клягин. – Среди них низкая привлекательность отрасли для инвестиций, высокий износ оборудования, низкое качество и как результат неконкурентоспособность существенной доли российской продукции и очень высокая доля контрафакта».

По мнению господина Клягина, лишь небольшому числу отечественных компаний к настоящему моменту удалось построить эффективный бизнес и занять значимые позиции. Да и то, правда, только в достаточно узких, специфических сегментах.

«Если предприятие может провести модернизацию, то оно будет успешно конкурировать с азиатскими производителями. Но компании, которые могут себе это позволить, сейчас в России можно пересчитать по пальцам одной руки, – соглашается генеральный директор ООО «Волгоградская компания «Текстиль маркет»» Михаил Качура. – В основном это крупные холдинги, скупившие предприятия отрасли, которые переживали не лучшие времена. Зачастую они были вынуждены работать себе в убыток, но частично, отрасль все же сохранилась благодаря им».

В последнее время все на текстильном рынке только и говорят, что об «азиатской угрозе». И она действительно есть, отмечают специалисты.

«Объемы продаж у целого ряда участников текстильного рынка значительно сократились. Комбинатам и так трудно выжить, а еще ситуацию усугубил приход на волгоградский рынок азиатских производителей тканей. Они сбивают цены, и, естественно, швейники и организации, работающие с бюджетными деньгами, закупают ткани у них. Сегодня, к сожалению, основным приоритетом является лишь цена», – отмечает коммерческий директор волгоградского представительства ООО «Чайковский текстиль – Юг» Лариса Федосеева.

«В Евросоюзе, например, уже давно обсуждается вопрос увеличения квот на поставки китайского текстиля в страны Европы. Может резко возрасти импорт этой продукции и в Россию. А это может стать последней каплей для отечественных предприятий, так как наши власти, к сожалению, пока не могут ни решить вопрос введения квот на китайскую продукцию, ни выработать программу поддержки отечественной текстильной отрасли», – отмечает Михаил Качура.

«Осложняет ситуацию и то, что по уровню инвестиций в модернизацию производства отрасль отстает от того же Китая буквально на миллиарды долларов. Очевидно, что требуется целый ряд преобразований и, прежде всего, отрасль необходимо сделать привлекательной для достаточно крупных инвесторов. На наш взгляд, весьма эффективным в данном случае мог бы стать комплекс мер в таможенно-тарифной политике, а также различные госпреференции, например, льготное налогообложение и субсидирование процентных ставок по кредитам», – считает Максим Клягин.

Кроме того, специалисты отмечают, что из года в год доля контрафактного товара на российском рынке лишь растет.

«Если говорить о текстильной отрасли, то уровень прозрачности здесь остается крайне низким – по различным оценкам самих участников рынка, на долю «серого» импорта в некоторых сегментах приходится до 60-70%. В основном это дешевая продукция из Китая и стран Азии», – констатирует Максим Клягин.

Михаил Качура объясняет это невыгодностью официального ввоза. «Качество товара, который ввозится официально и фильтруется, не очень плохое. А вот товар, который идет напрямую по «серым» каналам, очень низкого качества».

От такого «серого» импорта, который в конечном счете попадает в квартиры волгоградцев, исходит реальная угроза. Ведь текстиль и одежда, поступившие на прилавки по «серым» каналам, никак и никем не проверяются.

Но помимо этого существует еще одна проблема: воровство идеи и подделки товара широко известных марок. Как отмечает Михаил Качура, азиатские производители делают то, что просят массы. «Мне проще и дешевле купить несколько вещей тут (на китайском рынке, – прим. ред. 34banka.ru), – говорит мой приятель, – За лейбл переплачивать не хочется. Тем более, что и на рынке можно найти вещи с именем». А казалось, что в эти сказки давно уже никто не верит. Не тут-то было, и приятель мой – яркое тому подтверждение.

«На азиатских предприятиях самостоятельно дизайн разрабатывается очень редко. Известно, что многие из них зачастую лишь копируют образцы, ежегодно посещая отраслевые выставки. Поэтому у европейцев, как впрочем и у отечественных производителей, перед теми же китайцами сейчас лишь одно преимущество – незначительное время пока созданный дизайн не будет внедрен в производство в азиатских странах, – рассказывает Михаил Качура. – Практически все новое примерно через год появляется у китайских промышленников, и европейцам, как впрочем и нам, опять приходится что-то придумывать».

То, что значительная доля российского потребительского рынка принадлежит иностранным производителям с азиатскими корнями, в общем ни для кого не секрет. Скажем прямо, пастельное белье, полотенца и, конечно же, одежда азиатского производства прямо-таки господствуют на прилавках волгоградских торговых комплексов. И если столичные модники одеваются исключительно в бутиках, то в Волгограде рынки и недорогие торговые центры по-прежнему в большом фаворе. «Провинция», – скажете вы. «Цена», – ответят в провинции. Однако специалисты, рекомендуют не гнаться за низкой ценой, а обращать внимание и на качество тоже.

«Качество азиатских тканей в последнее время улучшается, но все равно оно более низкое, нежели у отечественных производителей. Я не говорю про все ткани, но очень часто в пробах можно увидеть повышенное содержание формальдегида», – рассказывает Лариса Федосеева.

А между тем мы заходим к приятелю домой. Он начинает раскладывать покупки. Комната наполняется весьма специфичным запахом. «Надо будет постирать перед тем как носить», – говорит приятель. Но специалисты отмечают, что характерный запах, знакомый каждому, кто хоть раз покупал текстильный товар не самого высокого качества, это и есть запах того самого формальдегида. И одной лишь стиркой проблему не решить.

«Формальдегид вещество весьма опасное, – комментирует вопрос руководитель экологического центра «Зеленая Орбита» Сергей Шалвак. – Он внесен в список канцерогенных веществ. Также формальдегид обладает токсичностью, негативно воздействует на генетический материал, репродуктивные органы, дыхательные пути, глаза и кожный покров. И могу добавить, что он оказывает сильное действие на центральную нервную систему».

По словам Сергея Шалвака, формальдегид содержится не в ткани, а чтобы было понятнее – в краске. Недобросовестные производители используют его для придания ткани особого эффекта, например, окраски, формостойкости и так далее. Текстильный материал – композиция сложная. Основным его компонентом являются волокна, а остальные составляющие это различные вспомогательные вещества, краситель, аппреты. Зачастую значительная часть волокон синтетические. А раз синтетические, значит аналога в природе у них нет. Синтетику хоть раз в жизни да носил каждый из нас. То, что от нее может появиться зуд и тело будет чесаться, известно тоже. Поэтому грамотные производители все-таки стараются переходить на экологические материалы. Естественно, это отражается на цене. Ведь за качество надо платить. Однако пока эксперты констатируют, что культура у волгоградских потребителей крайне низкая. «Мы все еще готовы покупать второсортный товар, не думая о том, что мы носим, чем пользуемся и на чем спим», – сетует Михаил Качура.

Между тем отрасль необходимо поднимать. Близится международный экономический форум в Сочи. На нем Волгоградская область намеревается представить достаточно амбициозное инвестиционное предложение.

Как сообщили корреспонденту V1.ru в пресс-службе обладминистрации, бизнес-идея предусматривает создание текстильного кластера, в который войдут ряд производств текстильной, швейной и трикотажной отрасли, расположенных на территории региона, предприятия малого и среднего бизнеса, учебные заведения по подготовке кадров для легкой промышленности. Общая стоимость проекта оценивается в пять миллиардов рублей. Предполагается, что предприятия вложат в его реализацию собственные средства, а также финансы привлеченных инвесторов. Однако скептики считают, что проект этот практически не реализуем в сложившейся ситуации. А проблемы, если за них не взяться всерьез, со временем лишь усугубятся.

«Мы готовы производить высококачественную продукцию, конкурентоспособную, но если на рынке 50% незаконного ввезенного и произведенного товара, о конкуренции речи быть не может, – считает член комиссии РСПП по текстильной и легкой промышленности Сергей Шумилин. – После решения проблемы нелегального и контрафактного импорта вполне будет возможно более эффективно проводить модернизацию и насыщать рынок качественной и конкурентоспособной продукцией».

А пока мой приятель, как и большинство волгоградцев, продолжает посещать рынки. Ведь подъем отрасли и борьба с контрафактом – работа долгая и серьезная: за любыми схемами стоят люди, которым легализация очень не выгодна. Как бы там ни было, о том, как будет развиваться ситуация в отечественной текстильной промышленности в ближайшие годы, легко может узнать каждый из нас. Об этом скажет наша одежда, предметы обихода и... здоровье.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter