СЕЙЧАС +21°С
Все новости
Все новости

Николай Максюта, сенатор, экс-губернатор Волгоградской области: «Сегодня у власти больше вопросов, чем ответов»

Поделиться

Какие проблемы в первую очередь встанут перед волгоградскими производителями в связи со вступлением в ВТО? Чем власти могут и должны помочь бизнесу в этой ситуации? Есть ли сегодня надежный рецепт будущего для какой-либо из отраслей экономики? На эти и другие вопросы 34banka.ru ответил сенатор, экс-губернатор Волгоградской области Николай Максюта.

– Николай Кириллович, как сенатор вы высказали готовность довести до ответственных лиц проблемы волгоградского бизнеса, возникающие в связи с созданием Единого экономического пространства (ЕЭП) трех республик. Уже сейчас можете озвучить хотя бы часть из них?

Буквально на днях антимонопольный комитет республики Казахстан дал сравнительный анализ по стоимости товаров производителей Казахстана, Белоруссии и России, реализуемых на территории Казахстана. Так вот наши производители отличились тем, что предлагали казахам свои товары по ценам намного ниже местных производителей. Что не могло не вызвать вопросы у казахских антимонопольщиков, которые убедились в том, что низкие цены возникли из-за низкого качества продукта.

Наши производители еще не осознали в полной мере, что такое ценовая политика, и действуют по-старинке, как на базаре: есть продукт, и нужно продать его побыстрее, чем сосед. При этом никто сегодня не обращает внимания на качество продукта. Но мы уже на пороге Евросоюза, где стандарты качества отличаются от наших, и они достаточно жесткие: если в продукт положено добавлять 70% мяса, то производитель обязан это требование соблюдать. А мы пока этим вопросом играем.

Сегодня некоторые говорят о том, что селянам живется хорошо, потому что зерно дорогое. Но при этом никто не боится, что подорожает хлеб. Почему? Да потому, что если раньше зерна в хлеб вкладывали 25%, то теперь будут 20%. При таком подходе скоро хлеб будут производить из чего угодно, только не из муки. Поэтому вопросы конкуренции, о которых сегодня говорят пока что только представители стран-участников ЕЭП, вопросы таможенных барьеров требуют того, чтобы сегодня четко работали все институты, призванные ориентировать бизнес на новый подход, в том числе и торгово-промышленные палаты. Бизнес наших государств сейчас должен получить возможность работать в одном режиме, при одном стандарте и одном подходе, а не каждый по себе. Если этого не будет, то перекосы при отсутствии таможенных барьеров могут привести к тому, что бизнес страны, которая окажется в наихудшем положении, просто потеряет свои позиции на рынке. И этот процесс должны отслеживать в том числе и власти, которые зависят от налоговых поступлений от бизнеса, как от малого, так и от крупных производств. Именно поэтому власть не должна стоять в стороне, когда решаются вопросы такого рода взаимодействия.

– Как, по-вашему, власть может сегодня влиять на бизнес в этой ситуации?

– Я сегодня убеждал своих коллег, что нужно ехать в регион и убеждать бизнес, чтобы люди поняли, что им предстоит сложный и ответственный период. Сегодня министр сельского хозяйства региона Алексей Тарасов напомнил нам о том, что есть очень много вопросов по оказанию помощи агропромышленному комплексу. Мы прекрасно понимаем, что в той же Бероруссии очень отличные от нашей области погодные условия, позволяющие выращивать хорошие урожаи свеклы, картофеля. Мы можем посостязаться с ними разве что в урожае подсолнечника, бахчевых, некоторых овощей. Но если сравнить помощь, которую оказывает на гектар обрабатываемой земли Белоруссия, окажется, что наши земледелы получают примерно в два раза меньше. Соответственно, себестоимость и бахчевых, и зерновых у наших производителей будет намного выше. Потому что у нас очень велики затраты на удобрения, на орошение. Если этого не будет, то Белоруссии мы заранее проиграем. Но здесь нужно учесть, что ВТО дало нам возможность за 10 лет в виде преференций вложить в сельское хозяйство всего 10 миллиардов долларов. Но и этих десяти миллиардов у нас нет. Поэтому здесь необходимо, чтобы власть держала совет с теми, кто работает на земле, как выжить в таких условиях.

– Считаете, что они изменились в худшую сторону?

– Наш министр сельского хозяйства уже заверил нас в том, что на следующий год в бюджет не заложено ни помощи на пары, ни помощи на ГСМ, ни субсидий для сельхозпроизводителя. Так откуда же тогда фермер возьмет средства для того, чтобы засеять озимые и прочие культуры? А тут еще ВТО ограничивает нас своими стандартами субсидий и субвенций, которые они выдают. Я много езжу по стране и вижу, что ни у нас, ни на Сахалине, ни на Байкале многие не готовы к этой ситуации и думают, что, как обычно, их пронесет. Не пронесет. Поясню на примере автомобилестроения, которое не понимает, что Китай тщательно готовился к вступлению в ВТО. Мы смеялись, когда они в каждом дворе строили оградки, а они просто готовили население к работе. Поэтому сегодня уже очевидно, что в области автомобилестроения, машиностроения мы конкуренции с Китаем не выдержим.

– Какие отрасли экономики, по-вашему, окажутся наиболее уязвимыми в свете вступления в ВТО?

– Мы 20 лет добивались вступления в ВТО, не думая о том, что нужно поднимать свою промышленность. Где сегодня наше судостроение? Мой родной волгоградский судостроительный способен сегодня конкурировать с заводами Турции или Югославии? Нет, не готов. Где наш «Красный Октябрь»? В банкротстве. Когда меня спрашивают о том, что я могу предложить в этой ситуации, я отвечаю, что для того чтобы быть конкурентоспособными на этом рынке, нужно создавать покупательскую способность нашего населения. А если 70% нашего населения получают минимальную зарплату в 5600 рублей, которые тратят на коммунальные платежи и самые насущные потребности, то как они будут покупать те же машины? Да, люди сегодня охотно берут кредиты, но мало кто думает о том, что эти кредиты нужно отдавать.

Главная сложность заключается в том, что сегодня нет четкой программы поднятия ни промышленности, ни агропромышленного комплекса. Даже считавшиеся ранее программы развития регионов сегодня во многих случаях признаны ошибочными. К примеру, многие регионы шли по пути создания комплексов. А теперь испытывают огромные проблемы со сбытом. И эти проблемы только усилятся после вступления в ВТО, где тоже ищут рынки сбыта для своей продукции. Причем очень велика вероятность, что их предложение будет дешевле. Чтобы решить все перечисленные проблемы, к ним нужно подойти системно. Недопустимо, чтобы все производители начинали разом выращивать и перерабатывать одни арбузы. Нужно понимать, что тогда нам придется продавать их у дороги. Мы уже пережили эту ситуацию с подсолнечником: засеяли 562 тысячи гектаров, потому что нам выгодно, и цена на него держится на уровне 20 рублей. Но забываем при этом, что на одном и том же месте его нужно сеять не раньше чем через пять лет. С помощью государства сегодня наши производители должны понять, где будет впоследствии реализована их продукция.

– Получается, сегодня у власти больше вопросов, чем ответов?

– Пока да, причем на всех уровнях. Власть создала условия: сняты таможенные барьеры, создала новые правила. Теперь бизнес должен научиться по этим правилам играть. Не должен быть пассивным бизнес, который сегодня что-то производит и умудряется продавать свою продукцию. Именно они напрямую общаются с потребителями и способны дать законодателям тот ориентир, по которому мы будем выстраивать свою дальнейшую работу.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter