Профессиональные медиаторы – специалисты по урегулированию споров – Волгограда объявили о начале проекта по урегулированию конфликтов в сфере ЖКХ. Предполагается, что вмешательство профессионалов поможет перевести большую часть споров в досудебную плоскость, что поможет собственникам сэкономить на судебных расходах. Напомним, впервые практику применения медиации в урегулировании конфликтов в сфере ЖКХ начали применять в столице еще в 2011 году. Изначально перед медиаторами в сфере ЖКХ ставилась задача разгрузить суды от исков, подаваемых собственниками. Теперь и волгоградские медиаторы под эгидой Волгоградской ТПП реализуют проект по урегулированию конфликтов в сфере ЖКХ.
«Главное, что мы хотим добиться этим проектом, – говорит директор Центра профессиональной медиации Волгоградской торгово-промышленной палаты Елена Шилина, – уменьшить издержки конфликтующих сторон на судебные тяжбы и осуществить профилактику переплат за коммунальные платежи. Это, в свою очередь, намного снизит уровень социальной напряженности в сфере ЖКХ».
Независимые посредники, аккредитованные при торгово-промышленной палате, помогут участникам конфликта найти общий язык и решить проблему мирным путем. Инициатива предполагает также правовое просвещение собственников жилья и специалистов сферы ЖКХ в форме консультаций и обучающих семинаров. Пока медиаторы готовы оказывать услуги бесплатно всем желающим, в дальнейшем предполагается ввести плату за услуги, которые в любом случае останутся бесплатными для людей пожилого возраста, многодетных семей и безработных.
Предполагается, что на первом этапе проект охватит Волгоград и несколько районов области. В дальнейшем, при успешной реализации, опыт в мирном разрешении жилищных конфликтов будет распространен на другие муниципальные районы области.
Шесть конфликтных ситуаций, в которых помогут медиаторы:
- Наличие двух конфликтных группировок в ТСЖ. В этом случае у получателей услуг могут возникать как финансовые вопросы, так и вопросы доверия к председателю ТСЖ.
- Столкновение на доме двух управляющих компаний. Проблемы начинаются от вопросов, какие квитанции оплачивать собственникам, до вопросов, от кого требовать выполнения услуг по обслуживанию.
- Неплательщики, отсутствие оплаты услуг в полном объеме. Достаточно часто наличие неплательщиков приводит к недостаточному количеству услуг или невысокому качеству их оказания.
- Отношение собственников к дому. Зачастую конфликты среди собственников происходят в вопросах отношения к общедомовой собственности, к примеру, мнения могут разойтись в вопросе, сдавать ли в аренду подвал дома.
- Монополия на информацию. Частенько управляющие компании грешат тем, что не предоставляют информацию об использовании средств по запросам собственников. Достаточно часто такие конфликты доходят до судов.
- Конфликты из-за автостоянок. Как правило, возникают из-за разногласий собственников на целевое использование придомовой территории.
«В любой из перечисленных ситуаций важно не допустить нагнетания конфликта, – считает Елена Шилина. – Чем раньше в решение проблемы будут вовлечены профессиональные переговорщики, тем быстрее и эффективнее будет найден компромисс».
Медиация – урегулирование споров при содействии профессионального медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Записаться на прием к профессиональному медиатору можно по телефонам: 24-30-03, кабинет примирения; 26-78-65 – Центр профессиональной медиации.
Директор ТСЖ «Краснополянская, 3» Игорь Вихорев считает, что применение медиации в сфере ЖКХ полезно хотя бы тем, что позволит свести стороны конфликта до суда.
«Часто бывает, что спорящие стороны доходят до суда, ни разу лично не встретившись, – отметил Игорь Вихорев. – Если вмешательство медиатора побудит их хотя бы на этот шаг, то, думаю, немало дел просто не дойдет до суда». С другой стороны, большая часть судебных споров имеет финансовую составляющую, то есть связана с вопросами аренды общедомового имущества, размера тарифов. «По сути любая квитанция может стать основанием для судебного разбирательства ввиду чрезмерной накрученности тарифов в регионе. И пока эти вопросы не будут урегулированы законодательно, собственникам придется отстаивать свои права через суды. Если участие медиаторов снизит остроту проблемы, будет здорово, но пока в это слабо верится».
Между тем юристы считают, что пока закон не обязывает участников конфликта обращаться к медиатору, управляющие компании Волгограда смогут попросту игнорировать институт медиаторов.
«Несмотря на то, что я сам являюсь одним из авторов идеи привлечения медиаторов в конфликты ЖКХ, пока этот механизм вряд ли сможет работать в полную силу, – считает председатель правления региональной общественной организации «Волгоградский cоюз потребителей» Сергей Попов. – Управляющие компании Волгограда, которые позволяют себе игнорировать решения суда, исполнительные листы, телеграммы депутатов и приглашения правительства, вряд ли пойдут навстречу и захотят решать эти вопросы мирно. Сегодня в спорах с коммунальщиками в 95% случаев правы потребители. Это значит, что управляющие компании должны будут добровольно делиться с ними сверхприбылями, что вряд ли осуществимо».