СЕЙЧАС +19°С
Все новости
Все новости

Незаконные мигранты: кто заплатит за их исчезновение?

Поделиться

Эксперты уже не сомневаются, что страшный взрыв в Волгограде и предшествовавшие ему события в Бирюлево приведут к очередной волне ужесточительных мер против незаконной миграции. При этом в Волгоградской области, как и во многих регионах России, целые отрасли малого и среднего бизнеса уже привычно ориентируются на использование зарубежной рабочей силы. Смогут ли они выжить без привлечения нелегальной иностранной рабсилы и чем это обернется для волгоградских потребителей, узнавали Dengi.v1.ru.

«Реально проследить взаимосвязь между количеством незаконных мигрантов и терроризмом невозможно, – считает управляющий директор группы компаний «Алор» Сергей Хестанов. – Специалисты знают, что реальный террорист вряд ли будет маскироваться под сельхозрабочего. А вот в глазах обывателя разница между террористами и нелегальными мигрантами велика. Между тем, в вопросах контроля рынка незаконных трудовых мигрантов, как ни странно, важно не перегнуть палку, поскольку экономические последствия такого шага могут быть оплачены из нашего с вами кошелька. Логичнее всего предположить, что именно сейчас борьба с незаконными мигрантами ужесточится, но в нашей стране это, как правило, ограничивается нарочито показной деятельностью. Если же допустить, что власти всерьез решат очистить рынок от нелегальных трудовых мигрантов, то в некоторых отраслях это приведет к неизбежному росту цен, который в конечном итоге оплатит потребитель».

Нарисуем – будем жить

Джамшуты и Равшаны давно стали частью не только телевизионных шоу, но и реального сектора экономики. По оценке экспертов, строительство – лидирующая отрасль по числу занятых в ней незаконных мигрантов.

«Сегодня бизнес, зажатый тисками, в том числе и возросшей нагрузкой в части социальных отчислений, частенько идет на сделку с собственной совестью ради сохранения дела, – считает заместитель руководителя регионального отделения «Опоры России» Андрей Удахин. – Нелегалам можно не только платить скромную зарплату в конверте, но и не делать за них социальные отчисления». Однако главным стимулом для найма гастарбайтеров эксперт считает более высокую продуктивность приезжих.

«В отличие от местных рабочих они настроены много работать и зарабатывать для семей, – отметил Андрей Удахин. – Наши же рабочие, выдавая частенько завышенные требования, просто ленятся работать. На этом фоне гастарбайтеры – настоящее спасение для работодателей. Дело даже не в их квалификации, дело просто в нехватке рабочих рук в отрасли в целом».

По оценкам экспертов, одномоментная очистка строительного рынка от нелегалов может привести к удорожанию жилья и строительных услуг в среднем на 20%.

«В случае, если строительная отрасль Волгограда резко потеряет большое количество работников-мигрантов, нас ожидает следующая перспектива: на первом этапе многие стройки притормозятся, это неизбежно скажется на сроках сдачи текущих объектов, – отметил директор Института «Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков. – Далее застройщики будут вынуждены привлекать на работу местных, уровень зарплат которых неизбежно будет на порядок выше, чем у мигрантов. В итоге произойдет закономерное – стоимость квадратного метра вырастет, и затраты эти упадут опять же на конечного потребителя».

Торговля без мигрантов

На втором месте по количеству незаконных трудовых мигрантов эксперты называют сферу торговли. Регулярно проводимые на рынках Волгограда и районов области рейды практически не бывают безрезультатными. Если ориентироваться на сводки правоохранительных органов, то четко прослеживается, что эхо столичных миграционных войн докатилось до Волгограда достаточно быстро. Так, в середине прошлой недели на рынках Михайловского района сотрудники районной полиции отыскали восемь уроженцев Республики Узбекистан, которые находились в России незаконно. После того, как нелегалы были доставлены в отдел полиции для разбирательства, двоих из них за пять тысяч рублей попытался выкупить житель Воронежской области. Позднее с аналогичной просьбой уже к другому участковому обратился житель Республики Дагестан, который попытался за четыре тысячи рублей выкупить еще троих узбеков. За несколько дней до теракта в волгоградском автобусе урожай незаконных мигрантов был собран волгоградскими правоохранителями на Тракторозаводском рынке Волгограда. Количество задержанных в ходе миграционных рейдов торговцев-нелегалов исчисляется от нескольких человек до нескольких десятков, и сегодня многие с трудом представляют наши рынки без них.

Между тем, оценивая столичный опыт борьбы с незаконными мигрантами на рынках, эксперты считают, что все усилия в этой сфере способны привести разве что к легализации работающих сейчас незаконно торговцев, но никак не к их исчезновению.

«Самый простой способ легализовать свое присутствие – заключить фиктивный брак с россиянкой, что и наблюдается сегодня в Москве, – поясняет Сергей Хестанов. – Если додавить ситуацию в регионах, мы получим аналогичный результат. Другой вариант вписаться в систему – пользоваться услугами наемных работников, имеющих российское гражданство. При этом по сути денежные потоки контролирует все тот же нелегал. А платит за сомнительное благополучие все тот же потребитель. К примеру, в Москве после зачистки рынков цены подросли на 5-10%».

Мигрант в поле не воин

Замыкает тройку лидеров региона по количеству занятых в отрасли незаконных мигрантов сельское хозяйство. Причем, как показывает практика, присутствие незаконной рабсилы вряд ли остается незамеченным местными властями. К примеру, в Городищенском районе полицейские выявили целое тепличное хозяйство, занимающее 30 гектаров, которое обслуживали 100 нелегалов из Китая. Сложно предположить, что такой размах остался незамеченным не только полицией, но и руководством района.

Эксперты считают, что, несмотря на завинчивание гаек, многие фермеры продолжают нанимать гастарбайтеров, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке.

«Если раньше фермеры и тепличные хозяйства области были массово ориентированы на дешевую рабсилу из Китая, Таджикистана и прочих южных республик, то теперь всем им приходится в корне пересматривать свою кадровую политику, – рассказала главный агроном КФХ «Лотос» Светлана Рум. – Есть два ключевых аспекта, которые сегодня нельзя не принимать во внимание. В Краснослободске, да и в районах области наличие почти дармовой рабочей силы из зарубежья привело к тому, что местные в поисках приличных заработков либо подались в город, либо приспособились к вахтовой работе. Те же, кто остался, работать не хотят в принципе, просто тихо спиваются. Делать ставку на них – ставить под угрозу свой бизнес. Фермеры знают, что такие работники худо-бедно отбывают трудовую повинность до первого аванса, а потом уходят в запой. А мы имеем дело с живыми растениями, которые не могут ждать, когда человек будет в состоянии заниматься, к примеру, сбором урожая. Если возвращать на землю тех, кто сейчас зарабатывает на вахтах продавцами и охранниками, то им, как минимум, нужно обеспечивать достойную заработную плату. Это значит, что фермерам, привыкшим платить иностранным рабочим мизер, придется увеличивать зарплатный фонд в ущерб рентабельности».

С другой стороны, в регионах есть и опыт продуктивной работы с фермерами в части сокращения доли мигрантов среди наемных рабочих.

«В некоторых районах Ростовской области на полях работают преимущественно местные жители, – рассказал Dengi.v1.ru Сергей Хестанов. – При этом противодействуют присутствию в регионах иностранной рабсилы районные администрации. Заботясь о занятости местного населения, они просто не продлевают договоры аренды с фермерами, которые злоупотребляют наймом гастарбайтеров. Когда на разных чашах весов у фермера оказывается перспектива нанимать вороватых и склонных к алкоголизму местных жителей или перспектива потерять бизнес, выбор чаще всего делается в пользу сохранения бизнеса. Но платит за это опять же конечный потребитель, поскольку такой компромисс оборачивается 5-10-процентным ростом цен на фермерскую продукцию».

За нарушение миграционного законодательства незаконно работающим на территории области иностранным гражданам грозит штраф до пяти тысяч рублей с выдворением за пределы РФ или без такового. Работодателю могут назначить штраф до 300 тысяч рублей или лишение свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы до двух лет или без такового.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter