Волгоградские покупатели и, главное, производители колбас были очень удивлены тем, что руководство области пускает на самотек реализацию достигнутых договоренностей о сотрудничестве с другими регионами, в то время как наши партнеры извлекают из него прямую выгоду.
Поводом для недовольства работой областных властей стала рекламная кампания, которую развернул в волгоградских СМИ иногородний производитель. Продвигая свою продукцию в торговых сетях Волгограда, производители колбас из Владимирской области сослались на соглашение о сотрудничестве, которое было подписано губернаторами регионов. Волгоградских колбасников очень удивило, что они не получили аналогичной возможности начать продажи во Владимире. Пока иногородние производители осваиваются на волгоградских прилавках, местные пищевики утверждают, что даже не знают о наличии подобных соглашений и уж тем более не встречают у партнеров и соседей радушного приема.
«О наличии некоего соглашения между губернаторами Волгоградской и Владимирской областей мы с коллегами узнали из рекламы владимирского производителя колбас, – рассказывает начальник отдела маркетинга компании «Царь-продукт» Андрей Шнайдер. – Хотя было бы логично, что при наличии таких договоренностей они должны быть взаимными, а значит, мы как волгоградский производитель тоже могли бы получить шанс освоить со своей продукцией новый для себя рынок. Однако никакой поддержки и помощи в продвижении на "дружественных" территориях мы не получали. В этом плане Волгоград более открыт для иногородних производителей, нежели другие регионы, где сети часто отказывают в месте на полке, ссылаясь на обязательства по выделению полочного пространства для местного производителя. К примеру, по моим оценкам, в той же Ростовской области "Тавр" занимает до 70% местного рынка. Наша продукция в Ростове-на-Дону и Краснодаре представлена только в федеральных сетях или неорганизованной торговле. Местные сети в соседних регионах жестко лоббируют интересы своих производителей. Справедливости ради нужно сказать, что и в Волгограде власть сегодня начала разворачиваться лицом к местным, так что надеемся, что получим поддержку хотя бы на своей территории».
Между тем удивительный пример однобокого торгового сотрудничества вызвал удивление не только у волгоградских производителей.
«Практика, когда регион поддерживает продвижение своих продуктов, – нормальная, – считает депутат Волгоградской областной думы Николай Лукьяненко. – К примеру, в краснодарской сети "Магнит" больше половины продуктов – кубанских производителей. Но если в Волгоградской области официально продвигается продукция соседей при наличии качественных местных аналогов от наших мясоперерабатывающих предприятий – это нонсенс. Региональная исполвласть должна поддерживать реализацию наших продуктов на территории других регионов, а не наоборот. Я полностью за здоровую конкуренцию, но на домашнем рынке местный производитель должен быть в приоритете.
Не скрою, опыт поддержки волгоградских производителей руководством других регионов также есть. Соглашение о сотрудничестве и поддержке нашей плодоовощной продукции было заключено с Москвой. Но этому есть логическое объяснение: в столице климатически нет возможности выращивать овощи в таком количестве и такого качества, как в Волгоградской области. Пример же, когда вместо поддержки своего производителя мы поддерживаем аналогичного, но из другого региона – мягко говоря, не совсем правильный».
С другой стороны, эксперты говорят о том, что волгоградских производителей отличает некая аморфность, в силу которой они не очень-то и стремятся завоевать рынки соседних регионов.
«В свое время мы пытались наладить выездную ярмарку волгоградских товаров, чтобы дать возможность нашим производителям знакомить со своим товаром другие регионы, – рассказывает коммерческий директор ОАО «Волгомясомолторг» Дмитрий Семененко. – Однако желающих оказалось на удивление немного. В оправдание своей инертности люди приводили кучу аргументов, не всегда, на мой взгляд, оправданных. Сегодня, изучая рынок сбыта молочной продукции, я вижу, что продвижение в другие регионы – это прежде всего вопрос желания и, конечно, инвестиций. К примеру, "Коровке из Кореновки" размещение фирменных киосков на территории столицы обошлось в 50–70 миллионов рублей. Волгоградцы пока не готовы брать иногородние рынки таким решительным напором. Но и говорить, что наши производители испытывают сложности со сбытом дома, нельзя. Наши волгоградские сети – "Радеж", "МАН", "Покупочка" предлагают местным производителям очень вменяемые условия. По примеру "Волгомясомолторга" скажу, что сегодня есть спрос на наше мороженое в Ессентуках, Казахстане, Саратове. Если бы мы получили еще и больше поддержки от Минпромторга и комитета по сельскому хозяйству, было бы здорово».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com