Бизнес Мэрия Волгограда и обладминистрация задолжали за автобусы и скоростные трамваи

Мэрия Волгограда и обладминистрация задолжали за автобусы и скоростные трамваи

Мэрия Волгограда и администрация Волгоградской области задолжали более 30 миллионов рублей за поставку скоростных трамваев и автобусов. Решения о взыскании накопленных долгов в пользу ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» из Ямало-Ненецкого административного округа уже вынесли арбитражные суды.

Как сообщает V1.ru со ссылкой на вступившие в силу два судебных акта арбитражного суда Ямало-Ненецкого административного округа, комитет транспорта, промышленности и связи мэрии Волгограда задолжал лизинговой компании по платежам вместе с неустойками без малого 30 миллионов в рамках муниципального контракта лизинговой аренды скоростных трамваев.

Иск компании к другому ответчику, комитету транспорта администрации области, рассматривал Арбитражный суд Волгоградской области. При этом повод был аналогичный – задолженность, образовавшаяся в рамках исполнения государственного контракта на оказание тех же услуг, только по лизинговой аренде автобусов. Суд посчитал справедливым взыскать с областного комитета за счет казны Волгоградской области помимо основной задолженности в один миллион две тысячи 366 рублей и 43 копейки также неустойку, которая, кстати, оказалась вдвое больше основного долга и составила 2 615 230,45 рублей. Кроме того, областной администрации придется компенсировать лизингодателю расходы по оплате госпошлины на сумму 41 088 рублей. Всего же администрация обязана заплатить 3 658 684,88 рублей.

Отметим, что апелляционная инстанция решение признала законным и обоснованным. Однако, как стало известно V1.ru, в настоящее время областной комитет транспорта и дорожного хозяйства обжаловал его в Арбитражный суд Поволжского округа. Рассмотрение жалобы назначено на 17 ноября.

В долгах, как в репьях

Безусловно, заключенный 11 ноября 2010 года между ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» и департаментом городского хозяйства администрации Волгограда (ныне комитет транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, лизингополучатель) муниципальный контракт финансовой аренды (лизинга) скоростных трамваев был очень нужен Волгограда. Ведь он напрямую касался муниципальных нужд МУП «Метроэлектротранс» на 2010–2016 годы, притом с переходом права собственности транспорта к муниципальному образованию – городской округ Волгоград.

Согласно его условиям, лизингодатель, инвестировав денежные средства, приобретал у ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» семь трамвайных вагонов. И сразу после получения предусмотренного контрактом аванса на сумму 77 000 000 передавал транспорт департаменту в два этапа, с последующим правом его выкупа.

Первое время действительно все шло как по маслу. Исполнив принятые на себя обязательства, компания передала трамваи департаменту-лизингополучателю, как и было прописано в контракте. А как дошло до лизинговых платежей – возникли нарушения сроков и порядка оплаты. В итоге терпение компании-лизингодателя лопнуло, и она один за другим подала в арбитраж два иска в арбитраж Ямало-Ненецкого автономного округа. Первый на сумму 26 787 992,89 рублей, а второй – на 34 898 632,61 рублей.

Как ни странно, но даже решение в пользу истца не заставило ответчика в лице комитета транспорта, промышленности и связи мэрии Волгограда как можно быстрей расплатиться. И только появление второго внушительного иска вынудило его принять, наконец, экстренные меры. В результате задолженность перед лизинговой компанией уже на стадии разбирательства была частично погашена. Надо ли говорить, что за несвоевременную уплату лизинговых платежей суд взыскал с подразделения мэрии в пользу компании неустойку, составившую 1 271 805,15 рублей? Общая же сумма взыскания вместе с оставшимся долгом составила 2 493 070,05 рублей.

Интересно, что комитет транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда рассчитанную истцом неустойку посчитал необоснованной, поскольку задержка в выплате лизинговых платежей произошла не по его вине, а была вызвана… отсутствием денежных средств в бюджете Волгограда и на счетах комитета. А сам комитет своевременно направлял в департамент финансов администрации Волгограда платежные поручения «в пределах доведенного кассового плана об оплате лизинговых платежей».

Более того, ответчик, похоже, забыл, что даже в этой плачевной ситуации вполне мог бы воспользоваться своим правом, чтобы заявить ходатайство хотя бы о снижении неустойки. Соответственно не только и себя, но и суд лишил правовых оснований для уменьшения неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.

Как бы там ни было, суд не оставил без внимания этот щекотливый момент. Со ссылкой на судебную практику он пояснил, что отсутствие денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от ответчика. Ну, а так как этот факт не свидетельствует об отсутствии вины комитета, то и оснований для освобождения его от ответственности тоже нет (п. 1 ст. 401 ГК РФ).

Напомним, что ранее комитет транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда уже прибегал к практике «тянуть до последнего» в ходе судебной тяжбы с питерской компанией «Интерлизинг». Точно также до вынесения решения арбитражным судом Волгоградской области ответчик все-таки поспешил выплатить истцу по делу 17 500 003 рублей – задолженность по лизинговым платежам за поставку в Волгоград новых троллейбусов. При этом комитет, не согласившись с начислением ему пени в размере 551 883,5 рублей за несвоевременное внесение платежей, обжаловал судебный акт в этой части. Однако апелляционная инстанция пришла к выводу, что сумма неустойки взыскана с учётом обстоятельств дела, правоприменительной практики и соразмерна нарушенному праву истца. Добавим, что вместе с судебными расходами последнего на оплату госпошлины в размере 113 259 рублей, контракт обошелся комитету, а точнее – муниципальному бюджету, в 18 165 145,5 рублей. То есть на 665 142, 5 рублей дороже. Решение вступило в законную силу.

Занятная математика

Те же проблемы преследовали ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания», единственным владельцем акций которой, кстати, является Российская Федерация в лице Министерства транспорта Российской Федерации, и в процессе работы с комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.

12 сентября 2011 года комитет как заказчик заключил с лизинговой компанией социально значимый для нашего региона государственный контракт на оказание услуг лизинга автобусов стоимостью в 542 058 000 рублей. Как и в случае с мэрией, ПАО «ГТЛК» по поручению комитета приобрело в собственность, а затем предоставило ему автобусы как лизингополучателю во временное владение и пользование.

В дальнейшем госкомпания вела себя также честно и добросовестно даже несмотря на ЧП, повлекшие так называемую «конструктивную гибель» двух автобусов – марки «Волжанин» и Volgabus. В обеих ситуациях (а по оценкам специалистов, такой транспорт считается погибшим из-за высокой стоимости его восстановления с помощью ремонта – до 70 и более процентов от рыночной стоимости. – Прим. Авт.) к контракту были составлены соглашения, на основании которых отношения по аренде автобусов аннулировались с зачетом лизингополучателю остатков сумм страховых возмещений в счет погашения задолженности.

13 января 2015 года с учетом выбывших объектов лизинга стороны скорректировали стоимость оказываемых по государственному контракту услуг, установив ее в размере 529 512 318,59 рублей.

18 января ПАО «ГТЛК» на основании акта сверки взаимных расчетов за 2015 год проинформировало областной комитет транспорта и дорожного хозяйства об имеющейся задолженности по уплате лизинговых платежей на сумму 1 002 366,43 рублей. Но, получив ответ об отсутствии таковой, госкомпания обратилась с иском о ее взыскании в волгоградский арбитраж.

На данный момент как судом первой инстанции, так и в апелляции установлено наличие долга именно в указанной истцом сумме. По мнению судей, ответчик не доказал оплату платежа в размере 1 002 366,43 рублей. Требования ПАО «ГТЛК» о взыскании неустойки на сумму 2 615 230,45 рублей также признаны правомерными. Общая сумма взыскания, включая расходы компании по оплате госпошлины (41 088 рублей), составила 3 658 684,88 рубля.

Фото: Фото Марии Часовитиной

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
36
ТОП 5
Мнение
«Ипотеки нет»: какие остались способы купить квартиру при новой ставке ЦБ
Анонимное мнение
Мнение
«Многим девушкам тут нравится»: как россиянка работает в стрип-клубе — откровенная история
Анонимное мнение
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Мнение
«Придется снижать цены»: миллиардер — о том, что ждет рынок недвижимости в 2025 году
Анонимное мнение
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления