— Здравствуйте, Владимир Владимирович. Меня зовут Ксюша. Я из Волгограда, — говорит в камеру телефона заплаканная маленькая девочка. — Недавно папа мне сказал, что его могут задержать и даже арестовать. Я спросила: «За что?» Он ответил, что какие-то люди придумали то, что он никогда не совершал. Хочу спросить у вас: почему так может быть? У меня есть младшая сестра Ариша. И мы очень любим своего папу. Его вчера задержали. Прошу вас разобраться, почему у нас в стране такое возможно.
Папа этой заплаканной девочки, бизнесмен Кирилл Иванов, был задержан в центре Волгограда на парковке у торгово-развлекательного комплекса «Пирамида», якобы как не являющийся по вызовам судьи. Его жена Юлия, уже почти два года бьющаяся за свободу супруга, срочно вылетела в Москву и уже сегодня встала с плакатом у здания на Лубянке, где расположена приёмная Федеральной службы безопасности России. Семья Ивановых уверена — уголовное дело в отношении Кирилла сфабриковано полицией и чиновниками.
Проблемы у директора ООО «Приволжскнефтедобыча» Кирилла Иванова начались в 2017 году, когда компания выиграла госконтракт на поставку 800 тонн топочного мазута для котельных Харабалинского района Астраханской области. Сумма контракта, одного из 42 имеющихся в портфолио компании, составляла около девяти миллионов рублей.
Фирма начала исполнять контракт, но в октябре три грузовика с мазутом были задержаны сотрудниками отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Астраханской области. По версии следствия, Иванов должен был поставить в Харабали топочный мазут марки «М-100», однако вёз 28 тонн нефтепродуктов, не соответствующих требованиям ГОСТ. Нанесенный ущерб оценили почти в миллион рублей.
— У заказчика не было никаких претензий к качеству мазута, поставка была оплачена, — говорит адвокат Кирилла Иванова Александр Архипов. — А вот полицейским качество мазута не понравилось. Не спорю, иногда бывает брак поставки. Но на этот счет есть пункт контракта — в случае, если поставленный товар не соответствует критериям, он просто возвращается производителю, а тот взамен отгружает товар качественный. За шесть лет работы с этим заказчиком такое было, правда, всего один раз. Провести повторную экспертизу задержанного полицией мазута также оказалось невозможно — он, как выяснилось, был полностью сожжен в харабалинских котельных.
Но в администрации Харабалинского района поступили иначе, и семья Ивановых именно в этих действиях чиновников видит причину всех своих бед. В районе был введен режим чрезвычайной ситуации, позволивший администрации проводить экстренные закупки мазута без обязательных в обычных условиях торгов. Первой же закупкой, без аукциона и у единственного поставщика, администрация закупила 820 тонн мазута «М-100» за 13 с лишним миллионов рублей. Всего под прикрытием режима ЧС за зиму 2017–2018 года районные чиновники закупили без конкурса топлива для котельных на 87 миллионов рублей. Стоит отметить и еще один момент. Только осенью этого года компании Кирилла Иванова удалось через суд выбить с харабалинской администрации деньги за топливо, поставленное в 2018 году. Аналогичная ситуация была и по поставкам 2017 года.
А Кирилла Иванова арестовали, и полгода он провел в следственном изоляторе по обвинению в крупном мошенничестве. Он категорически настаивал на своей полной невиновности, не пошел на сделку со следствием и писал жалобы во все возможные инстанции. Все это время билась за мужа и Юлия, приходившая на личные приёмы практически ко всему руководству Астраханской области и не раз выходившая на одиночные пикеты. Но выпустили из СИЗО Кирилла Иванова только после того, как семья обратилась к Владимиру Путину.
Меру пресечения ему изменили на подписку о невыезде, но заодно и утяжелили статью, переквалифицировав обвинение на мошенничество в особо крупном размере.
В пресс-службе УМВД России по Астраханской области отказались раскрыть подробности уголовного дела, возбужденного против предпринимателя, ограничившись весьма лаконичным комментарием:
— Сообщаем, что в отношении Кирилла Иванова Следственной частью Следственного управления УМВД России по Астраханской области в ноябре 2017 года возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ, — уточнил официальный представитель астраханской полиции Петр Русанов. — Уголовное дело закончено производством и направлено в Харабалинский районный суд для рассмотрения по существу в апреле 2019 года. В ноябре 2019 года, в связи с неявкой на судебные заседания, обвиняемый был объявлен в розыск судом. В связи с рассмотрением уголовного дела судом, сообщить иную информацию не представляется возможным.
По словам самого Кирилла Иванова, его объявили в розыск после очередного заседания суда, прошедшего в ноябре 2019 года. До этого момента в суде удалось выяснить, что эксперт, выдавший заключение о том, что поставляемое топливо некачественное, не имел права проведения подобных экспертиз, сама экспертиза была проведена с нарушениями, а один из свидетелей обвинения на суде заявил, что дал показания против Кирилла под давлением сотрудников полиции.
В ноябре адвокат Иванова Александр Архипов уехал в отпуск, о чем заранее уведомил суд.
— Но буквально на следующий день суд вызвал моего подзащитного, назначил ему государственного защитника и за одно заседание закончил судебное следствие, сразу перейдя к прениям, — говорит адвокат. — Вынести решение в этом же заседании помешало лишь ухудшение здоровья Иванова. Заседание перенесли. При этом никаких повесток о необходимости явки в суд мой доверитель не получал. И это не помешало объявить его в розыск, изменив ему меру пресечения на заключение под стражей на пять месяцев начиная с момента задержания.
В четверг, 12 декабря, Кирилл Иванов был задержан на парковке ТРЦ «Пирамида» сотрудниками полиции как находящийся в федеральном розыске.
— Задерживали Кирилла сотрудники полиции, — рассказал Александр Архипов. — Долгое время они не могли предоставить надлежащим образом заверенную копию решения суда об изменении меры пресечения моему подзащитному и помещении его в следственный изолятор, но потом все же предоставили надлежащим образом оформленный документ и забрали Кирилла с собой. По решению суда он должен находиться в СИЗО № 1 города Астрахани. Возможно, что его уже перевезли туда. Связаться с ним невозможно, а увидеться с ним мне так и не дали.
В прокуратуре Астраханской области отказались комментировать дело, уточнив, что любые комментарии будут возможны только после вынесения приговора.