Как стало известно 10 января, ООО «Корпорация Красный Октябрь» купила с торгов за 167 миллионов рублей имущество обанкроченного Волгоградского завода буровой техники (ВЗБТ). Фактически новым владельцем завода стал бывший глава Госжилнадзора Андрей Веселков.
— ООО «Корпорация Красный Октябрь» приобрела недвижимое имущество ВЗБТ за 167 миллионов рублей, — сообщает V1.RU со ссылкой на результаты аукциона. — Активы обанкроченного ВЗБТ находились в залоге у «НОКСБАНКа». Начальная цена торгов составляла 410,47 миллиона рублей. Завод в итоге купили в 2,5 раза дешевле заявленной стоимости.
ООО «Корпорация Красный Октябрь» была зарегистрирована в налоговой 11 декабря 2018 года. Одним из её учредителей стал Андрей Веселков, приехавший в Волгоград в 2014 году вместе с губернатором из Брянской области и занимавший управленческие посты в администрации региона. Андрей Веселков уволился за 10 дней до основания корпорации с поста руководителя инспекции Госжилнадзора Волгоградской области.
У ООО «Корпорация Красный Октябрь» уставной капитал в размере 10 000 рублей. Долей в 49% владела «Корпорация развития Волгоградской области», а 51% был у Андрея Веселкова. Юридический адрес организации на проспекте Жукова, 3, где располагается АО «Корпорация развития Волгоградской области». Через 10 дней после регистрации доля корпорации была передана Андрею Веселкову.
«Корпорация Красный Октябрь» приобрела право аренды до 2052 года 189 тысяч и 162 тысячи квадратных метров на шоссе Авиаторов и еще 5,5 тысячи на Авторемонтной. Здания и строения — производственный корпус на 87,7 тысячи квадратов, административный корпус на 5,6 тысячи, административный бытовой корпус с переходными аллеями на 12,3 тысячи, ангар на 827,7, склад металлургических заготовок на 2,7 тысячи, склад готовых изделий на 12,5 тысячи, столярный участок на 203, энергоблок на 1,8 тысячи, хозблок с конторскими помещениями на 2,5 тысячи, гаражи для легковых авто и спецтехники на 887 и 571, лабораторию на 19,3 тысячи, механосборочный корпус с гальваническим отделением на 12,2 тысячи, склад-модуль на 4,5 тысячи, гаражи с бытовыми и конторскими помещениями на 1,7 тысячи, гаражи на 872, бытовые помещения открытых складов на 312, склад металла на 11,4 тысячи, склад заготовок на 16,1 тысячи, площадку контрольной сборки на 13,4 тысячи, резервуарный парк запаса воды на 2,4, подстанцию на 370, административно-бытовой корпус с переходной галерей УППиИО на 3,3 тысячи и ИВЦ на 3,4 тысячи, административно-бытовой корпус с переходной галереей и мезонином на 4,1.
Гибель ВЗБТ
В начале 2010-х завод производил тяжёлые вышки с нагрузкой до 300 тонн и выполнял контракт по изготовлению 24 таких вышек для «Сургутнефтегаза». Осенью 2011 года на ВЗБТ во время испытания буровых произошло несколько аварий, которые усугубила экономическая ситуация на предприятии.
В феврале 2012 года на ВЗБТ разгорелся скандал в связи с повальным увольнением сотрудников предприятия. Первыми покинули рабочие места технический директор Игорь Колесников и 50 конструкторов. На предприятии два месяца не платили заработную плату, которую руководство к тому же не хотело повышать. Рабочие завода получали по 8000 рублей и терпеть безденежье больше не смогли.
Заказ «Сургутнефтегаза» был сорван. Вместо 24 вышек ВЗБТ выпустил 7. Больше крупных заказов не было. Весной 2014 года производство остановилось. Директор Николай Зацаринный перевёл рабочих на график 2/3 рабочего дня. Новых контрактов у завода не появилось. Постепенно на заводе начались сокращения.
К концу 2014 года на ВЗБТ числились 2014 рабочих. Часть из них в декабре вышли с пикетами у администрации с требованием возобновить работу предприятия и выплатить накопившиеся долги по зарплатам. Спустя неделю СУ СКР по Волгоградской области по инициативе Михаила Музраева возбудил уголовное дело в отношении Николая Зацаринного. Ему вменялись невыплата зарплат при личной заинтересованности и наличии денежных средств, а также сокрытие 60 миллионов рублей налогов. На 27 объектов недвижимости ВЗБТ был наложен арест.
На следующий день губернатор Андрей Бочаров сделал заявление по поводу судьбы предприятия.
— Регион готов принять эти объекты и найти для них инвесторов, чтобы промышленные площадки нормально работали, — заявил Андрей Бочаров.
После этого глава региона призвал владельцев ВЗБТ полностью рассчитаться с рабочими, продав свои яхты, машины, виллы.
— А после, если не хотят или не умеют управлять, уступают свои активы государству, — отметил Андрей Бочаров.
Чтобы заявление было убедительнее, кулуарно распространялись слухи, что у губернатора уже есть потенциальный заказчик на 30 буровых, который и спасёт ВЗБТ от гибели. К тому времени долги предприятия превысили 1,8 миллиарда рублей. 160 миллионов из них были невыплаченные зарплаты.
Летом 2015 года завод объявили банкротом. Он задолжал 1,9 миллиарда рублей «Сбербанку», 400 миллионов рублей налоговой и ещё 30 различным организациям.
В мае 2016 года бывший контролирующий акционер ВМК «Красный Октябрь» Дмитрий Герасименко заявил, что приобрел контрольный пакет долговых обязательств ВЗБТ и собирается включить его в свою производственную цепочку. Владелец «Красного Октября» пообещал начать набор сотрудников летом того же года. Но перезагрузки на ВЗБТ не произошло. В августе с массовыми пикетами на улицы начали выходить оставшиеся без зарплат рабочие предприятия.
Продать ВЗБТ за 456 миллионов рублей впервые попытались в августе 2019 года. Желающих приобрести здания, сооружения и право аренды участков ВЗБТ, находящихся в залоге у АО «НОКССбанк» не нашлось. Аукцион не состоялся по причине отсутствия заявок.