Волгоградский предприниматель, владелец новой торговой сети Владислав Минаев заявил о начале конкурентной войны среди «магазинов для нищих», развязанной против его предприятия со стороны аналогичной, но гораздо более крупной торговой сети. Он называет это ярким примером недобросовестной конкуренции в сфере жесткого дискаунта и подает обращения в надзорные и контролирующие органы.
Напомним, в Волгограде, как и по всей России, еще несколько лет назад начали массово открываться магазины сетей жесткого дискаунта, быстро получившие народный перевод экономического термина как «магазины для нищих». Это магазины с ограниченным выбором товаров, в основном включающим лишь основные продукты потребления. Торговое помещение больше напоминает склад, а привычную выкладку зачастую заменяют лежащие на полу палеты с продукцией малоизвестных марок. Ориентированы «магазины для нищих» на людей с низким уровнем дохода и пенсионеров, а сравнительно невысокие цены достигаются тотальной экономией на всем — от жесткой работы с поставщиками до снижения затрат на оборудование, персонал и внешний вид торговых точек.
«Два месяца назад мы открыли продуктовый дискаунтер "Полцены", — написал на своей странице в соцсети Владислав Минаев. — В наших магазинах всегда качественный товар по самым низким ценам. Покупатели о нас узнали, мы завели местных поставщиков, поставили доступную всем цену путем честного ценообразования — как итог пошла выручка и стал расти средний чек. Естественно, мы перешли дорогу конкурентам. Наши конкуренты не захотели в честной борьбе за клиента развиваться. Вместо того, чтобы следить за чистотой торговой площади, красивой выкладкой, сроками годности, работой с поставщиками, они применяют нечестные методы войны».
По словам бизнесмена, его конкуренты начали давить на поставщиков, мешая им вести бизнес.
— Я завел в свои магазины местных поставщиков. Это волгоградские ребята — небольшие семейные хозяйства, — рассказал Владислав Минаев корреспонденту V1.RU — Так получилось, что эти же товары есть и в другом дискаунтере. И у нас есть с ними общие поставщики. Что делают наши конкуренты? Они приостановили поставщикам полностью оплату и вынуждают прекратить отношения с нами, и делают это в ультимативной форме. Ультиматум звучит следующим способом: мы вам перестали платить деньги, выводим вас из сети. Делайте что хотите, либо выводите товар из моих магазинов, либо живите как хотите.
По данным из открытых источников, Владислав Минаев является одним из учредителей зарегистрированного в Москве ООО «Полцены», где ему принадлежит половина уставного капитала в пять тысяч рублей. Вторая половина у директора ООО Анастасии Менжулиной. Также, по открытым данным, господин Минаев является директором зарегистрированного в Волгограде ООО «Мегаполис», учредителями которого являются ООО «Тамерлан» (торговая сеть «Покупочка». — Прим. ред.), экс-мэр Волгограда и экс-депутат Государственной думы Евгений Ищенко, и также принадлежащее Евгению Ищенко ООО «Витера».
В разговоре с корреспондентом V1.RU Владислав Минаев отказался называть конкретную компанию, развязавшую, по его словам, с ним конкурентную войну за поставщиков. Он сослался, что будет готов сделать это только в начале недели, после того как подготовленные им письма и обращения в надзорные и контролирующие органы будут выверены юридическим отделом. Но уточнил, что речь не идет о привычных уже в Волгограде форматах торговых сетей — «Покупочка», «Магнит», «Ашан» или «Радеж», а касается исключительно так называемых жестких дискаунтеров, в нише которых он ведет бизнес.
Один из поставщиков товара жестким дискаунтерам сообщил корреспонденту V1.RU, что такие требования со стороны крупной торговой сети к ним действительно поступали. Но он согласился рассказать об этом только на условиях анонимности, опасаясь навредить своими словами собственному бизнесу.
— Наша компания — достаточно крупный производитель. Мы со всеми нашими партнерами пытаемся искать точки соприкосновения так, чтобы не было конфликта интересов, — сообщил поставщик, — мы старательно разводим ассортимент и интересы наших покупателей. Но сейчас начинаются непонятные истории от одной сети, которая выставляет условия поставщикам по поводу сотрудничества с сетью «Полцены». Они ставят вопрос так: «Либо мы, либо они», и обещают отказаться от сотрудничества. Инициатором этого, на мой взгляд, выступает закупщик, курирующий территорию Волгограда, Астрахани и Калмыкии.
Сейчас в Волгограде жестких дискаунтеров три: это сеть магазинов «Светофор», открывшийся в декабре в Красноармейском районе магазин сети «Доброцен» и два магазина «Полцены», принадлежащих Минаеву с партнером.
В ходе телефонного разговора с закупщиком «Светофора», отвечающей за работу с поставщиками, последняя бросила трубку, как только услышала вопрос. Через некоторое время представитель дискаунтера связался с редакцией, попросив направить в компанию официальный запрос.
В своем ответе директор ООО «Торгсервис 34» Владимир Бузулуцков со ссылкой на российское законодательство настаивает, что граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей в определении любых не противоречащих закону условий договора, а основная цель коммерческих организаций — извлечение прибыли.
— Организация торговли обязана обеспечивать закупку по конкурентной цене, и конкурентная цена — цена, меньшая [по отношению к] ценам товаров-конкурентов, — заявил в ответе господин Бузулуцков. — Тем самым следует руководствоваться тем, что возможная вынужденная необходимость расторжения договоров поставки с поставщиками товаров, в случае если не будет достигнуто соглашение о приемлемой для обеих сторон цене, обусловлена добросовестными действиями нашей организации при осуществлении и защите своих гражданских и коммерческих прав и интересов.
Часть опрошенных экспертов считает, что озвученная Владиславом Минаевым ситуация является нетипичной для волгоградского рынка. Так, по словам руководителя одного из поставщиков свежих овощей в торговые сети Нины Метальниковой, сейчас никто в Волгограде так не работает и не платятся даже откаты, чтобы разместить свой товар на полках крупных сетей.
— Для меня это сюрприз, и я впервые слышу о таком. На меня лично и моих сотрудников никто и никогда не давил. Мы с таким даже не сталкивались, — рассказала Нина Метальникова, — При этом, если говорить о Волгограде, то здесь не одна сеть, так что такое поведение не имеет смысла.
Эксперт в сфере ритейла в том числе и в Волгограде, отказавшийся от авторизации, считает, что проблема и ее масштаб избыточно раздуты.
— Ритейлеры и поставщики постоянно находятся в каком-то диалоге. Всегда возникает масса конфликтов и проблем. Но к этой ситуации я серьезно не отношусь, — рассуждает эксперт. — А вообще проблемы, конечно, бывают. У Владислава Минаева совсем небольшая сеть из двух магазинов. Я думаю, что проблема преувеличена. Не скажу, что ситуация фантастическая. Но в данном случае думаю, что он ее преувеличил ввиду незначительности его сети. Такие проблемы иногда возникают. Они решаются путем переговоров в рабочем порядке. Но не нужно делать из мухи слона. Не нужно говорить, что все сговорились, чтобы удушить начинающую сеть, которая решила всех облагодетельствовать. Это не так. Реальная маржа, которую зарабатывают в сухом остатке ритейлеры, исчисляется в 1–2% после вычета всех затрат. У них же очень много затрат — это и транспорт, это и зарплаты, это и налоги, и коммуналка, и проценты по кредитам. Потому что очень большая конкуренция. И невозможно продавать за полцены, потому что разоришься. Ритейлер не берет продукцию из воздуха. Он берет ее под реализацию, и если он продает ее ниже себестоимости, то он получает убытки. Поэтому чудес не бывает. В ритейле ситуация более или менее неплохая, потому что он очень конкурентный. Это не то место, где нужно искать, что жлобы, спекулянты продуктами питания взвинтили цены. Нет — это не так. Люди там зарабатывают копейку своим трудом и зарабатывают неплохие деньги только за счет больших оборотов. А в этом случае, думаю, больше эмоций, чем реальной проблемы.