Каждый стартапер, решивший создать, открыть и начать свое дело, мечтает о головокружительном успехе. Тем более когда глянцевые журналы и социальные сети заполнены яркими историями тех, кто нашел свою нишу и кому повезло. Но, ориентируясь на них, молодые бизнесмены часто совершают традиционную «ошибку выжившего», забывая, что на каждого сорвавшего куш приходятся десятки проигравших. Сегодня мы рассказываем истории тех, кто начал бизнес и проиграл, хотя с самого начала верил в свою звезду и предназначение.
Лана Фаустова: «Трамвай», который всё же свернул»
— Моя история с кофейней, началась еще в 2018 году, — вспоминает Лана Фаустова. — Тогда, находясь в поиске подработки, я наткнулась на милое название заведения «Трамвай», что и покорило мое сердечко. От объявления повеяло теплом, уютом и тонной идей, которые сразу начали у меня возникать, особенно после знакомства с владельцами. К тому моменту, когда я год отработала в найме, мое начальство решило сменить сферу деятельности, и в августе 2019 года кофейня была выставлена на продажу. И я решила ее купить. Решение было очень спонтанным, волнительным, но уверенным. Главной проблемой была финансовая сторона. Поэтому сразу после того, как мы на словах договорились о передаче бизнеса в мои руки, с адреналином в крови я отправилась в банк за кредитом.
По словам Ланы, она тогда еще не понимала, что кредит был получен с безумным процентом. Тогда всё затмевала эйфория, а потом, когда «подводные камни» привели к краху бизнеса, это привело к закрытию и хорошему, но болезненному уроку.
— Я до последнего момента никому не говорила, что выкупаю кофейню. Для меня важно исполнить сначала все планы, закрепить их наверняка, а потом уже рассказывать. По завершении всех процедур я позвала маму в ресторан и просто положила на стол документы о регистрации ИП и о покупке готового бизнеса. Всё по факту, без «воды». Мамуля, конечно, расплакалась, обрадовалась и сказала прекрасное: «Я горжусь тобой». Друзей же специально не информировала — только после прямого вопроса: «Чем занимаешься?»
В купленной Ланой кофейне было развешано много фотокарточек на трамвайную тему. И на одной карточке был изображен трамвай с номером 19 и фраза: «Он не свернет»
— Когда было особенно тяжело и казалось — всё необратимо рушится, я проговаривала эту фразу. Действительно становилось легче и дух поднимался из-под пледа уныния, — вздыхает Лана. — А вообще я всегда хотела создать бизнес с историей, и я его получила. И уже рассматривала идею развития своего кафе «Трамвай» как одно из направлений достойного развития туризма в Волгограде. Ведь, помимо общеизвестной фишки Волгограда — скоростного трамвая, именно модель Tatra известна своим особым шармом и атмосферой. Я четко видела перспективу в развитии этой концепции, так как, помимо внешних атрибутов, которыми можно делиться, ощущать и трогать, есть и что-то более глубокое, душевное и значимое.
Но реализовать свои идеи Лане помешало, по ее словам, множество внешних факторов. В бизнес-центре, где она арендовала площадь, скептически отнеслись ĸ названию и самой идее, заявив: «Это несерьезно, ребята». Кроме того, наложилась еще и пандемия коронавируса. Поэтому Лана вместе со своим молодым человеком Владиславом начали искать новое место для полной реализации «трамвайной» концепции кофейни. Лана брала на себя креативное направление, а Владислав — техническую и финансовую часть, изготовление стойки и, самое главное, реставрацию украшения кофейни — трамвайной «маски» — лобовой части трамвая Tatra.
Лана вспоминает, что максимально пытались всё сделать сами, но траты всё равно нарастали как снежный ком.
— Мы брали всё по минимуму. Делали всё, что могли сотворить своими руками. Конечно, этого не хватало, — вспоминает Лана. — Мы начали функционировать с большими недоработками в формате «кофе с собой», зная все свои недочёты. Планировали потихонечку сами расти, а полученную прибыль пускать в оборот, постепенно обновляя места и оборудования, чтобы в итоге прийти ĸ отдельному полноценному заведению с посадочными местами. Поэтому наша история закончилась крахом. Ибо вложения еще требовались, и они были очень весомыми, а трат мы не потянули.
По словам Ланы, в какой-то момент кофейня «встала». Выручка упала, проходимость оказалась маленькой, плюс в шаговой доступности было еще две кофейни.
— Кофейня отбирала много сил и времени, при этом не развиваясь. Это уничтожило в нас всё. Мы с Владом перегорели, — вспоминает Лана. — Это ужасное состояние. Я искренне желаю никому этого испытать. Ты ментально умираешь. Мозг уже не находит решений, дело начинает прогорать вместе с тобой, как живой организм.
«Бизнес не терпит, когда ему перестают уделять внимание. Все процессы останавливаются. Этот застой, как болото, тебя засасывает с головой»
Выход, по словам Ланы, был только один — признать поражение.
— Вылезти можно, но для этого требовались совсем иные усилия и помощь, — признается Лана. — Да, мне хотелось продать не просто кофейню, а целый проект для единомышленников, у которых есть финансовые возможности и желание развивать «Трамвай» до международного уровня. Но пока таких людей не нашлось. Если они найдутся, я буду рада поделиться экономическими возможностями и перспективами этой концепции. А я? А я на данный момент благополучно банкрот.
Александра Алёхина: «Платежеспособность волгоградцев не порадовала»
Волгоградка Александра Алёхина уже давно шьет одежду, и у нее даже есть собственный бренд купальников. Она решила расширить свои возможности и стать владелицей фотостудии, но потерпела фиаско.
— Раньше я время от времени арендовала студии, приглашала фотографов и моделей для съемки лукбуков, — рассказывает Александра. — А потом решила, что было бы интересно самой заняться фотографией, а открытие студии не ограничивало бы меня по времени.
Для фотостудии Александра сняла помещение, где начала снимать свои первые работы, иногда подрабатывая фотографом и сдавая его в аренду другим фотографам.
— Идея дизайна студии была моя. Я очень люблю лето, солнце, тепло, и хотелось, чтобы было место, где оно круглый год, — вспоминает Александра. — Да и купальники в такой студии проще фотографировать.
На помощь в бизнесе пришли друзья. Подруга, которая когда-то работала в модельном бизнесе, давала советы, подсказывала, как лучше сделать, и помогала физически.
— Можно сказать, мы открывали ее вместе, — вспоминает Александра. — Вопрос, в каком городе открывать студию, для нас не стоял. Мы в Волгограде живем и работаем. Хотя перспектива платежеспособности волгоградцев, конечно, не радовала. Затраты на открытие были достаточно большие. Хорошее профессиональное оборудование стоит дорого, иногда даже больше, чем, например, в Москве. Ведь всё оборудование доставляется именно оттуда, а значит, накладываются еще и транспортные расходы.
Но перспективы зарабатывать на фотостудии оказались не воплощенными в реальность. Сама Александра считает, что на рентабельности сказалась общая ситуация в стране и экономический кризис.
— Бизнес себя не окупил, наверно потому, что я слишком мало времени уделяла его развитию и просто не успевала делать всё и сразу, — расстроенно говорит Александра. — В скором времени планирую ее закрывать. Это связано с непростыми временами для нашей страны. Любой кризис или какое-то событие сильно отражается на малом бизнесе. Я сама сталкиваюсь, к сожалению, с этим не в первый раз. Сейчас в голове появляются новые идеи, но уже подстроенные под новые реалии и потребности, ведь жизнь меняется.
Александра верит, что после кризиса она вновь сможет открыть фотостудию и не допустит прежних ошибок.
— Если отмотать время назад, я бы ничего не изменила. Ведь я получила несравненный опыт, который бесценен, — говорит она. — Всегда повторяю: «Что нас не убивает, делает нас сильнее!» Возможно, когда наступят более благоприятные и спокойные времена, я снова открою фотостудию, уже исправив все ошибки. Я не хочу оставлять эту идею.
Советы от тех, кто уже прогорел
И Лана, и Александра дали несколько советов тем, кто мечтает об открытии своего малого бизнеса и склонен преуменьшать ожидаемые проблемы и максимализировать предполагаемую выгоду.
Если на реализацию вашего проекта нужны деньги, то не соглашайтесь на первое же предложение кредита. Обязательно отработайте все возможные и потенциальные источники заемных средств и предлагаемые условия. Выбирайте то, что будет для вас максимально выгодно.
Огромным плюсом и отличным дополнением вашего бизнеса является общая, проработанная до мелких деталей концепция, которая при знакомстве с продуктом даст гостям больше, чем то, зачем они изначально пришли. С ней будет легче оперировать и собственнику, чтобы как следует преподнести и оформить товар или услугу.
Если не получается договориться с арендодателем, не тратьте на него свое время и нервы. Не бойтесь сразу искать другое место и переезжать туда, где заранее дадут добро на вашу концепцию, тем более если вы твердо в нее верите.
Не начинайте бизнес в одиночку — это сложно. Больше вовлекайте людей, заранее найдите хорошего бухгалтера, обзаведитесь юристом, уточняйте все пожелания от тех, кто дает внешнюю рекламу.
Не стесняйтесь учиться. Особенно на чужих ошибках. И помните, что тех, кто разорился, гораздо больше тех, кто преуспел.