Научил ли кризис быть реалистами во взаимоотношениях скредиторами, есть ли «черный рейтинг» регионов, какие предприятия могутрассчитывать на помощь банкиров? Об этом беседа нашего корреспондента состаршим вице-президентом, руководителем блока «Сеть продаж» ОАО «Промсвязьбанк»Константином Басмановым и председателем совета директоров ОАО «АКБ«Волгопромбанк» (группа «Промсвязьбанк») Игорем Смелянским.
– Прокомментируйте,пожалуйста, итоги работы Промсвязьбанка в первом полугодии: какиестратегические и тактические решения позволили завершить его с прибылью?
–К. Б. В корпоративномнаправлении существенен возросший объем факторинговых операций: за полгода былозаключено около 250 договоров факторинга, из них около 120 в филиалах банка.Крупные проекты осуществлены в Челябинске, Уфе, Санкт-Петербурге, Волгограде,Новосибирске, Тамбове и Туле. Ассоциация FCI подтвердила, что по итогам полугодия Промсвязьбанк остается в Россиилидером рынка международного факторинга. Объем операций по импортному и экспортному факторингу превысил 25 млндолларов США, а число стран, с которыми развивается сотрудничество помеждународному факторингу, выросло с 16 до 29.
Мыотмечаем позитивные изменения по числу клиентов – юридических лиц: предприятияи предприниматели попытались адаптироваться к новым экономическим условиям, онипереосмысляют свои потребности в кредитах, возможности качественно ихобслуживать. А банк, соответственно, переосмысляет свои продукты и условия.Сегодня у нас активно обсуждается снижение ставок по кредитам для юридическихлиц – решение может быть принято еще до конца лета. И до конца года банкнамерен активно увеличивать кредитный портфель. Заметно, что начал оживатьрынок торгового финансирования: востребованы торговые операции, аккредитивы игарантии, с начала года они выросли почти на 80 %.
Врознице мы фиксируем увеличение комиссионных доходов по зарплатным проектам,переводам и платежам, аренде сейфовых ячеек. Это стало возможным в том числепотому, что мы внедрили новые продукты и услуги держателям банковских карт,пользователям интернет-банкинга. А по депозитной базе в первом полугодииПромсвязьбанк даже рос быстрее рынка – возьмем, например, майские цифры:прирост вкладов по всей системе составил 0,3 %, а у нас 2 %.
Возвращаетсявера в рубль, население диверсифицировало свои сбережения и сейчас отдаетпредпочтение рублевым вкладам. Каких-то всплесков валютно-обменных операций впоследнее время мы не наблюдаем. В середине апреля мы предложили сезонныйдепозит, на который привлечено более 10 млрд рублей,открыто порядка 35 тыс. вкладов. У населения явно прослеживаетсясклонность к сбережениям «на черный день» – это и выражается в росте депозитов.А наш несколько более существенный рост в этом направлении подтверждает, чтоПромсвязьбанк умеет качественно работать со своими клиентами. У нас за первую половину года срочные вклады банка приросли на 45 %.
– Промсвязьбанк участвовал в санации нескольких региональных банков, втом числе Ярсоцбанка. Была образована группа «Промсвязьбанк», куда вошлиЯрсоцбанк, волгоградский Волгопромбанк и банк «Нижний Новгород». В чемзаключается главный итог работы дочерних банков в первом полугодии 2009 года?
– И. С. Главный итог заключается в том, что практическизавершены антикризисные мероприятия, банки начали работать по-новому, произошелпереход на новую организационную структуру. Волгопромбанк уже получил«плюсовой» финансовый результат.
– Что дало вхождение в группу региональным банкам, региону, самомуПромсвязьбанку?
– И. С. Регион получил стабильные, нормально работающие банки.Эти банки были действительно важны для регионов. В частности Волгопромбанкявляется
лидером банковской сферы области, уступая только Сбербанку. Былизапущены новые продукты, возобновлено кредитование, по единым стандартам началработать блок малого и среднего бизнеса. Появились новые службы, которые есть вПромсвязьбанке, но не было в дочерних банках: например, служба менеджментакачества, что положительно сказалось на обслуживании клиентов.
За минувшее время был заложен тотфундамент, на котором мы сможем идти дальше. Так, мы завершаем переходВолгопромбанка на IT-системуПромсвязьбанка. Это означает, что у клиентов регионального банка появляетсявозможность пользоваться интернет-банкингом, получать полноценное факторинговоеобслуживание. Появятся и другие продукты – те, которых у них не было доперехода на единую IT-систему.
– Как изменилась продуктовая линейка дочерних банков в период кризиса? Вчем ее отличие от линейки Промсвязьбанка?
– И. С. Мы ставили цель максимально унифицировать линейкибанков. Мы провели ребрендинг, который позволяет воспринимать все банки группыкак единое целое. Запущен блок обслуживания малого и среднего бизнеса вдочерних банках, где его, по сути, не было.
– Какие важнейшие задачи стоят перед региональными банками до конца 2009года?
– И. С. До конца 2009 года мы планируем перевести дочерние банкина IT-платформуПромсвязьбанка. Таким образом, они смогут предложить всю линейку продуктов,которая есть в головном банке.
– Сейчас много говорится о том, что банки недостаточно поддерживаютреальный сектор экономики кредитными ресурсами, насколько это соответствуетдействительности? С какими трудностями сталкиваются сейчас сами банки прикредитовании?
– К. Б. Банки – это посредники, которые работают на рынкепривлечения и размещения денег. Поэтому те из них, которые не выдают кредиты,не имеют и возможности зарабатывать – а, следовательно, они не могут выплачиватьпроценты своим вкладчикам. Поэтому любому банку выгодно выдавать кредиты,поддерживать реальный сектор экономики. Проблема конкретно «кризисная» связанас тем, что заемщики поделились на две категории. Одни сумели скорректироватьсвой бизнес в соответствии с новыми реалиями и достаточно устойчиво себячувствуют, ищут новые возможности для развития. Правда, такие потенциальныезаемщики пока занимают выжидательную позицию и не готовы активно привлекатькредитные средства банков. А другие просто выживают, пытаясь преодолетьпроблемы с рефинансированием огромной долговой нагрузкой. Данная категорияпредприятий, которые рады бы занять у банков средства на любой срок и по любойставке, – это слишком рискованные клиенты. С нуля брать заведомо плохогозаемщика безответственно по отношению и к нашим вкладчикам.
В большей степени инициатива пореструктуризации задолженности юридических лиц исходит от банка. Для нашихклиентов, которые испытывают временные трудности, мы предлагаем удобные графикипогашения, чтобы достичь снижения кредитной нагрузки. В целом клиенты реагируютпозитивно, видя в этом взаимный интерес. Думаю, что в сегодняшних условиях этотипичная практика, она не является каким-то эксклюзивом Промсвязьбанка. Аактивный пиар на тему «банки душат предприятия» – это дело как раз той группызаемщиков, которые реально не находят возможностей «выплыть». К сожалению,среди них есть и очень крупные, которые на растущем рынке, возможно, велислишком рисковую политику заимствований или агрессивно строили некиебизнес-пирамиды.
– Промсвязьбанку уже многое удалось в работе с малым и средним бизнесом.Какие планы тут?
– К. Б. Этим летом в банке было принято решение создать единыйблок «Малый, средний и розничный бизнес».Изначально, пока шло развитие этого направления (с осени 2007-го), имзанималось самостоятельное подразделение. Его сотрудники меньше чем за два годасумели развить хороший бизнес, создать солидную клиентскую базу – более 7 тыс.кредитных клиентов, сформировать портфель объемом более 20 млрд рублей и войтив топ-6 среди отечественных банков в рейтинге «Эксперт РА».
Теперь в рамках единого блока мынадеемся достичь повышенного синергетического эффекта. Уже начались активныекросс-продажи, развитие зарплатных проектов для клиентов МСБ. В рамках системыоценки рисков запланирован выпуск специальных кредитных карт для собственниковбизнеса. Их обладателями смогут стать наши клиенты категории МСБ с хорошейкредитной историей, сохранившие свой бизнес в кризисное время. Мы также активноиспользуем партнерские отношения с предпринимателями для развитиякобренд-программ, платежей в пользу юридических лиц, повышения комиссионныхдоходов.
– Озвучьте, пожалуйста, как будет развиваться розничная продуктоваялинейка Промсвязьбанка до Нового года.
– К. Б. В этом году для проверки существующего кредитногопроцесса в рознице, выявления наших слабых мест мы привлекли компанию с мировымименем и высокой компетенцией в данной сфере – Experian. К концу августа будут готовырезультаты исследования, мы получим рекомендации, в соответствии с которымистанет внедряться более совершенный кредитный процесс. Это позволит сэкономитьна резервах, предотвратить рост просроченной задолженности, исключить выдачиненадежным клиентам, а в итоге – создать более качественный розничный кредитныйпортфель.
По итогам работы в 1-м полугодии Промсвязьбанк показал чистуюприбыль по РСБУ в 1,4 млрд рублей.
Счета и депозиты юридических лиц составили 191,2 млрд рублей,средства физических лиц с начала года выросли на 38,7% до 66 млрд рублей.
На 1 июля 2009 года капитал банка составил 44,3 млрд рублей,активы – 408,4 млрд рублей.
Считаем, что в розничномнаправлении определенным локомотивом для банка будет «Доходная карта». Соктября намерены вернуть в активную линейку нецелевой кредит с новымиусловиями: сначала начнем обкатывать его в Москве и ряде пилотных филиалов,планируем до конца года выдать порядка 3 млрд рублей. В 4-м квартале вернемся кболее широкой эмиссии кредитных карт участникам наших зарплатных проектов.Также хотим запустить несколько новых кобрендовых проектов – в том числе социальнойнаправленности – и поднять на более высокий уровень действующие кобренды с«Мультинекс» и «Трансаэро».
– Как Вы оцениваете рост объемов просроченной задолженности физическихлиц? Какие способы «выживания» в сложных условиях рекомендуете заемщикам?
– К. Б. Во втором квартале мы отметилитенденцию по сокращению темпов роста просрочки физлиц по сравнению с началом года. А вообще я могу толькоприсоединиться к рекомендациям, которые звучали и со стороны правительства, иот многочисленных экспертов. Сокращайте свои траты соразмерно доходам и нестарайтесь спрятаться от кредитора, сами идите с ним на активный контакт! Еслизаемщик говорит: «Я понимаю свои возможности, они вот такие, прошуреструктурировать мой кредит», – есть огромная доля вероятности, что банк наэто согласится.
– Как Промсвязьбанк работает со своими постоянными клиентами, готов ли онделать им какие-то преференции?
– К. Б. Несмотря на все кризисы, мы действительно делаем такиепреференции и с точки зрения оценки кредитного риска, и по цене продукта.Программа кредитования действующих заемщиков с хорошей кредитной историей у насникогда не останавливалась – и надеемся, что она в дальнейшем будет тольконабирать обороты.
– Насколько выросли требования, предъявляемые к потенциальным заемщикам?Кого в принципе банк видит сегодня своим идеальным клиентом?
– К. Б. Очень правильный вопрос. Требования, безусловно, сталижестче. И главная цель этого ужесточения – необходимость отделить тех, ктоадаптировался к новым условиям, наладил свои финансы и живет с текущим долгом итекущим доходом комфортно, и тех, кто испытывает трудности. Теперь банкстарается эти два типа клиентов идентифицировать максимально точно. А вот когов принципе видим сегодня своим идеальным клиентом – актуальнейший вопрос дляПромсвязьбанка, и мы намерены его решить уже в ближайшие недели. Пока у насесть масса гипотез про отрасли, финансовые показатели и т. д., но это неявляется портретом нашего клиента. И в третьем квартале хотим срастить нашигипотезы с реальностью, чтобы увидеть высокие темпы роста кредитного портфеля.
– Полугодие было непростым, ноПромсвязьбанк все-таки вышел из него с прибылью в размере 1,4 млрд рублей...
– Это очень значимо, что по РСБУза шесть месяцев финансовый результат положительный, а второй квартал позволилкомпенсировать убытки первого. По итогам года банк также рассчитывает наприбыль. И пусть кому-то цифры кажутся не слишком впечатляющими. Для нас инаших партнеров это сигнал, что любой кризис можно преодолеть!