СЕЙЧАС +23°С
Все новости
Все новости

Грезы об инвестициях

Чуть больше года назад в одном из обзоров этой рубрики 34banka.ru писали о том, что инвестиционному климату Волгоградской области грозит глобальное потепление. За полгода, прошедшие к тому моменту со дня назначения губернатором области Анатолия Бровко...

Поделиться

Чуть больше года назад в одном из обзоров этой рубрики 34banka.ru писали о том, что инвестиционному климату Волгоградской области грозит глобальное потепление. За полгода, прошедшие к тому моменту со дня назначения губернатором области Анатолия Бровко, было озвучено немало планов, в том числе и относительно создания благоприятных условий для инвесторов, желающих вложиться в экономику региона. Спустя год многие начинания так и не получили продолжения, а инвестиционный КПД области стремительно близится к нулю.

Туристический «клистир»

Чуть больше года назад власти объявили о создании в Волгоградской области туристического кластера. Развитие въездного туризма губернатор Анатолий Бровко назвал одной из главных точек роста всего региона.

«Под словом «кластер» я понимаю перечень предприятий, соединенных в некие кооперационные цепочки с наличием одного главного предприятия-лидера, – пояснил Анатолий Бровко. – Будет не только идеологическая, но и бизнес-составляющая, то есть регион должен на этом зарабатывать».

При этом эксперты видели главную задачу руководства области в создании комфортных условий для инвесторов.

«Бюджет области должен выделять на развитие не шесть миллионов рублей в год, как это есть сейчас, а в десятки, сотни раз больше, – заявлял губернатор Анатолий Бровко. – Часть этих средств будет направляться, к примеру, на строительство дорог. Тогда бизнес придет и будет строить отели».

Нынешним летом туроператоры единодушно оценили усилия по реализации этого начинания как провальные.

«На мой взгляд, для развития в области туризма за этот год не сделано ничего, – утверждает председатель правления Волгоградского Союза предприятий туристической индустрии Татьяна Власова. – Более-менее заметный результат мы получим, когда в городе будет развита инфраструктура, и к решению этого вопроса должны вплотную подключиться власти, нужно привлекать бюджетные средства. А что сейчас? Если в город прибывает большая туристическая группа, то ранним утром им, простите, даже в туалет негде сходить, потому что платные клозеты в это время еще не работают. Другая проблема – состояние причальной стенки на нашей набережной. Круизные теплоходы встают на рейд посредине Волги, и отдыхающих переправляют на берег буксирные теплоходики. К примеру, для людей с ограниченными возможностями такое путешествие превращается в пытку. Я не удивлюсь, если благодаря славе о таком волгоградском сервисе теплоходы вообще перестанут делать остановку в Волгограде».

У чиновников, ответственных за развитие туризма, свой взгляд на ситуацию, и он на удивление оптимистичен. При том, что текущую ситуацию они оценивают реально.

«К сожалению, пока ситуация с развитием туристического кластера не сдвинулась с мертвой точки, – утверждает директор ГУ «Агентство развития туризма» Майя Власова. – К сожалению, сегодня на развитие туризма в области выделяется ничтожно маленькая в масштабах области сумма в шесть миллионов рублей. По сути, ее хватает на решение задач только нашего учреждения, в которые входят в основном участие в выставках и представление региона в различных мероприятиях. Это тем более обидно, что соседние регионы располагают средствами в сотни миллионов, которые тратятся именно на развитие туризма. Причем эти деньги наполовину бюджетные, наполовину – инвестиционные. Мы же пока только работаем над созданием регионального законопроекта о создании частно-государственного партнерства в сфере туризма. Пока он не принят, инвесторы проявляют чисто гипотетический интерес к развитию наших проектов. Однако сейчас мы активно работаем над созданием проектов, способных оживить интерес туристов к нашему региону. В настоящее время мы готовы предложить инвесторам пять интересных и перспективных проектов. Так, нами разработан проект создания бальнеологического комплекса на берегу озера Эльтон. В станице Букановской, расположенной на территории природного парка «Нижнехоперский», там, где жил и творил писатель Шолохов, для приема и размещения туристов предлагается строительство казачьего подворья в стиле конца XIX начала XX веков. У нас есть воплощенная в инвестпроект идея по воссозданию настоящего казачьего хутора. Посещение таких островков казачьего быта, на наш взгляд, было бы очень познавательно и могло бы оживить интерес туристов к нашей области. Тем более что у нас есть масса интересных туристических маршрутов. Сейчас все эти предложения ждут своих инвесторов. К сожалению, делать сегодня ставку только на существующий мемориальный комплекс уже неэффективно, поэтому мы и подали идею создания национального центра «Победа». Она многопланова и содержит массу интересных и перспективный идей. В рамках их реализации в области будет создано пять новых музеев, в том числе музей летной и боевой техники. Самые большие надежды на реализацию всех наших планов мы связываем с участием в федеральной программе развития въездного туризма, на реализацию которой будет выделено около 300 миллиардов рублей».

Инвестиционный КПД

Если регулярно смотреть программы волгоградского телевидения и читать местные газеты, у обывателя вполне может сложиться ощущение, что желающие инвестировать в экономику области буквально выстраиваются в очередь. С завидной регулярностью волгоградцам сообщают о подписании очередного инвестиционного договора, сумма вложений в которые исчисляется десятками и сотнями миллионов рублей, а то и долларов. За прошедший год таких вливаний в область можно было ожидать на миллиарды рублей.

Так, одним из самых ожидаемых волгоградскими сельхозпроизводителями проектов стало обещанное руководством области строительство предприятий по первичной переработке плодоовощной продукции в Быковском, Иловлинском и Среднеахтубинском районах, а также центра по реализации сельхозпродукции в Иловлинском районе области. Предполагалось, что запуск проекта до конца 2012 года коренным образом изменит жизнь волгоградских овощеводов и даст толчок расширению отрасли на территории области. Средства в объеме два миллиарда рублей в строительство перерабатывающей инфраструктуры намеревалась вложить московская компания «С-Фрут Альянс».

На момент подписания соглашения в администрации области не смогли предоставить подробную информацию о деятельности будущего партнера, сославшись на то, что документы находятся в работе. За истекший период ситуация не изменилась, за тем лишь исключением, что компания «С-Фрут Альянс» подписала аналогичное соглашение с руководством Карачаево-Черкессии. Правда, у компании, готовой инвестировать в экономику регионов миллионы долларов, оказывается практически невозможно найти даже интернет-страницу. До сих пор не заявляется и о начале работы по реализации обещанных проектов на территории Волгоградской области.

Столь же туманной остается и судьба инвестиционных проектов по созданию и развитию животноводческих комплексов и мясоперерабатывающего производства, широко освещавшихся в прессе в марте этого года. Документ, подписанный первым заместителем губернатора Геннадием Чуриковым, генеральным директором ОАО «Корпорация развития Волгоградской области» Дмитрием Грызановым и генеральным директором ЗАО «Агро Инвест» Александром Дубовицким, предусматривал строительство на территории Городищенского района свинокомплекса на 100 тысяч голов в год. Срок реализации проекта – 2011 – 2017 годы, а сумма инвестиций составит три миллиарда 700 миллионов рублей. Во Фроловском районе в рамках того же соглашения планировалось строительство молочно-товарной фермы на 1200 голов дойного стада. Проект предусматривал создание технологической цепочки по производству различной молочной продукции, строительство современных автоматизированных коровников. Общая сумма инвестиций – один миллиард рублей.

Еще 817 миллионов рублей инвесторы обещали вложить в реконструкцию Волгоградского мясокомбината: на базе его подразделений будет создан программно-логистический комплекс. Сумма инвестиций для реализации этого проекта – 817 миллионов рублей.

Параллельно с подписанием этих проектов в Москве было подписано соглашение о сотрудничестве между администрацией Волгоградской области и британской компанией «Флеминг Фэмили энд Партнерс». Свои подписи под документом поставили губернатор Анатолий Бровко и председатель совета директоров УК «Флеминг Фэмили энд Партнерс» Марк Гарбер. Соглашение предусматривало привлечение инвестиций в развитие промышленной инфраструктуры и повышение инвестиционной привлекательности Волгоградской области. Масштаб привлекаемых инвестиций – свыше 100 миллионов долларов в течение нескольких лет. Приоритетными направлениями определены производство медицинского оборудования, новых строительных материалов, энергосбережение и альтернативная энергетика.

К слову сказать, ни одно из соглашений, которые с завидной регулярностью заключают губернатор области и его замы, не налагает, по мнению экспертов, на так называемых инвесторов никаких финансовых обязательств. Апофеозом инвестиционного тщеславия стало участие делегации области в инвестиционном форуме в Сочи-2010. Скульптура Родины-матери, обряженной в цветочный сарафан, дала повод для пикантных шуток главным юмористам страны – резидентам «Прожекторперисхилтон» – и побудила коммунистов региона выступить с проверкой о правомерности траты бюджетных средств на подобного рода креатив. Тем более что финансовый выхлоп от доморощенного пиара оказался никакой, а вот средства из бюджета были потрачены вполне реальные.

«Не секрет, что рекламируемое участие региона на протяжении ряда лет в подобных форумах, разного рода выставках пока не дало и половины прогнозируемых администраций области результатов, – отметил депутат Волгоградской областной думы Олег Болотин. – По результатам первого квартала 2010 года, привлеченные средства в структуре инвестиций области составили 41,8% при среднероссийском показателе 54,9%. В Краснодарском крае этот показатель составляет 67,7%, в Астраханской области – 82,7%, в Ростовской области – 69,3%. Доля иностранных инвестиций в экономику области в первом полугодии составила 0,2% от объема поступивших в РФ 30,4 миллиарда долларов США».

Реформы для проформы

С целью оптимизации процессов, связанных с инвестиционной политикой области, год назад была затеяна реформа, названная оптимизацией структуры исполнительной власти. В апреле 2010 года было заявлено о создании корпорации развития Волгоградской области – специальной структуры для взаимодействия администрации региона с инвестиционным сообществом. По мнению губернатора, она должна была снять инфраструктурные ограничения для работы бизнеса в регионе, которые якобы возникали из-за того, что в принятой несколько лет назад стратегии социально-экономического развития области до 2025 года не были прописаны конкретные сроки выполнения тех или иных мероприятий, не указаны ответственные за их выполнение.

Кроме того, в структуре администрации Волгоградской области появилось Управление инвестиций и развития, которое возглавил экс-директор НП «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области» Евгений Семикин.

«Вопросами денежного участия администрации Волгоградской области занимается корпорация развития, – рассказывал Евгений Семикин. – В случае же с Управлением инвестиций и развития речь идет об инструментариях, а не о деньгах. Это работа и с госгарантиями, и с залоговым фондом, и с субсидированием, с предоставлением льгот. Таким образом, управление будет заниматься сопровождением инвестиционных проектов. Инвестор будет понимать, что он может получить полный комплекс поддержки в одном месте».

На деле обе структуры прославились скорее финансовыми скандалами. Так, в конце 2010 года в Москве в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве в особо крупных размерах московской фирмой ЗАО «УК Ай-Мэн-Кэпитал» был арестован человек из окружения вышеупомянутого Евгения Семикина. В 2008 году «Ай-Мэн-Кэпитал» выиграло конкурс по выбору управляющей компании «Регионального венчурного фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области». За два года существования в области этого инвестиционного института «Ай-Мэн-Кэпитал» профинансировал всего два проекта двух фирм на общую сумму 179 млн рублей, однако даже эта работа вызвала немало вопросов у правоохранительных органов. В конце концов, попечительским советом фонда было принято решение признать деятельность управляющей компании неэффективной.

Обстоятельства подготовки проекта НПЦ «Победа» также вызвали немало вопросов у прокуратуры области, а проведенная этим ведомством проверка выявила факты нарушения бюджетного законодательства, в частности, в сфере учета средств и оформления документов. В связи с выявленными фактами в отношении председателя комитета по молодежной политике администрации области Владимира Васина, в ведомстве которого и были зафиксированы все эти нарушения, даже проводилась проверка на предмет возбуждения уголовного дела.

Туманные перспективы

Достаточно характерным моментом для экспертов становится анализ документов, призванных обозначить приоритеты работы власти на будущее. В этом плане очень показательным стал проект новой Стратегии социально-экономического развития региона до 2020 года, подготовленный комитетом по экономике администрации Волгоградской области. По мнению специалистов, документ наглядно демонстрирует, что бизнес и власть в регионе разговаривают на разных языках.

«Например, для бизнеса принципиально важен вопрос предоставления и обеспечения инфраструктурой производственных площадок, – уточняет генеральный директор управляющей компании Фонда ЗАО «ФБ «Август» Карэн Туманянц. – В Стратегии вопросу инфраструктуры посвящено пять страниц текста, однако в них так и нет четко прописанного алгоритма выделения земельных участков, неясно, будет ли область содействовать инвесторам в подключении к сетям, будут ли предлагаться абсолютно новые территории для промышленной застройки или использоваться возможности существующих промышленных зон».

По-прежнему остается нерешенной и другая ключевая проблема, являющаяся источником ежегодно возникающих конфликтов городских промышленных центров-доноров и сельских районов. Актуальность этой темы подтверждают и результаты проведенного КСП Волгоградской области контрольного мероприятия «Аудит эффективности деятельности органов местного самоуправления Волгоградской области по реализации Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно выводам сотрудников палаты, при существующем уровне финансовых ресурсов муниципальные районы и поселения за редким исключением не в состоянии обеспечить решение всех возложенных на них Федеральным законом №131-ФЗ задач. По оценке органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и поселений для полного исполнения вопросов местного значения им дополнительно требуется 39 миллиардов рублей, что более чем в два раза превышает существующие расходы. По сути, такое распределение средств обрекает муниципалитеты на банкротство. Стоит ли говорить, что это никоим образом не может способствовать улучшению инвестиционного климата в области.

По мнению палаты, решение данного вопроса возможно либо в результате кардинального перераспределения доходных источников в пользу местных бюджетов, принятого на федеральном уровне, либо в результате пересмотра расходных полномочий муниципальных образований путем передачи наиболее затратных из них субъекту РФ.

«Одним из вариантов решения проблемы могла бы стать фиксация размера трансферта из областного бюджета для каждой дотационной территории на ближайшие годы в абсолютном или относительном размере, – считает Карэн Туманянц. – Эта мера могла бы заставить руководителей муниципалитетов рассчитывать в большей степени на собственную налоговую базу и рачительнее относиться к расходам. С другой стороны, если бы в стратегию был заложен явный сигнал о постепенном переходе к новым принципам межбюджетных отношений, уже сегодня можно было начать оптимизацию и адаптацию деятельности органов местного самоуправления к будущим реалиям бюджетного процесса».

Фото: Фото с сайта Puntoedilicio.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter