СЕЙЧАС +21°С
Все новости
Все новости

Сергей Хестанов, управляющий директор группы компаний «Алор»: «Оценивая идеи и прогнозы волгоградских чиновников, сложно быть политкорректным»

Поделиться

За последнюю неделю в Волгограде произошло сразу несколько событий, способных повлиять на экономику региона: область окончательно распрощалась с надеждой получить современный логистический центр, в правительстве области предложили обкатать на регионе шестичасовой рабочий день, депутаты проголосовали за бюджет развития, а губернатор Сергей Боженов укрепил свои позиции в рейтинге доверия губернаторов. Оценку всем этим событиям с точки зрения экономических последствий дает управляющий директор группы компаний «Алор» Сергей Хестанов.

– Сейчас волгоградцы активно обсуждают предложение министра финансов Волгоградской области о введении на территории региона шестичасового рабочего дня и шестидневной рабочей недели. Вам оно нравится?

– Я бы оценил это предложение как спорное. Главный аргумент против – увеличение траты времени на передвижение, которое неизбежно возникнет из-за дополнительного рабочего дня. Для тех, у кого затраты на проезд составляют весомую долю бюджета, это очень важно. Кроме того, в течение рабочей недели понадобится дополнительно дважды совершить путь от работы до дома и потратить на дорогу не только деньги, но и время. А это значит, что производительные потери времени по отношению к полезному времени значительно вырастут. Однозначно уверен, что такое новшество повысит утомляемость и затраты волгоградцев на транспорт. Сомнительной я бы назвал посылку на грядущее увеличение производительности труда. Она за счет сокращения продолжительности рабочего дня может вырасти разве что на тех производствах, где присутствует сильная утомляемость. Но на них и без того в силу особых условий труда рабочим предлагают «смягчающие аргументы». Мне сложно предполагать, что двигало автором идеи шестичасового рабочего дня и рабочей субботы, разве что желание снизить социальную активность людей, лишив их одного выходного. Никаких иных выгод ни для власти, ни для населения региона от укорачивания рабочего дня и введения рабочей субботы я не вижу. Примечательно, что в той же прогрессивной Европе подобные эксперименты проводили еще в 60-х годах прошлого века. Постепенно от них отказались, вернувшись к привычной всем пятидневке. Не вижу причин наступать на грабли, поэтому назову эту инициативу, мягко говоря, сомнительной.

– За последние пару недель волгоградцы и жители районов области не раз устраивали публичные акции протеста против строительства новых предприятий, мотивируя свои опасения тревогой за экологию региона. На ваш взгляд, эти тревоги оправданы, если речь идет, к примеру, о строительстве карьера по добыче никеля?

– Подобная тревога жителей типична для всего мира, и редко когда решение о строительстве какого-либо крупного предприятия обходится без опасения о возможном вреде. К слову, чаще всего эти страхи бывают неоправданны. Тем не менее, в таких вопросах всегда нужно помнить о том, что речь идет о поиске компромисса между полным прекращением какой-либо хозяйственной деятельности и созданием новых полноценных рабочих мест. Люди должны понимать, что новое производство принесет новые рабочие места, чаще всего высокооплачиваемые. К примеру, зарплата машиниста карьерного экскаватора радикально превышает даже среднюю по столице. Люди должны как можно больше знать о будущем производстве, в том числе и размер будущих зарплат на создаваемых для этих же людей рабочих местах. Самое опасное с точки зрения экологии производство – химическое. Но и здесь при грамотном управлении можно минимизировать все экологические риски.

– Самым большим разочарованием минувшей недели стал провал проекта по строительству в области крупного ультрасовременного логистического центра. Компания, намеревавшаяся его строить, фактически пришла к банкротству. Есть ли у области шанс все же заполучить нового инвестора под в принципе жизнеспособный проект?

– Ситуации, когда обещающий быть успешным инвестиционный проект не удается реализовать, в экономике случаются. Как случается и то, что жизнеспособную в принципе идею захочет воплотить некий сторонний инвестор. Проблема в том, что сегодня инвесторы в принципе очень настороженно относятся к реализации каких-либо грандиозных планов. Хотя я не исключаю, что со временем интерес к этой теме у инвесторов вернется. Прибыльность логистических проектов напрямую зависит от нагрузки. Самым страшным для инвестора, реализовавшего крупный проект, может быть только его 20-30-процентная нагрузка. Поэтому интерес к строительству логистических центров так завязан на конъюнктуре. Думаю, просто должно пройти время, и идея будет подхвачена заинтересованным инвестором. Тем более я не стал бы огорчаться по поводу нереализованного проекта на фоне хороших новостей об инвестиционных поступлениях в регион в целом. Если верить экспертам, составлявшим рейтинг влияния глав субъектов Российской Федерации, в котором губернатор Волгоградской области Сергей Боженов поднялся на 17 пунктов, то за текущий год приток инвестиций в Волгоградскую область вырос на треть. Это очень оптимистичный показатель, и в своих оценках я ориентировался бы прежде всего на него.

– Готовы ли вы с тем же оптимизмом оценить прогнозы, заложенные при формировании бюджета развития региона? Я имею в виду ориентир правительства области на 13-процентный рост прибыли у волгоградских предприятий.

– Чтобы оставаться в рамках политкорректности, просто назову этот прогноз излишне оптимистичным. Самым качественным ориентиром при создании каких-либо экономических прогнозов является официальный прогноз на рост ВВП. Если исходить из того, что он в текущем году отмечается на уровне 3-4%, то Волгоградская область в своем развитии решила в разы обойти страну в целом. На этом фоне я назвал бы ожидание 13-процентного роста излишне оптимистичным. Теоретически этих показателей можно достигнуть, но только при стечении очень хороших обстоятельств. Скорее всего, при составлении такого бюджета развития сработала распространенная во многих регионах страны управленческая логика, когда в бюджет сначала закладывают расходы, причем далеко не всегда обоснованные, а потом под эти расходы задним числом пытаются подогнать доходы. Это очень похоже на действия школьника, который пытается подогнать задачку под ответ и изворачивается, как может. В дальнейшем с таким бюджетом придется покрутиться и власти: как правило, поступая так, чиновники не особо задумываются о завтрашнем дне и тратят, пока в казне есть деньги. А потом с протянутой рукой обращаются за помощью в федеральный центр. В результате доживать год приходится на средства, дотируемые региону из центра и чаще всего экономя на так называемой «социалке». Я еще раз подчеркну, что редко какой регион в состоянии превзойти средние темпы роста экономики по стране, и уж тем более в разы. Поэтому, на мой взгляд, прогнозируя свою дальнейшую жизнь, волгоградцы далеки от реальности».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter