СЕЙЧАС +23°С
Все новости
Все новости

Владислав Коваль, художник-график: «Когда деньги становятся фантиками, исчезает культура»

Интерес к истории возникновения современных купюр привел к тому, что сайт V1.ru стал участником фотопроекта «Банкнота от народа». И пока конкурсанты будут фантазировать на тему того, как могла бы выглядеть «фирменная» денежная купюра Волгограда, известный волгоградский художник Владислав Коваль, разработавший для Банка России дизайн 250-рублевой купюры, ответит, в каком направлении движется сегодня дизайн российских и зарубежных дензнаков, кто стоял у истоков создания серии купюр «Города России» и стоит ли доверять народу работу над дизайном денег.

Поделиться

– Владислав Эдуардович, как родилась идея придумать купюру с изображением памятников Волгограда?

– Начну с того, что тема денег затронула меня еще раньше, в 1989 году. Предвидя скорую смену эпохи, я предложил идею создать серию дензнаков, которая отражала бы историю России не в памятниках, как сейчас, а в лицах. Я исходил из того, что в России деньги достаточно долгий период ассоциировались со знаковыми персонами. До революции сторублевки любовно называли «катеньками», на пятисотрублевой купюре красовался портрет Петра Великого. Эти купюры по праву считаются шедеврами мирового дизайна денег, настолько органично переплетены все их элементы. Следуя логике дореволюционных художников, я предложил свою серию дензнаков с портретами персонажей, оставивших наиболее заметный след в современной истории. Думаю, никому не нужно пояснять, за какие заслуги в памяти людей остались имена тех, чьи портреты я посчитал достойными украсить тогда еще советские деньги. Так, на рублевой купюре я видел портрет Петра Первого, три рубля – Ломоносова, пять рублей, – Пушкина, 10 – Чайковского, 25 рублей – Екатерины Дашковой, 50 рублей – академика Вавилова, наконец 100 рублей – академика Сахарова. Эскизы этих купюр тогда опубликовал журнал «Современник», и они вызвали широкое обсуждение.

Что касается появления купюры с изображением Волгограда, то я посчитал несправедливым, что на нынешних дензнаках нет ни одного южного города.

Поделиться

– Так есть ли шанс когда-нибудь увидеть эту купюру в обороте?

– В свое время проект 250-рублевой банкноты в Москве представлял бывший губернатор Анатолий Бровко. Однако прошло уже несколько лет, и пока о нем не вспомнили всерьез. Хотя, по моему глубокому убеждению, России в любом случае нужна банкнота достоинством 250 рублей. Раньше ее называли «четвертной», и она пользовалась большим спросом. Думаю, учитывая вечные проблемы с разменом денег в наших магазинах, появление 250 рублей пришлось бы кстати и для покупателей, и для продавцов.

– Получается, сама идея создания серии купюр «Города России» вам не по душе?

– Думаю, что исторические личности все же более живучи в памяти народа и имеют более жесткую привязку к истории. А вот наши памятники, к сожалению, часто обезличены, поэтому так сложно найти достойный увековечения в купюре символ. С другой стороны, отчасти я сам подал идею авторам современных денег, когда на первых российских почтовых марках я изобразил памятник 1000-летию России в Новгороде. Думаю, как раз она стала отправной точкой для разработки дизайна современных купюр.

Поделиться

– Тем не менее на вашей 250-рублевой банкноте изображены как раз памятники и архитектурные сооружения. Чем обусловлен их выбор?

– Начну с того, что все символы на этой банкноте подобраны так, чтобы сохранить в определенной субординации преемственность Царицын – Сталинград – Волгоград, показать наши исторические корни. Думаю, никому не нужно объяснять, что скульптура Родина-мать символизирует героическое военное прошлое Сталинграда. Первый шлюз Волго-Донского судоходного канала – символ торгового могущества нашей страны, благославляющий на нахождение российских товаров далеко за пределами нашего государства. Попытка соединить водное пространство Волги и Дона предпринималась еще Петром Первым. Наконец, на эту купюру я поместил герб Царицына как символ исторической цепочки Царицын – Сталинград – Волгоград. Он несет на себе и дополнительную функцию – это картуш, помогающий распознавать поддельные купюры. Его появление на банкноте неслучайно – я глубоко убежден, что городу нужно вернуть его прежнее имя – Царицын. Тогда наименование «Царицын-на-Волге (Сталинград)» станет логичным объединением всех трех истоических названий города. Кстати, это словосочетание укладывается в 24 литеры, что тоже символично – по одной букве на час суток.

Поделиться

– Сравнивая современные дензнаки России и других стран, как оцениваете художественный уровень их исполнения?

– Я не в восторге от современных российских денег, и уже говорил об этом. Однако меня просто сразил уровень обезличивания купюр, примененный к евро. Эти деньги не имеют никакой привязки ни к культуре, ни к языку, не несут никакой культурной значимости. Когда деньги становятся фантиками, исчезает культура. Возвращаясь к теме портретов выдающихся личностей на деньгах, скажу, что не уверен, что имена Вавилова, Сахарова и даже Пушкина что-то значат для всех представителей нынешней молодежи. И это страшно. Но есть еще среди молодых пытливые умы, которые дают нам надежду на то, что наши корни будут сохранены. В этом плане меня всегда восхищали британцы, лелеящие свою монархию, трепетно относящиеся к государственным символам и деньгам в том числе.

Поделиться

– Есть ли в таком случае смысл привлекать широкую общественность к разработке геральдических символов, как в последнее время все чаще предлагают власти разных городов?

– На самом деле мы говорим о символах, которые вмещают в себя огромный пласт истории, наделяются громадным философским смыслом и призваны нести особую энергетику. Наука создания и денег, и гербов подчиняется множеству закономерностей, которые вряд ли известны дилетантам. Вмешивая общественность в создание столь мощных символов, мы получим тот же эффект, как если бы Моцарту давали совет прохожие с улицы. То, что происходит сейчас, я бы назвал постыдным компромиссом, на который власти идут в угоду депутатам. Хотя допускаю, что с познавательной точки зрения ваш конкурс сыграет положительную роль, если участники «Банкноты от народа» начнут интересоваться историей родного края и особенностями кропотливого творческого и технического процесса создания денег.

Фото: Видео Василия СКУРАТОВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter