V1
Погода

Сейчас+24°C

Сейчас в Волгограде

Погода+24°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +20

6 м/c,

с-з.

757мм 25%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Криминал Их объединила кровь: жестокие убийцы пытались сбежать из СИЗО в Волгограде

Их объединила кровь: жестокие убийцы пытались сбежать из СИЗО в Волгограде

Историю страшных преступлений рассказал Леонид Каневский в передаче «Следствие вели»

Их троих тонкой нитью связала серия жестоких убийств

В небольшом поселке Нижний Балыклей в Быковском районе Волгоградской области пропала девушка. Поиски, к которым привлекали даже вертолет, ни к чему не привели: девушку умело спрятали. Почему подозрение пало на цыганку? Как розовая варежка помогла следствию? И какую роль в этом деле сыграла медкомиссия? Серия таинственных и безжалостных убийств настолько всколыхнула тогда страну, а история оказалась столь неординарной, что попала в легендарную передачу «Следствие вели» с Леонидом Каневским, рассказавшим про один из первых захватов заложников в истории СССР.

Срыв выборов

Ольга Стрельченко не смогла прийти на избирательный участок, потому что была зверски убита

До 1988 года выборы были лишь формальностью. В бюллетене, как правило, указывался один кандидат, который побеждал с результатом, близким к 100%. Но в 1989 году наступили новые времена — впервые появился настоящий выбор. Среди кандидатов в Волгоградской области были писатель Юрий Бондарев, машинист тепловоза, рабочий трубного завода, тракторист колхоза и даже профессор из института. Советские люди всегда с удовольствием ходили голосовать: в буфетах избирательных участков продавались деликатесы, которые в обычных магазинах было нельзя купить. На выборах устраивали бесплатные киносеансы, играли оркестры, выступали известные артисты эстрады. Настоящий праздник, на который спешили семьями. Особенно четко это было заметно в сельской местности.

И в поселке Нижний Балыклей в 1989 году выборы были торжественным событием. Члены избирательной комиссии собрались возле участка. Не было только ответственного секретаря — юной Ольги Стрельченко. У нее были все списки избирателей и ключи от участка. Один из членов комиссии отправился к девушке домой. Дверь была открыта, внутри никого, лишь на столе лежали списки избирателей.

В тот день все жители небольшого поселка пошли на поиски пропавшей девушки. К поиску даже подключили вертолет — для того времени случай редчайший. Ольга Стрельченко была новенькой в селе, поэтому жители предполагали, что она могла пойти прогуляться и заблудиться.

Татьяна Морозова до сих пор живет в поселке, в котором когда-то пропала ее лучшая подруга

Татьяну Морозову и Ольгу Стрельченко распределили в Нижний Балыклей после окончания кооперативного техникума. Девушки быстро сдружились.

— Мы были молодыми девчатами. У каждой были свои мечты. Хотелось замуж выйти и детей родить, — вспоминает подруга пропавшей Ольги Стрельченко Татьяна Морозова. — У Ольги была такая лучезарная улыбка! Когда мы шли вместе, на нее все оборачивались.

Татьяна была бухгалтером (слева), а Ольга экономистом (справа)

Те дни Татьяна помнит до мелочей. Накануне ей стало плохо и Ольга отвезла подругу в больницу.

— Я ей сказала: «Иди к моим родителям ночевать», — потому что страшно одной в поселке, — вспоминает Татьяна Морозова. — Она не пошла.

Это была последняя встреча двух подруг. Вскоре в больницу пришли тревожные вести: «Ольга пропала, да еще и в день всенародного праздника». Татьяна даже сбежала из больницы, чтобы обратиться к опытной гадалке. Бабуля определяла судьбу по спичкам. И в этот раз разглядела что-то пугающее.

«Она находится или живая, или мертвая недалеко от воды»

Следователи осмотрели все водоемы. Никаких следов. Лишь через неделю тело Ольги обнаружил охотник. Его собака внезапно начала рыть кострище на берегу замерзшего ручья. Внезапно из земли показалась человеческая рука. Это была пропавшая Ольга.

Виктор Быков занимался расследованием данного дела

— Песок мокрый около воды, поэтому она как живая лежала там, — вспоминает Виктор Быков, который в 1989 году работал начальником 2-го отдела уголовного розыска УВД Волгоградского облисполкома.

Экспертиза установила: девушку убили очень жестоко. Задушили и несколько раз ударили ножом. После чего тело закопали, а сверху развели костер.

На месте гибели брат Ольги Стрельченко установил крест в память о сестре

Жители Нижнего Балыклея не могли припомнить подобного садизма. Следователи были уверены: хоть поселок и маленький, свидетели должны найтись. Но соседи по улице ничего не видели и не слышали.

— Мною было опрошено почти всё население населенного пункта, — вспоминает Андрей Шепунов, в 1989 году — старший оперуполномоченный 2-го отдела уголовного розыска УВД Волгоградского облисполкома. — Свидетелей обнаружили на другом конце поселка. Они рассказали, что вечером проходили мимо Олиного дома и видели, что к ней заходят двое молодых людей. В деревне по вечерам девушки не впускали парней в дом. Это считалось неприличным. Никому не верилось, что Ольга Стрельченко — девушка легкого поведения.

Двойное убийство

В это же время в другом районе зверски убили семью и их собаку

Жительница Еланского района пришла в гости к семье Демидовых и ужаснулась. Снег во дворе был залит чем-то красным. Женщина зашла в дом и на крыльце сделала еще более страшную находку — труп 70-летнего Сергея Демидова. Мужчина лежал в окровавленной одежде.

Юрий Торгашиков успел рассказать о расследовании того уголовного дела

Расследованием руководил начальник управления уголовного розыска ГУВД Волгоградского облисполкома Юрий Торгашиков. В прошлом году ветерана милиции не стало, но он успел рассказать Леониду Каневскому некоторые детали этого запутанного дела:

— Нашли убитую собаку с ножевыми ранениями, потом дедушку, убитого ножом на крыльце, — эмоционально рассказывал Юрий Торгашиков. — А в доме был труп дочери пенсионера. Она работала учительницей в местной школе.

Варежка стала главной уликой

Бойня не была похожа на ограбление: из дома ничего не пропало. Соседи рассказали, что видели силуэты двоих. Пес Черныш на них залаял. Вскоре пес замолк. Проверили собачью будку и обнаружили кровью испачканную варежку. Очевидно, верный хвостатый сторож успел схватить кого-то из убийц за руку. Но следователей поразил размер рукавицы — она была явно на небольшую женскую руку и с вышитыми узорами. Рукавицу опознали местные жители. Она принадлежала Галине Щербатовой, местной продавщице.

Семья Демидовых была убита из-за своей собаки Черныша

Один из следователей отправился к ней. Женщина обрадовалась, что варежка нашлась, объяснила, что муж спьяна утащил ее рукавицы и одну потерял. Оперативники направились к мужу, Алексею Щербатову. Тот возился во дворе и ничего не помнил о прошлой ночи. Следователей насторожила перебинтованная рука мужчины. Сотрудникам милиции он рассказал, что поддал с Коляном, за руку его укусила какая-то псина. Во дворе дома сушилась одежда мужчины. На ней следователь разглядел бурые пятна.

Одежду отправили на экспертизу. Вскоре пришел ответ: «Замытые следы крови совпадают по группе с кровью убитых Демидовых, отца и дочери».

Выпившие друзья зверски убили безобидную семью. (Николай — слева, Алексей — справа)

Алексея Щербатова и его друга Николая Конюхова арестовали. Алексей в обычный жизни был туповатым трусом, но спьяну в нём просыпалось агрессивная уродливая сущность. В ту ночь друзья отправились шататься по селу и набрели на дом Демидовых.

— Собака залаяла, и с этого всё началось. Им не понравилось, что на них собака гавкала, — вспоминал Юрий Торгашиков. — Убили собаку. Вышел на шум хозяин, дедушка. Они его убили, потом еще и дочь.

Цыганские украшения

Сережки помогли выйти на убийц

Но кто убил Ольгу Стрельченко, было не известно. Вскоре в милиции появилась взволнованная мать убитой девушки. Женщина рассказала, что встретила на улице цыганку, та предложила погадать. Но Людмила Стрельченко словно окаменела. В ушах цыганки были украшения ее дочери, сделанные на заказ. Мать узнала бы их из тысячи, так как сама подарила их дочери.

Андрей Шепунов детально помнит это уголовное дело

Следователи понимали, раз след ведет к цыганам, добиться правды будет сложно. Этот народ на контакт с милицией не идет и своих не выдает. Но Андрей Шипунов всё же решил попытаться.

— Знающие люди, особенно из числа сотрудников милиции, нынешней полиции, знают, что с ними всегда не просто разговаривать, — объясняет Андрей Шепунов. — Им порой проще заплатить, нежели выдать эти вещи.

Молодая цыганка оказалось дочерью местного барона. Найти спрятанные улики в огромном доме было сложно. На помощь пришла оперативная смекалка. Андрей Шепунов рассудил так: обычно все драгоценности цыганки носят на себе. Оперативник предположил, что под юбкой есть специальный карман для золота, краденные серьги наверняка там. И он не ошибся.

Цыгане купили украшение по дешевке у двух братьев Юрца (слева) и Сереги (справа)

Проницательность оперативника поразила цыган. Они пошли на контакт и откровенно признались, что украшения купили по дешевке три дня назад на местном рынке. Продавали их два парня. Незнакомцы называли друг друга Юрец и Серега.

Поиски решили начать с жителей поселка Нижний Балыклей. Вскоре нашли подозреваемых. Это были братья Сергей и Юрий Кизяк, одному 21, другому 19. Ничего необычного за обоими не было замечено. Следователи решили присмотреться к братьям и их семье.

Воспитательница интерната Людмила Колебошина хорошо помнила семью Кизяк

Семья Кизяк была многодетной: два сына и две дочери. Характерной чертой в семье была жестокость, прививаемая отцом. До ближайшей школы — несколько километров, поэтому детей отдали в интернат и забирали лишь на выходные.

— Мама была очень порядочная женщина, такая кроткая, славная и работящая. Работала она дояркой-телятницей на ферме в колхозе «Октябрьская революция». Я приходила к ним домой. У них всегда было очень чисто и бедненько, — вспоминает Людмила Колебошина, в 1989 году работала воспитателем в интернате. — Отец очень жестоко издевался над женой и избивал ее. Она ходила в синяках.

Нижний Балыклей не видел раньше такой жестокости

За 10 лет до убийства у Кизяка-старшего было плохое настроение. Он не хотел идти по воду и приказал пойти дочерям. Мать не хотела отправлять дочерей на сильный мороз, стала обуваться сама. Муж разозлился: «Ах, так! Вот и делай всё за них», — он принялся выталкивать жену на улицу без пальто. Дочери вступились, но отец рассвирепел и вышвырнул их на улицу вслед за матерью без верхней одежды.

Сыновья притихли, подумали, что и им достанется. Но отец внезапно повеселел и пояснил: «С бабами надо пожестче, иначе не понимают».

Отец отворил дверь лишь, когда плач девочек на улице стих. Сёстры замерзли до костей и после этого долго болели. Но действительно стали молчаливыми и покорными, даже когда отец бил мать на их глазах.

Андрей Шепунов (слева) и Виктор Быков (справа) рассказывают подробно историю уголовного дела

Волгоградские следователи склонились к версии, что братья Кизяки убили Ольгу Стрельченко. При задержании их не оказалось дома. Проверили их друзей и вскоре нашли младшего брата, Юрия.

— По одному из адресов, в соседнем селе Верхний Балыклей, был обнаружен и задержан младший брат Юрий Кизяк, — вспоминает Андрей Шепунов.

Младший не сопротивлялся. Но злорадно заявил: «А Серегу вам не поймать». Следователи не поверили. В семье практически не было денег, чтобы уехать куда-то. Вскоре оперативники догадались где может прятаться беглец. Сергей Кизяк не дожидаясь ареста отправился в военкомат в соседнем районе. Беглец надеялся: его успеют забрать в армию и милиция не достанет. Но именно там его и нашли, безоружного и в одних трусах.

— У нас уже были документы на арест. Естественно, нам его выдали, — вспоминает Виктор Быков. — Мы не в первый раз забирали убийц с призывного пункта.

Так оба брата оказались в милиции. Увидели сережки, которые продали цыганам и не стали отпираться.

Братаны

В этом доме жила Ольга Стрельченко с подругой

Сергей Кизяк вырос в отца: ленивым и злым. Трудиться он не хотел и совсем не уважал родную мать. В маленьком селе ему было скучно, а тут вдруг луч света в темном царстве: в Нижний Балаклей приехала по распределению красавица и умница Ольга Стрельченко. Ольге как молодому специалисту отвели полдома. Она там поселилась с подружкой.

Симпатичная девушка понравилась и младшему брату, Юрию. Оба лоботряса стали часто появляться у дома Ольги, лузгали семечки и всячески пытались привлечь к себе внимание. Однажды Кизяк-старший совсем обнаглел — схватил девушку за грудь. Ольга оттолкнула хама и впервые в жизни нагрубила. У братьев всё внутри вскипело, так как, по их мнению, женщина не имеет право раскрывать рот — она обязана подчиняться, так научил их отец. Оба решили при случае разобраться с обнаглевшей девицей.

На беду, в тот вечер Ольга была одна, ее подруга уехала. Лучшего момента отомстить нельзя было и придумать. Братья Кизяки понимали, что девушка не откроет им дверь, поэтому пошли на хитрость. Они сказали, что их послал председатель избирательной комиссии забрать документы. Доверчивая Ольга открыла. Жить ей оставалось несколько часов.

— Они ее связали, как они рассказывали. Накинули на нее пальто, было холодно. Обула она сапоги, и они ее через всё село вели в овраг, — вспоминает Людмила Колебошина. — Она просила оставить ее в живых. Рассказывала им свою жизнь, что у нее мама болеет, хотела их разжалобить. Она была живая, и они при ней копали яму. Там они ее задушили и стали жечь. Как назло, никто в поселке не видел, что девушку ведут на казнь.

После ареста убийц отправили в следственный изолятор. Их ожидало справедливое возмездие.

Еще одна жертва

Еще одной жертвой, но уже троих убийц стала медсестра Маша Сойкина

Маша Сойкина в тот роковой для себя день собиралась на работу и не подозревала, что ее ожидает. Девушка работала в следственном изоляторе. В тот день она шла на работу с трудом сдерживая слёзы, на приеме в женской консультации ей сказали, что есть угроза выкидыша — нужно ложиться в больницу. Ответственная девушка еле уговорила позволить отработать последний день.

СИЗО № 1, в котором находились убийцы

В одной камере оказались сразу два жестоких убийцы из соседних районов: Алексей Щербатов зарезал целую семью, а Кизяк-старший зверски убил юную девушку. Теперь они вместе решили бежать. Кизяк предложил достать оружие, но у Щербатова оно уже было: супинатор.

— В обуви металлическая часть, которая подошву держит и каблук, — вспоминает Виктор Быков. — Ее вытаскивают из обуви, затачивают и делают колюще-режущий предмет.

Арестанты договорились на прогулке взять заложника. Любого, кто попадется. Вскоре их повели по коридору во внутренний дворик. В этот момент открылась дверь медкабинета — вышла Маша Сойкина. В нее тут же уткнулась заточка. Через пару минут все знали, что в волгоградском СИЗО — захват заложника.

Левон Погосов участвовал в поимке преступников

Беременная медсестра в руках убийц — ЧП всесоюзного масштаба. Милиция была готова на всё, лишь бы Маша осталась живой.

— Это был первый захват заложников. Один из первых по России и первый в Волгограде, — вспоминает Левон Погосов. В 1989 году он был старшим следователем прокуратуры Волгоградской области. — Ни у кого опыта общения с заложниками не было. Специальных людей тогда не было в системе.

Дмитрий Быков был переговорщиком с преступниками

Никто тогда не знал, как правильно вести переговоры, чтобы сохранить жизнь заложнику. Ответственность на себя взял Виктор Быков. Он знал обоих мерзавцев, расследовал их дела.

— Я рядом жил. Туда быстренько прибежал, прошел. Первые переговоры я вел, — вспоминает Виктор Быков.

У убийц было несколько требований. Одно из основных — привести Юрия Кизяка, младшего брата. Очень скоро он оказался в захваченном кабинете. Следующее требование реализовать было сложнее: преступники требовали оружие, деньги и вертолет. Срочно доставленные оружие и деньги, положили в прогулочном дворе. Виктор Быков остался один и показал, что он безоружный. Оперативник надеялся оттащить Машу в сторону, чтобы в нее не попали снайперы. Но идея провалилась, у Кизяка-старшего началась истерика.

— Помню истошный крик: «Уберите его!» — говорит Левон Погосов. — Напрочь стал истерить: «Уберите его отсюда!»

Виктору Быкову пришлось подчиниться и уйти. Арестанты двинулись к оружию, стали разбирать его и на мгновенье отпустили Машу. Они не знали, что на крыше ждут стрелки. Пули попали точно в цель.

— Девочку, слава богу, освободили. Естественно, психиатры с ней работали, чтобы ничего не произошло. Сами понимаете, захват есть захват, — вспоминает Виктор Быков.

Сейчас СИЗО, в котором сидели убийцы, выглядит так

Все три бездыханных тела милиционеры на время оставили во внутреннем дворе в назидание, чтобы из всех камер видели, что попытки побега кончаются уничтожением преступников.

Все трое мерзавцев были наказаны еще до суда, но даже если бы они дожили, их ожидал один приговор — высшая мера. В семье Кизяков все четверо детей закончили жизнь ужасно: двоих братьев расстреляли, а две сестры спились. Такой пример показал им отец: на свете только зло и жестокость.

В этой истории было и что-то хорошее. Медсестра Маша родила здоровую девочку.

Будь в курсе происходящего! Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте новости там, где удобно — в вашем телефоне. Присоединяйтесь к нам прямо сейчас!
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем