Финальная фотовыставка проекта «Мартынов городок. Внутренняя граница» открылась сегодня в заброшенной старинной церковно-приходской школе хутора Мартыновский Новоаннинского района Волгоградской области. Именно там, в трехстах километрах от Волгограда, начали создавать площадку для проведения международных культурных проектов и фестивалей фотографии.
Инициатором международного фестиваля «Мартынов городок», операции по спасению заброшенной школы и возрождению отдаленного хутора стал известный волгоградский менеджер социокультурных проектов Федор Ермолов.
— Да, хутор Мартынов далек от Волгограда, он также далек и от Саратова, и от Воронежа, — признается Федор Ермолов. — Но, как у нас, так и в соседних городах — дефицит площадок для современного искусства. А в Мартынове визуально шикарные, огромные и пустые пространства. Бери и делай что угодно. Можно большие пленэры, истории и фестивали там делать, ленд-арт например.
Хутор Мартынов был основан еще в 17 веке как сторожевой казачий городок у брода через реку Бузулук. Привлечь внимание к уникальным ресурсам этой территории и дать толчок к их развитию силой искусства как раз и хочет Федор Ермолов. Тем более что у него с хутором оказалась связана своя семейно-родовая история.
— У меня дед погиб в 1942 году, а бабушка была человеком пуганым и истории из прошлого старалась не рассказывать, — говорит Федор Ермолов. — Но порой, убаюкивая, когда не было рядом взрослых, рассказывала какие-то казачьи истории. На уровне сказок они осели у меня в подсознании. Без конкретики. Это же детство. Подробностей не расспросишь, в блокнотике не запишешь. А потом, когда стало интересно — спросить уже некого. Вот и осталась у меня такая «дырка» в происхождении.
Тайна открылась, когда знакомый генеалог пригласил с собой в поездку по Урюпинску и его окрестностям.
— Он еще сказал, что заедем по дороге в пару поселков и на ряд кладбищ, поищем имена на могилах. Я подорвался, прошу — кинь список мест, куда мы заедем, — рассказывает Федор Ермолов. — И я тогда впервые смог разобрать чудовищный почерк 20-х годов в справке о рождении деда своего — хутор Мартыновский. И на меня в поездке обрушивается вся семейная история. Род, в котором было 15 детей. И теперь я знаю и могилу своего прапрадеда, и историю семьи, и читал сохранившиеся дневники, и увидел сохранившиеся дома, людей... Это произвело на меня такое мощное впечатление, неожиданное, нечаянное закрытие огромной внутренней дыры, что я стал испытывать чувство ответственности за эту территорию. Проблем там, конечно, слишком много. А так как денег у меня нет, волшебной палочки — тем более, то я могу приложить к ее развитию только свои умения.
Пилотным проектом по возрождению хутора Федор Ермолов сделал международный фестиваль фотографии «Мартынов городок. Внутренняя граница».
— Почему фотография? Потому что она первую очередь как инструмент — первым делом надо это место показать. Что оно есть на карте. Тогда уже проще будет деньги какие-то подтягивать и развивать туристическую инфраструктуру, — уверен Федор Ермолов. — А во-вторых, у меня есть опыт по работе на фестах, в музеях и по фотографии. Есть друзья, на которых я могу положиться и которые качественно сделают свою работу.
Фестиваль современной фотографии, на который приехало несколько сотен человек из Волгограда, Воронежа, Саратова и Москвы, прошел в Мартынове в августе. В сентябре там уже действовала арт-резиденция — жить и работать в Мартынов приехали два фотографа: глава волгоградского отделения Союза фотохудожников России Александр Гривин и фотограф информационного агентства «Такие дела» из Москвы Сергей Карпов. На открывшейся сегодня выставке в хуторе представлены результаты их работы, а также фотографии, снятые разными авторами во время августовского фестиваля.
— Стержневая тема представленных на выставке работ — люди, которые живут в Мартынове. Яркие, самобытные персонажи, по лицам которых читается история и смыслы этой земли, — говорит Федор Ермолов. — Отстраненный взгляд фотографов позволил увидеть и запечатлеть дух и душу старого казачьего хутора. Считаю, что это старт для дальнейшего освоения территории, подтягивания каких- то более серьезных инвестиций. Здесь есть точка, за которую можно зацепиться — здание старой церковно-приходской школы 1882 года постройки. В нее и прадед мой ходил, и дед мой ходил. Несколько лет назад школу закрыли. Сейчас она стоит пустая, естественно, неотапливаемая и разрушается. Но еще в хорошем состоянии. Там даже мебель осталась еще дореволюционная... Сохранить этот объект наследия — одна из основных задач нашего проекта. Местные с ней носятся — естественно, они не хотели закрытия школы. Предлагали создать там музей. Я — музейщик. Уж чего-чего, а музей я там точно создам.