Уже завтра, 18 ноября, в Волгограде в Новом Экспериментальном Театре пройдет торжественная церемония награждения победителей Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион» 2019. У здания театра с самого утра кипит работа — готовится красная дорожка. Престижная региональная премия пройдет в нашем городе впервые. К участию допущены 453 работы от 126 телекомпаний из 70 населенных пунктов страны. Победителей определят по 20 номинациям, объединенных двумя блоками: «Информационное телевещание» и «Просветительское и развлекательное телевещание».
А накануне торжественной части в конференц-зале гостиницы «Hampton by Hilton Волгоград» началась образовательная программа конкурса. «Как делать документальное кино» и «Можно ли работать журналистом и не сойти с ума» — именно эти темы 17 ноября обсудили мэтры федеральной и международной тележурналистики Владимир Чернышев и Артем Лисс. В числе слушателей были практикующие журналисты, а также студенты местных вузов. Тех, кому только предстоит попробовать себя в профессии, было, к слову, большинство.
Как делать интересную документалку в «век айфона»
Первый мастер класс по документальному кино провел руководитель дирекции НТВ и ведущий программы «Сегодня» Владимир Чернышев. Мэтр тележурналистики приехал в Волгоград не только в качестве лектора, но и как член жюри конкурса «ТЭФИ — Регион».
— Я думаю, что здесь немало профессионалов, — с этой фразы начал свое выступление Чернышев. — Я сам давно занимаюсь не только журналистикой, но и документалистикой. Много докфильмов отснято. Всех, это как детей в многодетной семье, и не припомнить.
Именно тему как делать интересное документальное кино и постарался раскрыть московский журналист.
— Мы живем с повернутой назад головой, — с улыбкой продолжил свой рассказ Владимир Чернышев. — Делали документальный фильм про Сталина. Нам потом в редакцию звонили и некоторым людям даже казалось, что это не исторический фильм, а реальность. Казалось, что сейчас избирательная кампания Сталина. Кто-то боялся, кто-то радовался. Но, к сожалению, мы смотрим на прошлое чаще, чем в будущее, и проецируем его на настоящее.
Также Владимир Чернышев отметил, что современное поколение практически не воспринимает документальные кадры и хронику.
— Мы живем в «век айфонов», и для молодежи, не всей, но для некоторых, хроника воспринимается как картинка с плохим качеством. Однажды при создании одного из фильмов мне позвонил молодой монтажер и сказал: «Я уберу там в начале кадры не очень качественные, это брак». А этим «браком» была уникальная, нигде не издаваемая хроника. В современном мире надо подстраиваться под зрителя. Но даже хронику можно подать интересно.
После лекции собравшиеся задали свои вопросы Чернышеву. Журналист Дмитрий Пархоменко из Самары поинтересовался, можно ли в документалистике репортеру оценивать события.
— Не стоит усердствовать в этом, — ответил Чернышев. — Да, мы в отличии от журналистов того времени знаем, чем все закончилось, но все же. В интернете есть фильм про Колыму. Вот в нем, как мне кажется, с самого начала показана авторская позиция.
«Мы репетируем даже смерть королевы»
Сразу же после Владимира Чернышева со своей интерактивной лекцией выступил Артем Лисс — экс-глава европейского департамента всемирной службы «Би-Би-Си». Журналист, не раз бывавший в международных командировках, рассказал, как только начинал свою карьеру, с чем ему пришлось столкнуться в ходе работы и как «не сойти с ума в профессии».
— Тогда я еще работал во «Взгляде», — раскованно прогуливаясь перед аудиторией, начал рассказ Лисс. — Была командировка на Чукотку. Три недели мы не могли улететь в Москву. Мне с оператором даже приходилось спать на полу аэропорта.
Но больше всего тогда еще не опытного журналиста Лисса поразили не трудности поездки. А, как он признался, реакция руководств на его работу.
— Раньше телекомпания «ВИД», где и делали «Взгляд», находилась в этом здании, — Артем Лисс показывает слайд, на котором верхние этажи дома выделены красным. — Именно с этих этажей редактор, посмотрев, что я отснял в командировке, и выкинул кассету с материалом. Просто взял и швырнул в окно, на улицу. И знаете, что я сделал? Я ушел.
Когда Лисса спросили, имея тогда сегодняшний опыт, ушел бы он с редакции снова, журналист немного задумался и ответил.
— Я бы в первую очередь задал множество вопросов. Выяснил, почему редактор так сделал. И что я неправильно снял в командировке.
Экс-глава европейского департамента всемирной службы «Би-Би-Си» рассказал собравшимся и о закулисье своей бывшей работы. Факты, судя по удивленным вздохам в зале, поразили многих.
— Вы знаете, что в работе ко всему нужно готовиться, должен быть план, — начал издалека Лисс. — На «Би-Би-Си» мы каждые 4 или 6 месяцев репетируем то, что неизбежно — смерть королевы Великобритании. Есть специальная студия, где каждый знает, что и как делать. Однажды даже был случай, когда молодая сотрудница увидела «баннер о кончине королевы», сфотографировала и выложила в «Твиттер». Конечно, был скандал.
Отдельное внимание в своей речи Артем Лисс уделил журналисткой этике и профессиональной репутации.
— Важно помнить, что у журналиста не может быть личных страниц в соцсетях. Журналист всегда представляет свое издание. Нужно понимать, что любой пост или твит может негативно сыграть как на редакцию, так и на человека. Об этом редакторам надо говорить своим подчиненным заранее, еще на берегу.
Еще раз увидеть и, если повезет, пообщаться с Артемом Лиссом и его столичным коллегой Владимиром Чернышевым приглашенные гости регионального «ТЭФИ» смогут на торжественной церемонии награждения победителей всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион» 2019. Прямую трансляцию из Нового Экспериментального Театра Волгограда можно будет прочитать на страницах V1.RU уже завтра вечером.