С Мамаевым курганом в Волгограде связано много различных легенд и историй, в которые поверить порой крайне трудно. Если верить «городским легендам» то на главной высоте России побывали царь Дарий и великий завоеватель Тамерлан. Кто-то уверяет, что на Мамаевом кургане закопан священный Грааль с кровью Иисуса Христа, а немцы во время Сталинградской битвы пытались там сверхоружием зарядить Землю для победы. Об этих и других легендах о Мамаевом кургане — читайте в нашем материале.
Царь Дарий и скифы
Почему-то с персидским царём Дарием и его попыткой завоевать скифов связывают Мамаев курган. В анналах истории сохранилось следующее. В 512 году до нашей эры Дарий собрал огромную армию для похода на земли между Доном и Волгой.
Обитавшие в наших краях скифы вели кочевой образ жизни, страстью к организованным боевым действиям не обладали, а волжских просторов было предостаточно, чтобы колесить, куда душа ляжет. Тяжёлой и грузной армии Дария было трудно гоняться по полям за кочевниками.
Якобы однажды персы и скифы встретились в открытом полюшке, и Дарий уже потирал руки, надеясь поскорее прекратить долгие скитания разгромом врага. Но, как гласит исторический анекдот, скифы увидели бежавшего в поле зайца и бросились за ним. К персам возвращаться ради кровавой бойни они не стали.
Причём здесь Мамаев курган? Бесконечные тяготы похода утомили персов и остановили их у Волги. А Дарий якобы расположился на нынешнем Мамаевом кургане и стал ждать. Скифы тем временем грабили обозы, делали мелкие, но колкие вылазки и морально добивали и без того измученных персов. Чтобы обезопасить лагерь, персы возвели восемь огромных стен. Сторонники этой истории уверяют, что они были построены именно на волжской высоте. В итоге персам пришлось бежать, а фортификационные сооружения ещё долго стояли на высоком бугре у Волги. О нахождении их остатков ничего не известно, а археологи с большим скепсисом оценивают предание.
Известный российский археолог, доктор исторических наук, профессор Анатолий Скрипкин рассказал, откуда зародилась легенда.
— В четвёртой книге Геродота есть рассказ о походе персов во главе с Дарием I в северное Причерноморье. Геродот описывал передвижение персидских войск. От Дуная, который они перешли, и до северного Причерноморья до Дона. Они также перешли Дон, — поделился Анатолий Скрипкин. — А скифы вместе с савроматами отступали. Персы преследовали их. Бежали скифы на север вдоль Дона. В итоге длительная погоня заняла очень много времени. У Геродота встречается очень много преувеличений. У него встречается такой момент: когда персидская армия переходила Дунай, то греки, подчинявшиеся персам, навели мост. Когда Дарий переправил в Скифию свои войска, то передал греческому предводителю ремень, на котором было завязано 60 узлов. Царь поручил греку каждый день развязывать по узлу. И если через 60 узлов — два месяца — персидская армия не вернётся, то следовало уничтожить мост.
Но дойти до наших земель персы не смогли.
— На основании данного описания Геродота современные историки подсчитали, сколько же должны были пройти за это время персы. Они шли в том числе через лесостепную зону, совершали различные манёвры. В итоге пришли к выводу, что персидская армия дойти до наших мест не могла, — заверило Анатолий Скрипкин. — Армии в те времена проходили в среднем 20, максимум 30 километров в день. Много уходило времени на переправы через реки, пополнение запасов воды и продовольствия. Хотя Геродот и пишет, что персы побывали в наших местах, но это кажется сомнительным. Про Мамаев курган у него ничего не упоминается. Думаю, что персы здесь не были. Расчёты показывают, что Геродот очень сильно преувеличил.
Сарматы и священный матч
До наших дней дошли различные предания, некоторые даже перекочевали в полунаучную литературу о сарматах на Мамаевом кургане. Они поселились в наших местах спустя примерно столетие после описанной выше истории с Дарием.
Якобы огромный бугор стал священным местом для кочевников. На холме они совершали различные таинства. Одно из них заключалось в том, что на вершине бугра в землю вонзали священный меч. По легенде это место сарматы «поили» кровью убитых врагов, получая таким образом их силу и энергию. Считалось, что такие ритуалы не позволят врагам одолеть степных воинов.
В некоторых источниках указываются и другие ритуалы, якобы проводившиеся на кургане. Жрецы приносили крылатому псу войны черепа пленных и различные фигуры, сделанные из конских копыт.
Когда доминирование сарматов подходило уже к концу, а меч и все ритуалы не помогли им сохранить величие в те далёкие времена, на бугре якобы похоронили женщину-воительницу, возглавлявшую одно из племён. Предание гласит, что она в жизни отметилась многими подвигами и должна была хранить священный меч, пока за ним не придёт Великий воин, призванный вернуть угасающую славу сарматов. Примечательно, что эта легенда перекочевала в более позднюю. Но обо всём по порядку...
— Это всё народная мифология, — говорит археолог, специализирующийся на изучении сарматов, Анатолий Скрипкин. — Во время археологических раскопок на Мамаевом кургане не было обнаружено каких-либо артефактов, которые бы говорили о присутствии на нём сарматов. Ещё в довоенное время там были обнаружены находки, связанные с мезолитом, неолитом, — это финальные периоды каменного века. А сарматов, во всяком случае их погребений, на Мамаевом кургане нет. Естественно, они кочевали в степях, наверное, заезжали на этот бугор, но не более того.
Мамаев курган
Высокий бугор получил название, как многие думают, в честь легендарного золотоордынского темника Мамая. В учебниках истории одно время даже писали, что насыпь возвели на захоронении Мамая, которого погребли в золотых доспехах.
Но это не так. Мамай в силу долгих тяжб и разборок в Орде умер на территории современного Крыма и был похоронен более чем скромно.
Этимологи считают, что своё название холм мог получить от слова «мамай» одного из восточных наречий, которое переводится как «бугор». На другом языке «мамай» означает «мать мира». Если первое толкование просто и понятно, то второе породило легенды о чудодейственной силе этого места, притчи о «пупе земли» и другие сказания.
Долгие годы Мамаев курган называли бугром, поскольку курган — это земляная насыпь на погребении. Своё нынешнее название, считается, он получил только в годы Великой Отечественной войны лёгким росчерком пера одного из журналистов, который упомянул в заметке многострадальную высоту. Позднее стали культивироваться мифы и легенды, связанные с Мамаем.
Не исключается, что на бугре стояли монголо-татарские разъезды, следившие с удобной точки за происходящим на Волге и в окрестностях. Каких-то капитальных строений они после себя не оставили.
— Мамаев курган — это часть Ергенинской возвышенности, которая идёт вдоль Волги и от Красноармейского района уходит в Калмыкию. Возвышенность — совершенно естественная, — отметил Анатолий Скрипкин. — Курганы совершенно другие. Они имеют свою архитектуру, свою конструкцию. У Мамаева кургана ничего общего с ними нет. Этимологией названия Мамаева кургана я кропотливо не занимался, знаю, что есть самые различные версии. Но в литературе 1920-х годов он не назывался персонально Мамаев бугор, а было общее название — Мамаевы бугры. Так именовали возвышенности, начиная от современного Мамаева кургана и вплоть до Спартановки. Почему Мамаев — не знаю. Скорее всего, Мамай и был в этих местах, но прямой связи я не вижу.
Тамерлан и призрак женщины с мечом
Сарматская воительница появилась и в легенде, связанной с Тамерланом. Великий завоеватель якобы дошёл до Мамаева кургана, на вершине которого установил свою палатку и решил в ней заночевать. Но то ли ночью, то ли утром в страхе Тамерлан приказал войскам повернуть обратно. Позднее якобы бесстрашный воин признался, что ему привиделся призрак женщины с мечом, которая поведала ему, что он найдёт неудачу в походе, если продолжит его.
Церковь помогла долгое время поддерживать веру в легенду, уверяя, что Тамерлана остановила Богородица. А язычники уверяли, что завоевателя остановила та самая сарматская воительница, похороненная на высоте за полторы тысячи лет до этого.
Сама история вызывает сомнения. Известно, что части армии Тамерлана дошли почти до Москвы, разорили современные Астрахань, Азов, Сарай-Берке. В исторических трудах указано, что Поволжье великого воина заставила покинуть холодная зима, болезни и усталость армии от продолжительного похода. Но так или иначе красивую легенду перепечатывают уже несколько столетий.
Священный Грааль
Казалось бы, в XX веке мифов и «тайн» должно быть порождено намного меньше, чем в легендарный период истории, но не тут-то было. По некоторым данным, с приходом советской власти на Мамаевом кургане пытались проводить археологические раскопки, но чего-то ценного исследователям найти не удалось. А потом началась Великая Отечественная война, давшая эзотерикам, мистикам и любителям паранормальных явлений огромную пищу для разговоров.
До сих многие телеканалы и любители истории активно культивируют тему Третьего Рейха, создавшего тайное оружие и познавшего тайны бытия. С Мамаевым курганом связано несколько историй, фактически ничем не подтверждённых, но крепко осевших в головах даже коренных волгоградцев.
У всех них есть одна основа. Якобы в осаждённый Сталинград немцы привезли много тяжёлой техники для раскопок, чтобы вести земляные работы на волжском бугре. Дальше легенды расходятся.
Якобы чуть ли не лично Адольф Гитлер искал на Мамаевом кургане священный Грааль, в котором была кровь Иисуса Христа. Она должна была помочь её обладателю достичь вершин мира. А Иосиф Сталин, в свою очередь, тоже верил в Грааль и приказал во что бы то ни стало Мамаев курган защищать. У здоровых скептиков возникает вполне логичный вопрос, а что мешало советскому лидеру заняться поисками в мирное двадцатилетие до войны? Но сторонников версии Грааля такое объяснение не удовлетворяет, и они придумывают новые мифы о тайном и великом. Кстати, каким образом Грааль оказался в волжских степях, ни в одной из легенд не указано.
Раскопки нацистов
Несколько волгоградских «краеведов» даже писали о раскопках нацистов на Мамаевом кургане книги, продаваемые в последующем на улицах города. Особо прижились две версии.
Первая гласит, что немецкие учёные в секретных лабораториях разработали чудо-вещество «электрум». Они якобы рассчитали, что его нужно поместить в нужное место, где накоплена большая энергетическая сила Земли, и тогда они смогут управлять миром. Казалось бы, полный бред, но в это действительно поверили некоторые граждане после войны. Они стали пытаться доказать данную гипотезу, уверяя, что «электрум» хотели поместить именно в глубины Мамаева кургана, для чего немцы и пытались рыть высоту 102,0.
Есть и более «продуманная» версия. В Сталинграде якобы побывали сотрудники особой организации Рейха «Аненербе» (в переводе — «Наследие предков». — Прим. ред.). Структура занималась исследованием оккультных мест и работой с артефактами древности.
— Специалисты «Аненербе» искали не чашу, — утверждал при жизни краевед Юрий Войтов. — Грааль — это камень с рунами, это древние магические знаки, расшифрованные графом Гвидо фон Листом — известным немецким учёным, а название чаши — это просто созвучие. Специалисты «Аненербе» привезли этот камень с собой, и он существует реально. Они хотели соединить Грааль с энергетическим потоком, который исходит от Мамаева кургана. Это как лазер, который без кристалла ничего не значит. Главная цель — изменить пространство и время, чтобы определять ход событий.
Доказательства сторонники таких теорий приводят всего два. Якобы после контрнаступления советских войск немцы спрятали 11 больших секретных металлических ящиков где-то в колодце рядом с Орловкой, а в Сталинграде нашли эсэсовский перстень «Мёртвая голова», который якобы принадлежал сотруднику «Аненербе».
К таким теориям специалисты относятся скептически.
— Под контролем немцев вершина и западный склон Мамаева кургана были только с 15 октября 1942 года, — говорит заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы музея-заповедника «Сталинградская битва» Светлана Аргасцева. — На южных и северных склонах периодически шли позиционные бои. Кроме этого, по кургану работал авиация и артиллерия. Проводить раскопки в таких условиях было просто невозможно. Организация «Аненербе» действительно существовала. Она была создана после прихода Гитлера к власти задолго до войны. Он увлекался различными оккультными науками. Специалисты этой организации искали артефакты, «подтверждающие» превосходство немецкой расы, энергетические точки Земли. Но всё это носило только полунаучный характер. Хотя с «Аненербе» сотрудничали известные археологи.
Сотрудники «Аненербе» в наших краях действительно побывали.
— Её представители были в Сталинграде. В городе они не могли свободно работать из-за боёв. Но побывали в оккупированных районах. Пытались предпринимать в тех условиях исследования курганов. Но это не носило какого-то планомерного характера, как, например, под Смоленском, где немцы были долгое время, — поделилась Светлана Аргасцева. — Близость фронта не позволяла им заниматься организованной и масштабной деятельностью. «Аненербе» занимались не только раскопками, а искали предметы культуры и искусства. Их переправляли в Германию. Никаких подтверждений нахождения кольца сотрудника «Аненербе» в Сталинграде у нас нет.
«На Мамаевом кургане тишина...»
Большое количество легенд связано с призраками на Мамаевом кургане, где захоронены десятки тысяч советских воинов.
Наиболее прижившиеся — сказания о воине с автоматом в районе старого дзота, который появляется на закате. Бытовала и легенда о санитарке в белом.
Не менее популярны среди историй о Мамаевом кургане рассказы о стонущих воинах, звуках боя и бомбардировок, которые периодически слышны на главной высоте России.
С годами среди местных диггеров стали популярны рассказы о подземных тоннелях и коммуникациях на главной высоте России.
Помогают порождать такие истории и сами волгоградцы, рассказывающие всякие небылицы туристам. Так, корреспондент V1.RU как-то стал свидетелем экскурсии, во время которой гостям города рассказывали, что в голове «Родины-матери» когда-то был элитный ресторан.
До сих пор вызывает споры легенда о роднике, в котором во время Сталинградской битвы якобы черпали воду и русские, и немцы, переставая стрелять друг в друга рядом с ним. Её пытались неоднократно оспорить, но каждый верит в то, во что верит.
Правда или вымысел?
— С Мамаевым курганом связано много легенд и мифов, — рассказал корреспонденту V1.RU директор Волгоградского областного краеведческого музея Анатолий Мальченко. — Например, сказания о временах скифов, сарматов и монголо-татарах стали связывать именно с Мамаевым курганом, собрав все известные упоминания об истории нашего края. Да, многие события произошли в волжских степях, но они никак не связаны с Мамаевым курганом. Он стал своеобразным собирательным образом. В нашей Волгоградской области около 2600 курганов, где ещё не проводились раскопки. Все они хранят свои тайны. Многие верят в клады с сокровищами. Со многими местами связаны различные легенды. Например, в той же Старой Сарепте гуляет поверье, что безутешный отец похоронил свою 16-летнюю дочь с 40 килограммами золота.
Рассказы о подземных ходах и немецких раскопках на высоте 102,0 Анатолий Мальченко считает несостоятельными.
— За высоту шли ожесточенные бои, порой на ширину обороны в 100 метров приходился полк обороняющихся, — говорит директор краеведческого музея. — Действительно, Мамаев курган перекапывали, но в других целях. Зима 1942–1943 года была очень холодной, стояли морозы за 30 градусов. Земля промерзала до 90 сантиметров глубиной. Солдаты были вынуждены заблаговременно рыть глубокие окопы, ямы, чтобы выживать в тех условиях. Замёрзшую землю копать было невозможно, она становилась защитой от снарядов. В тех условиях не могли даже хоронить погибших.
Тем не менее встречается много людей, верующих в легенды Мамаева кургана. Это место собрало в себя различные исторические вехи, и красивый миф можно найти почти для каждой.