Скандалы, ссоры и всевозможные дрязги уже не раз сотрясали волгоградскую сферу культуры. Собственно, они уже даже перестали удивлять. Но то, что это не могло не сказаться на результате — качестве конечного продукта, что поставляют деятели культуры зрителю, — высказываются даже простые горожане. Так, о горьком разочаровании от просмотра классической оперы «Кармен» в трактовке волгоградской «Царицынской оперы» высказалась театралка Нина Синяк.
Я люблю театр. В любом его виде: постановки, балет, опера. Но мне невыносимо горько видеть, во что превращается театр современный! Уже не найдешь почти ни одной классической пьесы в ее традиционном исполнении.
Я не открою ничего нового. Ведь все мы прекрасно видим, как разнообразные «перфомансы», «современный взгляд» одолели всё искусство.
«Непонятная мазня стала дорогими картинами, бездарный фильм — особенным видением режиссера, а в роли Аленушки легко можно увидеть сексуальную мулатку»
Это, конечно же, выразит безграничную толерантность авторов. Я не буду углубляться в причины происходящего. Я даже не скажу, что меня это удивляет. Или что я к этому не привыкла. Увы, привыкла. Но за что теперь досталось театру?
Возможно, я покажусь кому-то консервативной (хотя почему бы и нет), но я действительно искренне считаю, что театр — это основа традиционного искусства. И невероятно нелепо, придя на спектакль в вечернем платье, усевшись в мягкое кресло среди ажурных пилястр увидеть, как по сцене ходят обнаженные девушки (совершенно неоправданно! Я не ханжа), ездит электрический самокат, а вместо декораций наблюдать скудный фоторяд на проекторе. Я не понимаю этого абсолютно так же, как и кабельный интернет и видеосъемку в церкви. Повторюсь, что я не ханжа и готова принять любые формы попыток любой социальной сферы идти в ногу со временем. Но не кажется ли вам иногда это перебором, перебором противным и неуместным? Что это может перечеркнуть весь смысл какой-то деятельности? Мне кажется.
На днях я, наконец, посетила хваленую всеми местными и не местными оперу «Кармен» в волгоградской «Царицынской опере». Однажды я туда не попала и долго грела себя мыслью, что я обязательно посмотрю на жгучую цыганку в красной широкой юбке, поющую о своей любви к свободе в зажигательном танце с кастаньетами.
Но первое, что я увидела — Кармен в брюках. Да, в кожаных брюках с портупеей на поясе под грудь. На заднем фоне отвратительные картинки на проекторе, массовка бегает вокруг, создавая эффект оживленной улицы, но в нее лучше было не вглядываться. Потому что там вы увидите и спортивный рюкзак у невесты Хозе, и мальчика на электрическом самокате, и я молчу уже про жутко неуверенную нелепую игру даже главных актеров.
К музыкальному исполнению у меня претензий нет — всё было вполне профессионально (к счастью, я не владею французским языком). Но ведь актеры оперы еще и актеры! Жуткие резкие движения рук Кармен, чтобы показать эксцентричность, выглядели, как движения выпившей женщины в караоке, которая решила привлечь к себе внимание случайных мужчин. Во втором действии ее одели, к счастью, в платье, но игру это не спасло, как минимум потому что молодым солдатом Хозе был актер, которому явно перевалило за пятьдесят. Двигался он также неуклюже, по-старчески, чуть не упал, когда вставал на колено, признаваясь в любви, да и вообще их пара не создала даже ни на минуту ощущения жгучей, сводящей с ума страсти.
Игра второго состава была гораздо убедительнее, поэтому такой выбор главных героев пьесы до сих пор остался мне не понятен. В вокальном исполнении они все были на одном уровне, а количество завоеванных премий теми, кого выбрали — лишь результат количества прожитых лет пожилого актера (да простит меня вся волгоградская богема).
Всё это можно списать на просто неудачную постановку, непрофессионализм молодого сценариста, отсутствие элементарного понимания очевидных вещей (а где хотя бы испанские танцы?!), скудный выбор среди людей, которые в XXI веке хотят посвятить себя актерскому мастерству, а не бизнесу и так далее. Но зачем было примешивать сюда глупые, неуместные еще больше «издержки» современности? Современную одежду, технику, секс? Я не против постельных сцен, пусть даже совсем откровенных и на сцене театра, когда это оправдано, но колхозная похабщина меня не привлекает. Это и так повсюду. Там была такая интересная сцена — один офицер якобы занимался сексом с подругой Кармен, но это было настолько нелепо, будто сами актеры стесняются того, что они показывают.
И всё это длилось три мучительных действия. Три мучительных часа. В антрактах меня не отпускала мысль, что, возможно, я предвзята. Что меня снова одолевает мое критическое мышление. Что все же хвалят эту постановку. Что тебе опять не так?! Но поскольку я человек любопытный, я походила то тут, то там и услышала примерно такие же впечатления от увиденного других зрителей. Что меня порадовало — зрителей разного возраста. Я не занудная бабка, ура!
Я вышла из театра и так вздохнула от разочарования, что чуть не захлебнулась бьющей в лицо метелью. Я мчалась на оперу в единственный выходной, озабоченная своими проблемами, опаздывала, вызвала такси из другого города, хотя не особо могу себе это позволить, летела, чтобы внести в свою жизнь немного искусства, немного прекрасного! А потом ночью еле добралась до дома с единственной мыслью: лучше бы я не выходила из дома вообще.
Почти сразу я узнала, что мне «посчастливилось» попасть на новую версию этой оперы. Я лелею надежду, что восхваляли как раз старую постановку. Что мне просто не повезло в очередной раз. Что современный театр не умер. Что когда-нибудь я снова увижу старую добрую классику на сцене, а не Ромео в плавках у бассейна (хотя эта постановка НЭТ гораздо выше классом), и на моей душе станет чуточку теплее, потому что нет ничего плохого в том, чтобы порадоваться чему-то исконному, настоящему, традиционному и морализированному. Чтобы всё было очевидно, как в том стихотворении — что такое хорошо и что такое плохо. Потому что сейчас запутаться в бесконечном информационном потоке очень легко. И как раз хорошее кино, стихотворение любимого классика или старая театральная пьеса без излишеств современности могут тебя отрезвить и вернуть тебе правильные ориентиры.
Согласны с автором?