![Сто оттенков синего: художница создает дорогостоящие картины из рентгеновских снимков Художница Анастасия Безвершук | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/ca/9f/2a/ca9f2a9fb9534957d7533c06a5af6566/656x438_1:5563_ae65e8c07f21b940cf05a5696e4a8bb9@5000x3333_0xTjhEwmEd_3930114994940436120.jpg.webp)
Художница Анастасия Безвершук
Искусство многогранно, порой удивляет формами. Наши коллеги из NGS24.RU Алексей Тайганавт и Мария Ленц встретились с Анастасией Безвершук из Красноярска, художником, создающим картины из рентгеновских снимков.
Почти мастер-класс
— Смотри, вот моя архивная семейная фотография, тут мы маленькие: я и все сёстры. Это история, которая скоро исчезнет, — говорит художница Анастасия Безвершук. — Хрупкость памяти — одна из главных тем в моем творчестве.
![МРТ мозга | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/43/f9/4b/43f94bb1ca0ad31383ea89caec9578a7/984x656_1:5563_f1315423a9e934cbff6f40f9ed07f605@5000x3333_0xIxo2xD0Y_0794773883245804075.jpg.webp)
МРТ мозга
![Заготовка под ультрафиолет | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/44/28/bf/4428bfa867ec8b34f1f3aa368d58a53b/656x438_1:5563_40ef0d4d58a49c3641513d153e6ece32@5000x3333_0xCEUN9ifo_0980896628308604811.jpg.webp)
Заготовка под ультрафиолет
![Фото с сестрами | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/a1/b4/cf/a1b4cf33f98eff6f335025feb6d2c379/656x438_1:5563_b2c25c3833aa128cc29ebfceecdb55e5@5000x3333_0xfRFwzqqf_4789593122641823248.jpg.webp)
Фото с сестрами
Она держит в руках отпечатанный на прозрачной самоклейке скан старого фото. На усиленном контрастом негативе черные маски лиц. Обездвиженные пятна света. На белую бязь Настя наносит фоточувствительный раствор и приклеивает к ней изображение. Под ультрафиолетом — почти как в жизни — в нем проявится динамика.
![Когда в Сибири нет солнца | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/c8/00/27/c8002731e144829e02a597892344c87d/656x438_1:5563_016e61e33c709a98b07ba2df4d419002@5000x3333_0x2YspGm9L_5191603165289948473.jpg.webp)
Когда в Сибири нет солнца
— Мне больше нравится делать это на солнце, оно активное, и процесс проявки занимает всего пять-восемь минут, — рассказывает Анастасия. — Сейчас под ультрафиолетовыми лампами нам понадобится двадцать.
![Ультрафиолет | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/5e/fd/f3/5efdf3002bc1f12d728f52ff4d0d0b5f/656x438_1:5563_77527714892fc9fcbcfc853e2d0002c2@5000x3333_0xs0JP88vt_2084766578358798883.jpg.webp)
Ультрафиолет
![Прополоскать будущую картину | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/b9/99/51/b9995161513eb5ca7626aeafaf01f2ca/656x438_1:5563_1b8be6dd21b45b406db7e31de0f00978@5000x3333_0xfUmER7vy_0119208126214090287.jpg.webp)
Прополоскать будущую картину
После обработки ультрафиолетом Анастасия тщательно полоскает ткань под проточной водой. Выжимает и вешает сушиться. Первый этап работы закончен. Дальше предстоит вышить изображение бисером.
![Фото на бязи | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/3e/46/0c/3e460ca994ed687cf16efc04e5d087b4/656x438_1:5563_323e688911bc10f06786528409e551c2@5000x3333_0xvUct2bq0_8504368419579026704.jpg.webp)
Фото на бязи
![Убрать химикаты | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/47/65/80/476580c03511227fde5ffb3ce2fb665a/656x438_1:5563_b5a5f03b220fde61dcf7c5903984b728@5000x3333_0x1q3A1oV9_2702938161626353961.jpg.webp)
Убрать химикаты
![Теперь фото будет сушиться | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/d0/83/38/d08338cb22b2d6dd5074b9208cbda86e/656x438_1:5563_ce452ab202fe6a44ecc487b50944e4c8@5000x3333_0xTJbUR1yP_6328306769255631700.jpg.webp)
Теперь фото будет сушиться
С чего всё началось
Такой способ печати называется «цианотипия». Его изобрели в середине XIX века для светокопий чертежей и документов, теперь его любят художники. После проявки монохром окрашивается в разные оттенки синего. В этом стиле изображения Настя начала работать четыре года назад.
![Фото из старого дома | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/83/b0/6a/83b06afe0e1b1b023c71bc0a690e2038/656x438_1:5563_0ac8c5ae84fd9e3d1e16a23262e2131e@5000x3333_0xOSNwkIeL_8060855346828771970.jpg.webp)
Фото из старого дома
— Был карантин по ковиду. Я сидела на даче, и мне хотелось найти способ запечатлеть красоту природы, растений, которые сейчас есть, а совсем скоро их уже не будет. Вот это исчезающее остановить. Фотографировать не хотелось, делать гербарии тем более, — говорит Анастасия Безвершук. — И вот тогда я нашла цианотипию. Начала, как и все, с цветочков — все их печатают, — потом перешла на архивную фотографию и рентгеновские снимки. Кто-то считает эту технику, прямо цитирую, «тупенькой». Но мне понравилось, потому что она и правда очень легкая, да.
![Цианотипией увлеклась во время карантина | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/8d/69/6f/8d696f253fb9164fcea434b7070dcee3/656x438_1:5563_c9d3595ebd548eeb5f55b85fd0bcb911@5000x3333_0xWYohcwI0_5919278365679889880.jpg.webp)
Цианотипией увлеклась во время карантина
![Бабочки из позвонков | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/24/2f/c5/242fc5f67671963770365a2fdba0e628/656x438_1:5563_eed23226b03a57859e8fa0f262cb4a82@5000x3333_0xg2488Gty_3526585418367109110.jpg.webp)
Бабочки из позвонков
— Нет ощущения, что синий цвет ограничивает в выражении?
— Да, мне говорят: «А тебе не надоел синий?» Но цианотипию можно тонировать. У синего большой спектр оттенков, а еще можно перевести в серый, в сепию, зеленый. Здесь я к цвету отношусь скорее, как к чему-то символическому. Синий цвет, что это про бесконечность, про небо, про воду и метафизические явления.
В павильоне красноярского музейного центра «Площадь Мира» Анастасия показывает одни из последних своих работ. За основу взяла МРТ и рентгеновский снимок.
![Работа из МРТ | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/05/ec/7e/05ec7e78852f895d3fffdf7d0ecf27d7/656x438_1:5563_a9bc945ee2bdd61d2e1d9b1b4bfc85dc@5000x3333_0xWeYL2k30_0222418670613907677.jpg.webp)
Работа из МРТ
![Рентген — в искусство | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/cf/f0/6f/cff06f0f418381f9ca48261c6351a8dc/656x438_1:5563_a32433abfb46a56ee870b9f7b9c90edb@5000x3333_0x9DHGrtOy_7205745945668869853.jpg.webp)
Рентген — в искусство
— Каждый фрагмент работы — хотя они выглядят очень одинаковыми — печатается отдельно. Всё — реальная история: взяла их у знакомых, а не то что зашла в интернет и скачала. Это важно и более честно, исследовательский подход. Близкий, потому что работаешь с настоящими людьми, а не воображаемыми источниками, — говорит художница. — Это продолжение темы хрупкости человеческого тела, хрупкости бытия и жизни. Хотя мы себе кажемся такими сильными, крепкими. Здесь я провожу аналогию с бабочкой: совершенная ее форма — и, с другой стороны, невероятная уязвимость. Интересно, что на одной из выставок про картину, сделанную на МРТ головного мозга, медики мне сказали: «Вы в курсе, что место, на которое вы пришили бабочку, врачи так и называют „бабочка“. Я этого раньше не знала… А эта снежинка из костей она тоже про хрупкость. Сама по себе снежинка имеет прочную структуру, но при этом, когда она падает нам на ладонь, тут же тает.
![Подготовка к выставке | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/82/3a/d1/823ad1c25e967789e17573daf3ba1110/656x438_1:5563_2503500ace63b28a061a400a355bd280@5000x3333_0xmbpg5kN1_7973374021367081046.jpg.webp)
Подготовка к выставке
«Родное отрезало»
До восьми лет Анастасия Безвершук жила в Казахстане, потом вместе с родителями эмигрировала в Россию. Отучилась в архитектурно-строительной академии на педагога по декоративно-прикладному искусству и пошла работать в музейный центр.
![В КЦ «Площадь Мира» | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/ba/c3/af/bac3afce63e903aba16999c7603584ef/656x438_1:5563_ab030e413ada3d21a8b2392bef7829d8@5000x3333_0xvOOdu5GF_7916129605827147294.jpg.webp)
В КЦ «Площадь Мира»
— Эмиграция очень травматичный опыт. Всё очень резко и неожиданно происходит: тебя из одного контекста берут и помещают совершенно в другой. Из моего прекрасного райского сада с яблонями мы вдруг очутились в холодной Сибири, — рассказывает Анастасия. — Всё чужое, и никаких яблок нет нигде. Последний раз на родине я была лет пятнадцать назад. Ходила вокруг нашего дома, который к тому времени уже купили другие люди. Бабушкины розы, яблони, вот это родное отрезало, оно осталось там за забором, недоступным. Гештальт такой — он только через искусство может закрыться. Эти исследования, они идут изнутри и выходят из каких-то потребностей и интересов художника. Когда я исследую тему архива, эмиграции, дома, памяти, я смотрю, какие инструменты, визуальные образы помогают раскрыть мои идеи.
![Без солнца | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/8a/5f/7d/8a5f7d65e198e3889903ee6bd60b50a9/656x438_1:5563_48f0135750b3f25c9f7ca479b2324e0a@5000x3333_0xSZLaTl4W_9560462735606294259.jpg.webp)
Без солнца
— В последнее время я интегрирую свои работы в объекты: в мебель, оконные рамы. Сделала чертеж своего дома по воспоминаниям. И в каждую из комнат я вписываю, что в ней было и что я помню об этом. В одной из комнат были советские часы, их бой разносился по всему дому. И ту фотографию с сестрами я интегрирую в такие же часы, она будет вместо циферблата, — говорит Настя.
![Работа, встроенная в интерьер | Источник: из личного архива Анастасии Безвершук](https://n1s1.hsmedia.ru/51/0f/a6/510fa6d65dd2504a52f4c2329955db30/960x1280_1_956a0f999b4da04964faa559fbe90125@960x1280_0x8stgQ5oV_7397529193552045009.jpg.webp)
Работа, встроенная в интерьер
Свои работы Анастасия выставляет на художественных ярмарках в Москве и Петербурге. Когда-то ее картины продавались за несколько тысяч рублей, теперь в столице цены ниже шестидесяти тысяч нет.
— Дорогие, конечно, чаще всего берут в Москве и Питере, у нас предпочитают дешевле. Но демпинговать здесь не принято, и цена должна быть одна, — говорит Анастасия. — Искусство — это вообще необязательно, это не базовая потребность человека; выбирая между покушать, жить хорошо и вкладываться в искусство или изучать, конечно, люди выбирают базовые вещи. Но тем не менее искусство очень дорого стоит. Цену определяю частично я, частично рынок и те, кто продает эти работы.
![Скоро новые выставки | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/e4/ce/dc/e4cedceecc19829d7b5338b0d2279a9c/656x438_1:5563_4def2caa87cfdbecc1e3a944fbc4e2c9@5000x3333_0xz7dCLYRh_8488976111296239640.jpg.webp)
Скоро новые выставки
— У тебя дома висят на стене твои картины?
— Нет, к сожалению. Их, в принципе, немного, тех работ, которые я бы именно оставила, — прямо близких и дорогих мне. И они сейчас гастролируют по выставкам. Мне всегда кажется, что успею сделать что-нибудь, но пока на продажу, на выставки. Думаю, пока они востребованы, пусть будут там, где их спрашивают. Их же не так много, как может показаться, вроде делай там хоть по сто штук в день. На самом деле немало времени занимает идея. Да и бисером я долго вышиваю. Я теперь часто провожу мастер-классы, где обучаю этой технике. Мне, допустим, не страшно, что будет очень-очень много конкурентов, потому что главный вопрос: а что ты будешь с этой техникой делать? Цветочки печатать и фотографии — большого мастерства не надо, а какие ты идеи будешь воплощать, как использовать умение, вот это важнее.