С февраля этого года Россию покинуло множество известных и не очень иностранных компаний, но результат этих событий жители Волгограда начинают видеть только сейчас. Товары некоторых брендов исчезают или уже окончательно исчезли с прилавков, что-то ввозят по параллельному импорту, а оставшиеся заменили абсолютно новые для отечественного потребителя фирмы, например, из Узбекистана или Турции. Мы прошлись по магазинам бытовой электроники Волгограда и посмотрели, как изменились ассортимент и цены на технику.
Всё исчезло в «Черную пятницу»
После начала спецоперации крупные мировые компании-производители начали объявлять о приостановке продаж, производства или ввоза продукции в Россию. В марте ушли Apple, Samsung, Bosch и Sony, в апреле — Acer, в августе — Dell, в сентябре — Electrolux. Но склады крупных сетевых дистрибьюторов дали им фору для продаж оставшегося товара и поиска чего-то на замену.
К декабрю запасы некоторых товаров оказались на исходе. Своеобразную точку в этой истории поставила «Черная пятница». По словам продавцов «М.Видео», в наличии остались всего 2 телевизора Sony и парочка Samsung от производителя. Рядом же стоят товары, ввезенные по параллельному импорту.
Параллельный импорт — это ввоз в страну товаров без согласия производителя или правообладателя. Называется он так, потому что импорт идет одновременно с поставкой от официальных дилеров. Простыми словами, продавцы закупаются не у производителя напрямую, а через посредников. Ввезенные таким образом товары называют «серыми», но не стоит путать их с контрафактом: у них есть все лицензии, сертификаты и таможенные декларации.
— Недавно у нас появились телевизоры Artel. Это производство Узбекистана. Они также делают и другую технику. Есть телевизоры Grundig — это Турция, тоже недавно появились, — рассказали сотрудники магазина «М.Видео». — По параллельному импорту из Узбекистана завозят Samsung. Sony остались два телевизора. По функционалу техника из Турции и Узбекистана не особо отличается: функции умного телевизора и доступ в интернет есть у всех. А вот качество комплектующих, картинки и долговечность несравнимы. Хотя по поводу последнего утверждать рано: модели только недавно появились на полках, поэтому обратной связи от потребителей практически нет. Но смотрят люди на эту технику с недоверием.
А вот на дефицитные Bosсh и Electrolux покупатели смотрят как на джинсы Levis в середине 80-е. На полках остались единицы товаров. Где-то от них пытаются быстрее избавиться и продают с большими скидками, а где-то, к примеру, телевизор можно купить по цене подержанной иномарки. Так, если разницу в качестве мы сможем увидеть только после покупки, то пропасть между ценами видно сразу: вымирающий Sony с хорошей диагональю и 4K-разрешением продается за 230 тысяч рублей. Такой же по размеру турецкий Grundig — всего за 80.
Раз Батька сделал, значит качественно
Широким выбором стационарных компьютеров сетевые магазины электроники никогда не славились, но вот ноутбуков в них всегда было пруд пруди. Но времена меняются, и в «М.Видео» мы увидели всего один ряд ноутбуков. Практически не видно HP, Sony и Samsung вовсе нет. Зато китайских IRBIS и Digma полно. Один-одинешенек на краю стеллажа пылится Mac.
Когда-то центром притяжения почти в каждом магазине электроники была огромная стойка с техникой Apple. Возле нее всё время крутилась молодежь — чаще подростки и студенты. Гаджеты можно было подержать в руках, полистать меню и даже сделать фото. Теперь этих стоек нет. И на смену им пока не сделали даже стойки с какими-нибудь Xiaomi или Huawei.
Сейчас же телефонам iPhone уделили всего пару полок на уголке стеллажа. Зато Xiaomi, Realme, Huawei, Honor — полно. Однако, по словам продавцов, к ним многие покупатели относятся с недоверием. Такая же ситуация и в магазинах DNS. Ввезенные в страну по параллельному импорту последние модели iPhone 14 можно купить только в крупных точках либо под заказ.
При этом, по словам сотрудников DNS, на фоне ухода ряда компаний активизировались самые неожиданные производители.
— Сейчас очень много товаров фирмы Daewoo, — утверждают консультанты. — Раньше максимум микроволновки и видеорегистраторы от них были. А сейчас и фены, и плойки, и мультиварки. Люди пока с недоверием относятся.
Отделы с холодильниками, газовыми и электроплитами, мелкой бытовой техникой наводнили «китайцы». Складские запасы уже бывших мастодонтов рынка скупили, на полках одиноко ютятся остатки.
Из неожиданных особенностей текущей обстановки на рынке продавцы также называют реакцию многих покупателей на белорусскую технику.
— Многие покупатели, видя технику из Белоруссии, очень интересуются ей и часто берут, — говорят сотрудники магазина. — Мы им объясняем, что, помимо страны-производителя, есть еще много факторов, на которые следует обратить внимание, но им всё это до лампочки. Считают, раз Батька сделал, значит качественно. В основном это люди старше 40 лет.
Пока правительство рассуждает о возможности расширения перечня товаров для параллельного импорта, одни покупатели стараются урвать оставшуюся технику зарекомендовавших себя брендов, а другие на свой страх и риск берут Турцию и Узбекистан, оценить которые по достоинству удастся лишь спустя время.