Как стало известно 17 сентября, в Волгоградской области утвердили цели и показатели регионального образования до 2024 года. Среди них большое внимание уделяется информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды. Планируется, что 90% школьников должны заниматься по индивидуальным планам, 80% детей получать дополнительное образование, половина студентов техникумов сдавать экзамены дистанционно.
«Речь идёт не о замене одного вида обучения»
Совет при губернаторе Волгоградской области несколько дней назад утвердил основные направления развития образования в регионе. Среди них - «Цифровая образовательная среда». Главная её цель: «Обновление информационно-коммуникационной структуры, подготовка кадров, использование федеральной цифровой платформы».
Согласно документу, в 2024 году в Волгоградской области пользоваться такой платформой должны 95% образовательных учреждений региона.
Платформу в тестовом режиме ввели с этого года в 13 регионах страны.
Она служит для обеспечения создания Цифровой образовательной среды (ЦОС).
— Целевая модель ЦОС регулирует отношения участников ЦОС, связанные с созданием и развитием условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, - говорится в приказе Министерства просвещения. - Обеспечивающих освоение образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся, — говорится в приказе
Введение таких целевых моделей вызвало у родителей по всей стране опасения, что школьников будут планово переводить на дистанционку. Особенно опасения усилились в разгар пандемии коронавируса.
В приказе также говорится, что городские и деревенские школы планируется оснастить высокоскоростным интернетом, новой компьютерной техникой и технологиями.
Министр просвещения завуалированно ответил на вопрос, будет ли внедрение такой системы означать переход на дистанционку.
— Речь идёт не о замене одного вида обучения — очного — другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны, — заявил Сергей Кравцов.
Цифровое образование в Волгоградской области
В целом ЦОС будет включать в себя:
электронные журналы и дневники;
платформы для получения и обмена информацией;
сервисы для связи с учителями и учениками в чатах и в режиме видеоконференций;
инструменты для создания проектов и презентаций;
платформы для выполнения заданий в режиме онлайн.
В планах властей Волгоградской области к 2024 году создать условия для использования ЦОС в 95% образовательных организаций, но есть и другие показатели, к которым будут стремиться.
— Внедрение целевых моделей ЦОС планируется в 248 образовательных организациях региона, — указано в программе развития образования Волгоградской области. — Доля обучающихся по образовательным и дополнительным программам должна быть 90%. 50% учителей должны пройти специальную аттестацию.
Отметим, что в Волгоградской области более 700 школ, каждая третья должна через четыре года полноценно использовать цифровые, в том числе дистанционные, технологии. На все эти мероприятия выделяется свыше 572 млн рублей, в основном из федерального бюджета.
По другой образовательной программе дистанционное образование коснётся и студентов волгоградских техникумов.
— Половина организаций среднего профессионального образования региона должна проводить итоговую аттестацию в форме дистанционного экзамена, — говорится в областной программе развития образования. — 25% учащихся должны проходить аттестацию с применением механизма демонстрационного издания.
Для внедрения цифрового образования в школах запланировано оснастить всей необходимой материально-технической базой 334 образовательных учреждения в сельской местности.
Другой областной проект, «Успех каждого ребёнка» также так или иначе связан с цифровым образованием.
— Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, должна составлять 80%, — указано в документе. — Число участников открытых онлайн-уроков по ранней профориентации должно составлять 188,1 тысячи человек.
Отметим, что это 2/3 от общего числа школьников региона. По последним данным комитета образования, в волгоградские школы ходят за знаниями 256 670 детей.
«Н
агрузка на педагогов может лечь очень большая
»
— В первую очередь программа «Цифровая образовательная среда» сейчас реализуется в Волгоградской области в виде поставки современного оборудования в школы, — рассказала корреспонденту V1.RU директор Лицея № 5, председатель комитета образования Волгоградской гордумы Лариса Тропкина. — Нам, например, уже поставили по ней три огромных интерактивных телевизора. По программе предполагается оснащение кабинетов информатики, лекционных залов, поставки новых компьютеров и ноутбуков, улучшение интернета. То есть техническое оснащение школ для использования цифровых технологий в учебном процессе. Всё, что возможно перенести в цифровую среду, — перенесётся. Речи о дистанционном обучении, как таковом, не идёт.
Об индивидуальном образовании говорят уже давно.
— С 1990 года мы говорим про введение индивидуальных планов обучения. В некоторых школах даже есть их расписания, — говорит Лариса Тропкина. — То есть ребёнок выбирает свой образовательный маршрут. Имеется ввиду, что каждый ребёнок сможет его выбрать для себя. Старшая школа уже перешла на новые стандарты образования. Мы уже разрабатывали образовательные маршруты, но не под каждого ребёнка, а под отдельные классы. Ребята выбирали профильное образование по химии, биологии, обществознанию, математике. Школьник может выбрать такой индивидуальный маршрут. По нему ученик получает дополнительные знания как за счёт информационных образовательных ресурсов, так и от учителя.
После реформы образования в регионе в нём будет много внимания уделяться дистанционным формам обучения.
— В данный момент для ребёнка, уходящего на индивидуальное обучение, создаётся отдельный график. Учителю дополнительно оплачиваются занятия с ним. Пока такой формой обучения можно пользоваться только по медицинским показаниям, при наличии медицинской справки, — говорит директор Лицея № 5 Волгограда. — Я до конца не уверена, но предполагаю, что к каждому ученику не будет приставлен отдельный учитель. Основной упор будет делаться на информационные ресурсы. Сейчас мы уже пытаемся ввести смешанные формы обучения. Дети выбирают уроки в классах или онлайн. Или и так, и так. Сейчас есть дети, ушедшие из-за пандемии на дистанционку. Есть по несколько таких учеников в каждом классе. То есть уже активно используется смешанная форма обучения.
Тяжесть от нескольких форм обучения ляжет на плечи учителей.
— Мне видится, что проблемы освоения педагогами информационных технологий не возникнет, — считает глава думского комитета по образованию. — Это показал опыт дистанционного обучения весной этого года. Учителя 50–70-летнего возраста боялись осваивать их, отказывались, но в итоге успешно справились с данной задачей. Многие отметили положительные стороны. Может быть, я смотрю на всё это в розовых очках, но считаю, что учителя — это умные, передовые люди, которые знают, для чего они пришли в школу, осознают ответственность. Я верю в учителей, что они всё освоят. Но я разделяю опасения, в том плане, что нагрузка на педагогов может лечь очень большая. Поэтому нужно хорошо думать, как защитить учителей от перенапряжения, лишней нагрузки, как её распределить. Может быть, стоит продумать, чтобы один учитель вёл уроки в классе, а другой работал онлайн. Ведь кому-то онлайн работа наоборот очень удобна. Это просто мои рассуждения. Например, сидит учитель в декрете, но несколько часов в неделю может проводить уроки онлайн. И ему будет приятно, не будет отставать от нашей жизни.
Не исключает Лариса Тропкина и другие варианты, но отмечает, что менять реальную школу на виртуальную никто не собирается.
— Может быть стоит перестраивать нагрузку учителей. Сейчас у нас ставка 18 часов, плюс педагоги занимаются внеочной работой, выходит в общем 36 часов. Вместе с подготовкой к урокам и так далее. Может быть, следует включить в ставку онлайн уроки — 15 очных уроков и 3 урока онлайн, например, — рассуждает директор Лицея № 5. — Но это всё необходимо хорошо продумать, проводить эксперименты, смотреть, как будет лучше. Главное — не спешить. Есть мнение, что нужно быстро принять правильное решение, но так в жизни не бывает. Всё познаётся путём проб и ошибок. Не надо переживать, традиционную школу никто не отменит. Об этом говорили в Министерстве, об этом говорит и простая логика. Дети с большим энтузиазмом и удовольствием вышли в школы 1 сентября, рады педагогам и одноклассникам. До сих пор ходят счастливыми. Этого отменить никогда нельзя. Но применить это в случаях, когда по-другому нельзя, либо это лучше, чем по-старому, — нужно всегда двигаться вперёд!
В общей сложности на развитие волгоградского образования до 2024 года потратят 15,9 млрд рублей.