1 500 000 подписчиков в соцсетях, свой интернет-магазин подарочных наборов, постоянные путешествия и брендовая одежда — всё это жизнь учителя русского языка и литературы из Волгограда. Екатерина Чеботарёва уже несколько лет ведет свой блог в «ТикТоке» и Instagram*, параллельно учит детей доброму и вечному. В отличие от многих своих молодых коллег педагог наотрез отказывается уезжать из Волгограда. В откровенном разговоре с V1.RU Екатерина рассказала, как совмещает школу, бизнес и личную жизнь.
Первый бизнес открыла в 18 лет
Девушке непросто вспоминать, почему она решила стать учителем русского языка и литературы. Ее педагог по этим предметам в школьные годы сказала ей, что девушка будет хорошим учителем. Однако спустя некоторое время после того, как Катя поступила в ВГСПУ, ее учителя не стало.
— Моя история связана с учителем русского языка и литературы, которая была классным руководителем моей мамы, — рассказывает девушка. — Когда нужно было подавать заявление о выборе предметов для ЕГЭ, она сказала мне: «Ты была бы классным учителем. Тебя будут любить дети. Почему бы тебе не сдать литературу?» Хотя изначально с 9-го класса я готовилась к поступлению в МВД на эксперта-криминалиста. Но в последний момент решила, что литературу тоже сдам. Это был мой любимый учитель. К сожалению, когда я поступила, через некоторое время ее не стало. Она так и не увидела моих успехов в педагогической деятельности. Я работаю, а у меня ее слова в голове постоянно.
«С 08:00 до 15:00 у меня были пары, потом работала в офисе, а в 23:00 писала конспекты и учила стихи»
Чтобы финансово не зависеть от родителей, в 18 лет Катя решила создать свой бизнес — подарочные наборы к праздникам. Девушка была одной из первых в Волгограде, кто придумал и реализовал эту идею.
— На 3-м курсе я решила открыть бизнес — небольшой магазин, чтобы получать доход и не зависеть от родителей, — рассказывает девушка. — Приходилось совмещать учебу, бизнес, а еще репетиторство. Мне как человеку с синдромом отличницы было сложно. Мне хотелось переехать из общежития, снять квартиру, чтобы в тишине и спокойствии учиться. На 1-м курсе я подрабатывала, занималась репетиторством. А потом захотелось творчества. Сразу пришла идея подарочных наборов, потому что тогда в Волгограде это не было так развито, как сейчас. Мне папа сказал: «Надо отличаться от всех. Придумай что-нибудь такое, в чём ты будешь первая». Мне удалось завоевать первых клиентов, которые до сих пор со мной. Мои наборы не были похожи на другие, они были персонализированные. Тогда я начала делать индивидуальные наборы для крупных компаний: банки, школы, другие учреждения.
«В первый день было очень страшно»
По словам учителя, за 4 года ей приходилось работать со сложными учениками. Были такие, которые приходили на уроки и принципиально ничего не делали. Однако девушка нашла методы преподавания, с помощью которых вовлекла всех детей в учебный процесс.
— Были ученики, особенно в 5-м классе, которые отказывались что-либо выполнять, — вспоминает педагог. — Просто сидят и ничего не пишут. К таким ученикам я нахожу отдельный подход, создаю рабочие листы по темам, но исходя из их интересов. Это немного пониженный уровень, он легче, но так они хотя бы что-то узнают. Без спроса родителей я этого не делаю. Они, наоборот, поддерживают эту методику.
«Я никогда не проверяю домашнее задание на уроках и не заставляю их пересказывать — это старые методы»
Девушка на занятиях с учениками использует современные методы преподавания: рабочие листы, интеллект-карты, интерактивные презентации. По ее словам, они позволяют вовлечь в учебный процесс весь класс, отсидеться на задних партах ни у кого не получится.
— Заставлять детей пересказывать и проверять домашнее задание на уроках — пустая трата времени, — считает учитель. — Домашнее задание я проверяю дома. Не каждый ребенок захочет выступать перед публикой. А когда идешь по списку — это вызывает отторжение учеников при изучении предмета. Они идут на урок не с интересом и желанием, а со страхом в глазах. К учебнику я обращаюсь, но крайне редко. На уроке мы можем выполнить одно упражнение из учебника. Всю теорию разбираем с помощью моих разработок. Сложность в том, что в этом году у меня нет проектора в классе. Раньше я могла презентации интерактивные показать. Поэтому сейчас каждый урок у меня доска максимально заполнена, по 3 раза стираем и опять пишем. Это кластеры, интеллект-карты, схемы, рабочие листы, ментальные карты, чек-листы.
По словам девушки, профессия учителя в последнее время становится престижной: проводят разные педагогические конкурсы, 2023 год президент объявил Годом педагога и наставника. Однако зарплаты сотрудника хватает разве что на необходимые нужды. Причем проблема низкой заработной платы у учителей — 25 тысяч в месяц — характерна только для Волгоградской области. В этом девушка смогла убедиться с помощью своего блога, где учителя из разных регионов рассказывали ей, сколько они зарабатывают.
— Конечно, сложно совмещать ежедневно много ролей: работу в школе в две смены, ведение социальных сетей и бизнес, — сообщила блогер. — Но небольшая заработная плата в школе не позволяет мне расслабиться, так сказать. В школе я работаю для души, а для заработка есть небольшой бизнес.
«В школе я для души, а для заработка у меня есть бизнес и блог»
«Хороший учитель — это хороший друг для детей»
Девушке сразу удалось выстроить отношения с детьми. На уроках она строгий и требовательный учитель, а на перемене — друг, с которым можно пошутить, посмеяться и снять тикток.
— У детей должен быть человек, который элементарно спросит у них, как дела. Это очень важно для детей, особенно в подростковом возрасте. Они хотят внимания. Учителя обычно как делают. Звонок на перемену, и «всё, уходите». Хочется просто в тишине посидеть и помолчать. Я их понимаю. Но мне хочется, чтобы они видели во мне не только строгого учителя, но и друга. Хотя бы один человек в школе, на которого они смогут положиться, у них должен быть.
«Я думала, что социальные сети — это зло и деградация»
Популярность к девушке пришла практически сразу, как только она опубликовала первое видео в «ТикТоке». Сейчас у молодого учителя на каждом видео в среднем 500 тысяч просмотров.
— Я никогда не вела социальные сети. В студенческие годы вообще не до фотографий было, потому что была одна учеба, — рассказывает учитель. — Первый год в школе я тоже была в прострации. А на второй год работы ученики стали мне говорить про социальные сети: «Екатерина Андреевна, почему вы не ведете социальные сети? Вы такая красивая, умная. Вы бы стали популярной». Летом, когда было свободное время, я решила завести страницу в «ТикТоке», причем сняла видео в школе, на фоне доски, в желтой футболке, как сейчас помню. Это видео сразу залетает, потому что у людей сразу диссонанс в голове. Вроде бы учитель стоит, но какой-то маленький, в яркой футболке, с миловидной внешностью, больше похожий на подростка. Видео быстро набрало 1 миллион просмотров.
«Учитель должен знать абсолютно всё»
Девушка поделилась тремя принципами, которые она использует в работе. По мнению учителя, если их придерживаться, то работать будет гораздо легче.
— Первое — хороший урок, где все ученики вовлечены в процесс и где они могут получить знание, которое пригодится им в жизни. Второе — это общение с детьми не только на уроке, но и на переменах и даже за пределами школы, если им это надо. Третье — ум учителя, — перечисляет девушка. — Учитель не может сказать «не знаю», о чём бы его ни спросили. Потому что если ученики видят, что ты пытаешься найти что-то в интернете или сказать им: «Потом дома сами найдете», то уважение и доверие теряется. Я хожу между партами, никому не удается списать. Подхожу к ученикам, могу подсказать, где нужно исправить ошибку. За учительским столом я почти никогда не сижу. У меня нет расстояния с учениками. Я стараюсь ходить по классу, могу сесть за последнюю парту, когда кто-то у доски делает упражнение. Они знают, что у меня нельзя списать.
Главная причина, почему девушка любит Волгоград, — это его спокойствие и размеренность. По ее словам, она хочет навсегда остаться жить в Волгограде.
— Волгоград — это тот город, в котором я хочу жить всегда. Я с гордостью рассказываю о своем городе на конференциях и рабочих встречах в других городах. Это исторический город, здесь моя малая родина, родилась я в казачьем городке на берегу Дона — в Иловле. Дедушка у меня писатель, создатель краеведческого музея иловлинского. С четырех лет пою казачьи песни. Я, когда приезжаю в Москву по работе, не понимаю, куда все бегут. Там такой бешеный ритм, как будто нет времени для отдыха. В Волгограде у меня семья и близкие, школа и ученики. Здесь я чувствую, что приношу пользу людям.
* Деятельность запрещена в РФ.