Учителя технологии МОУ СОШ № 28 города Волжского Волгоградской области уволили по обвинению в избиении семиклассника в кабинете директора. Виктор Жуков пожаловался до инцидента в приёмную президента и Госдуму на отсутствие условий работы в образовательном учреждении, возглавляемом главой фракции «Единая Россия» в Волжской городской думе Надеждой Бояркиной. Трудовик — отставной военный через суд требует восстановить его на работе.
«В таких условиях учить нельзя»
— Вся история началась по сути с конфликта с директором школы Надеждой Бояркиной. Я работаю в 28-й школе города Волжского в общей сложности 18 лет, — рассказал V1.RU Виктор Жуков. — Вначале преподавал физкультуру и стал бороться за восстановление разрушенного стадиона. Писал депутатам и требовал создания нормальных условий для занятий детей. Потом меня убрали. На школьный стадион до сих пор денег так и не нашли. Так и стоит весь в трещинах.
Отставной кадровый офицер Виктор Жуков начал вести технологию в той же 28-й школе.
— Меня перевели вести труд и ОБЖ, — говорит уволенный учитель. — Детей надо учить, к нам предъявляются требования Министерства образования, а мы как в каменном веке. Нет простейших инструментов, про станки и говорить нечего. Обратился к директору. Прежнего, что говорится «ушли», а новым руководителем школы стала Надежда Бояркина. Она обещала всё сделать и оснастить кабинет требуемым по образовательным нормам оборудованием. Подумал, что пришла молодая и перспективная женщина, будет заниматься вверенной школой.
Прошло три года, а учитель технологии так и учил волжских мальчишек работать на станках по рисункам, распечатанным в интернете.
— У меня вообще ничего нет. Одни парты, даже не столы. И от семи до десяти учебников на каждый класс. Раньше станки были, но их сдали на 22 тонны металла. Ничего с тех пор не вернулось, — с грустью говорит Виктор Жуков. — Уже как три года действует новая учебная программа. А у нас для преподавания по ней ничего нет. А детей надо готовить. Я постоянно говорил об этом, но все молчат. Школьников учить нечем.
Постоянные обращения надоели Надежде Бояркиной, ныне возглавляющей фракцию «Единой России» в Волжской городской думе и курирующей в Волгоградской области партийный проект «Новая школа».
— У нас на этой почве возник конфликт. Меня вначале попытались выжить из школы под видом инвентаризации мастерской областным комитетом образования. Что-то искали, но не нашли. С управления образования администрации Волжского прислали согласительную комиссию. Директор наобещала всё сделать и наладить испорченные отношения. Ко мне никаких претензий не было. Через неделю всё забылось. А комиссия отчиталась о нашем примирении и в прокуратуру, и губернатору.
Желание трудовика добиться нормальных условий работы в школе почему-то раздражало руководство.
— Ко мне стали ходить на уроки завучи и придираться к работе, — отмечает Виктор Жуков. — Но я объяснил им, что не могу преподавать по нормативам, о чём уже долгое время буквально кричу. Я уже не обращал внимание на них.
Обращался учитель и в администрацию Волгоградской области.
— Писал губернатору, но наши власти ни на что не реагируют. От всех местных структур добился только того, что прислали в школу комиссию. Её члены даже не заходили в мастерскую посмотреть, что там есть. В кабинете у директора быстренько составили бумагу и написали, что всё есть в наличии. Показать перечисленные станки и инструменты они мне не смогли.
«Преднамеренно ударил мальчика»
— 6 ноября директор задержала меня у себя в кабинете. Прошла перемена, и уже начался урок, — вспоминает педагог. — Беседа шла ни о чём, и я ушёл на урок. Зайдя в кабинет, я увидел шумных семиклассников. Один стоял с разбитой губой, у него шла кровь. Ребята рассказали, что школьника побил его одноклассник. Побитый ребёнок позвонил маме, и она пришла в школу. Детей вызвали к директору, туда же пошла родительница. А я продолжил вести урок. Позднее позвали и меня.
В кабинете директора разбирались со случившимся. Полицию и медиков вызывать не стали.
— Директор, два завуча, мама и папа пострадавшего, школьники и я пытались объяснить, что произошло. Но я драки не видел, в это время был у директора. Рассказал, что говорили мне ученики, — отметил Виктор Жуков. — Стоял шум и гам. Все притёрлись плечом к плечу. Голова сидевшей на стуле мамы упиралась мне в бок. Плечом к плечу, как в строю солдат, рядом стояли ученики. Я повернулся и вроде бы задел плечом школьника. Директор начала кричать, что я ударил ребёнка. Я возмутился. На этом всё и закончилось. Я пошёл вести уроки. Полицию и медиков не вызывали.
13 ноября Виктора Жукова вызвали к директору и потребовали написать объяснительную об избиении школьника.
— Я потребовала предоставить в трёхдневный срок объяснение по поводу нанесения телесных повреждений ученику седьмого класса, — сообщила директор 28-й школы и глава фракции «Единой России» в Волжской городской думе Надежда Бояркина. — Основанием для этого стало обращение мамы школьника с требованием наказать учителя.
По словам мамы семиклассника, трудовик намеренно ударил её сына.
— Учитель технологии Виктор Жуков во время разбора ситуации драки между мальчиками в кабинете директора школы позволил себе нанести удар по голове моему сыну, — пояснила Наталья Букарева. — Педагог своим поступком психически унизил его в глазах учеников, их родителей и учителей. Я потребовала наказать учителя по всей строгости закона.
Мамы школьника во время случившегося в кабинете директора не было.
— Я написал всё как есть и 21 ноября собирался выезжать в Москву, как в дверь мне позвонили. Приехала капитан из ПДН и попросила написать объяснительную в связи с поступлением на меня заявления в полицию, — говорит Виктор Жуков. — Меня опросили, и я уехал в столицу, где побывал на приёме в президентской администрации и Госдуме. Передал свои обращения по поводу отсутствия возможности учить детей в нормальных условиях из-за отсутствия инструментов и станков.
В результате полицейской проверки учителя никак не наказали.
— Заявителям написали отказ в возбуждении уголовного дела. Административного правонарушения в ходе расследования моих действий также не обнаружено, — говорит учитель. — Родители ученика отказались дать разрешение на прохождение их сына судебно-медицинской и медико-социальной экспертиз. Не дождавшись результатов проверки, директор собрала комиссию, хотя приказ о её назначении я до сих пор получить не могу. В комиссию вошли также двое учителей и, как тройка суда в 37-м, сделали вывод, что я преднамеренно ударил мальчика по голове. После этого меня уволили. Я удивляюсь, как комиссия, не дождавшись результатов официальной проверки, взяла на себя функцию суда. При этом она не опрашивала свидетелей произошедшего.
Виктор Жуков оспаривает решение об увольнении в суде и намерен восстановиться на любимой работе.
— Когда я обращался в Госдуму, упомянул фразу в контексте усмирения непокорных людей в школе: как «маленькая зондеркоманда». Это директора обидело, и она написала заявление на меня в прокуратуру, но ничего противозаконного в надзорном ведомстве в моих обращениях не нашли.
Бунтари
В 28-й школе Волжского ученики вступились за своего учителя. Коридоры и окна заклеили листовками, а администрации всех уровней озадачили составлением ответов на обращения родителей и школьников. Видеообращения появились в интернете.
— Сейчас учеников вызывают всё к тому же директору и пытаются наказать за свою позицию, — говорит Виктор Жуков. — С ними проводили профилактические беседы. Причём присутствовали инспекторы полиции. Жду теперь заседания суда.
— Я настроен решительно и не чувствую за сбой вины. Вытирать об себя ноги я никому не позволю. Я хочу добиться восстановления на работе и хочу заниматься ею, — поделился Виктор Жуков. — Для меня также принципиально важно доказать, что моё имя просто очернили.
V1.RU направил официальный вопрос о причинах увольнения Виктора Жукова в управление образования администрации города Волжского Волгоградской области.
Суд о восстановлении на работе Виктора Жукова состоится 19 декабря.
Алексей Серебряков