СЕЙЧАС +5°С
Все новости
Все новости

Валерий Ростовщиков, уполномоченный по правам человека в Волгоградской области: «Жители региона чаще всего жалуются на нарушения жилищных прав»

Поделиться

Поделиться

Жители Волгоградской области, попадая в трудные жизненные ситуации, требующие решения уймы правовых вопросов, нередко оказываются в тупике из-за незнания юридических тонкостей. Обращаясь в многочисленные инстанции, пытаясь добиться защиты своих прав, они зачастую не находят выхода. Тогда с последней надеждой на помощь они обращаются к уполномоченному по правам человека. Что же входит в компетенцию омбудсмена, в решении каких проблем он может помочь, и что требуется для успешной защиты своих прав – на эти и другие вопросы отвечает уполномоченный по правам человека в Волгоградской области Валерий Ростовщиков.

– Валерий Александрович, какие формы и методы в работе волгоградского уполномоченного по правам человека наработаны за период деятельности института в нашем регионе. Какие из них наиболее действенны?

– Для начала напомню, что впервые институт уполномоченного был основан в Швеции в 1809 году, откуда пошло название – омбудсмен (так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире). Хотя такой род деятельности вовсе не был чужд российской действительности. Так, в России в XVI-XVII веках это был так называемый «ярыжка кабацкий», который писал даже челобитные на имя царя. Это был грамотный посредник между гражданином и властью.

Мощное развитие институт уполномоченного по правам человека получил после Второй мировой войны. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года – Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Днем прав человека. 4 ноября 1950 года в Риме была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, вступившая в силу через несколько лет и ставшая первым международным документом, создавшим, как считается, самую эффективную в мире систему защиты прав человека. Конвенция определила действенный контрольный механизм для рассмотрения межгосударственных и индивидуальных жалоб в лице Европейского суда по правам человека. На сегодняшний день ее ратифицировали более 40 государств-членов Совета Европы, в том числе и Россия.

В 2011 году институту уполномоченного по правам человека в России, который официально был узаконен в 1997 году, когда вступил в силу Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в РФ», исполняется 13 лет. В 1998 году Государственной Думой РФ был избран первый общероссийский уполномоченный. На сегодняшний день уполномоченные по правам человека действуют в 63 субъектах России.

11 лет назад в нашей области, одной из первых в Российской Федерации, появился свой институт регионального уполномоченного по правам человека, когда в марте 2000 года областные депутаты приняли закон «Об уполномоченном по правам человека в Волгоградской области». В области появилась государственная структура, призванная существенно дополнить систему правовой защиты граждан. За этот период в общей сложности рассмотрено около 50 тысяч письменных заявлений, устных жалоб и телефонных обращений. Отрадно отметить, что в каждом пятом случае результат был в пользу обратившегося за правовой поддержкой человека. Считаю, заработал важный механизм государственной защиты прав и законных интересов граждан. Как показало время, две силы, которые должны прислушиваться к мнению правозащитника, – общество и власть, реагируют на доводы уполномоченного. Основной метод по защите прав граждан – это рассмотрение письменных обращений граждан. В среднем в день в мой адрес поступает от четырех до шести жалоб. Кроме того, мы принимаем волгоградцев ежедневно в режиме личного приема. Еще 15-20 человек ежедневно обращаются к нам за правовыми разъяснениями по телефону. Сначала этого года на нашем сайте также открыта онлайн-приемная, в которую со своими проблемами обращаются интернет-пользователи. Несомненную пользу приносят выездные приемы. Живые встречи с людьми, особенно из глубинки, необходимы и нам, и сельчанам. Поэтому в этом году было проведено восемь таких выездных приемов в различных районах региона. Более 150 жителей области смогли донести свои проблемы и получить необходимое правовое содействие в их разрешении.

– Количество жалоб к уполномоченному с каждым годом увеличивается или уменьшается? Какие проблемы волнуют волгоградцев более других?

– Уменьшения количества обращений, к сожалению, пока не наблюдается. Вот, например, в 2010 году в адрес уполномоченного по правам человека в Волгоградской области поступило 1110 письменных заявлений. На сегодняшний момент этот показатель уже пройден. Такая тенденция, на мой взгляд, была связана, с одной стороны, с узнаваемостью и доверием к нашей структуре со стороны волгоградцев. Повышается правовая активность самих граждан, в чем, кстати, заинтересовано и само государство. Так, недавно президент РФ Дмитрий Медведев внес изменения в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Федеральным законом предусматривается расширить перечень источников официального опубликования правовых актов, дополнив его «Официальным Интернет-порталом правовой информации» – Pravo.gov.ru. Ожидается, что этот портал позволит повысить оперативность и достоверность публикуемых федеральных правовых актов и обеспечит быстрый безбарьерный доступ граждан к официальным текстам документов. Увеличиваются и возможности у граждан, куда можно обратиться для решения правовой проблемы. В частности, 15 апреля 2011 года состоялось открытие первой общественной приемной уполномоченного по правам человека в Волгоградской области на базе Волжского гуманитарного института (филиала) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет» по адресу: город Волжский, улицы 40 лет Победы, 11. Основной задачей общественной приемной ставилось предоставление дополнительных возможностей жителям Заволжья в защите прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Среднеахтубинского, Быковского, Николаевского, Ленинского, Палласовского, Старополтавского районов и Волжского. Только за первые два месяца в приемную обратилось более ста граждан.

С другой стороны, проблемы нарушения прав и законных интересов граждан во многих сферах жизни имеют место, что побуждает людей искать правовой поддержки и защиты.

Что же касается тематики поступающих жалоб, то вот уже несколько последних лет пальму первенства держит жилищная тема. В самых разных интерпретациях нарушение жилищных прав звучит практически в каждом пятом заявлении. Наиболее часто поднимаются вопросы обеспечения жилыми помещениями из государственного или муниципального жилищного фонда, предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, содержания и эксплуатации многоквартирных домов, обеспечения коммунальными услугами и их оплаты, признания жилых помещений непригодными для проживания, домов – ветхими, а также проблемы переселения из них. Немало обращений приходит на нарушение прав граждан в рамках уголовного судопроизводства. В частности, высказывается несогласие с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, в ряде случаев заявляется о применении незаконных методов расследования уголовных дел. Несогласие с приговором суда по уголовному делу, обжалование действия или бездействия судебных приставов при исполнении судебных решений – также темы, присутствующие в письмах на адрес уполномоченного. Немало обращений посвящено вопросам социального обеспечения, пенсионных, трудовых прав, права на охрану здоровья.

– Как-то пришлось слышать высказывание уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина о том, что не прислушиваться к мнению уполномоченного – неприлично. К Вашему мнению должностные лица, к которым вы направляете обращения в интересах граждан, прислушиваются? Какие структуры Вы могли бы выделить?

– Действительно, если мы говорим о построении в нашей стране правового государства, то любое должностное лицо, причем работающее хоть в государственной, хоть в негосударственной сферах, должно реагировать на доводы уполномоченного. Ведь правовая оценка, данная уполномоченным по той или иной ситуации, имеет одну цель – соблюсти законность в интересах человека. Все эти годы акцент в нашей деятельности делался на то, чтобы выстроить формы эффективного взаимодействия с различными органами власти, правоохранительными ведомствами, судебной системой. Считаю, что это удалось сделать. У нас налажены конструктивные контакты практически со всеми государственными структурами. Особенно хотел бы выделить отделение пенсионного фонда по Волгоградской области, комитет по здравоохранению администрации Волгоградской области, правоохранительные органы.

– Довольными ли от Вас уходят заявители? Какой КПД Вашей деятельности? О каких положительных делах могли рассказать особо.

– Безусловно, не каждую ситуацию удается разрешить положительно, но в каждом пятом случае результат был в пользу обратившегося к нам за правовой поддержкой человека. Это хороший КПД, характерный и для соответствующих европейских стандартов. Ведь надо учитывать, что уполномоченный – это последняя инстанция, куда обращается гражданин в отстаивании своих прав и законных интересов. Несомненно, получаешь удовлетворение при получении положительного результата, радуешься вместе с человеком. Вот, например, как в истории с шахтером-инвалидом, жителем Волжского, которому потребовалось шесть лет судебных разбирательств, чтобы доказать свое право на получение страховых выплат по утере трудоспособности в полном объеме. В 1995 году по месту шахтерской трудовой деятельности Воркутинской ВТЭК Республики Коми ему был поставлен диагноз «вибрационная болезнь I степени». После переезда в Волгоградскую область в 1999 году по результатам освидетельствования органами медико-социальной экспертизы Волжского ему была определена третья группа инвалидности с 60% утратой профессиональной трудоспособности без указания срока переосвидетельствования. Однако с 1 августа 2004 года ежемесячные страховые выплаты инвалиду были приостановлены. В качестве основания указывалась неявка на контрольное переосвидетельствование. Между тем, формулировка бессрочности установленной инвалидности предполагает дополнительное переосвидетельствование инвалида лишь при его согласии. Оспаривая вынесенное решение, мужчина обратился в Волжский городской суд. За это время больному гражданину пришлось пройти дополнительные экспертизы, множество судебных заседаний. Поставить окончательную точку шахтеру-инвалиду удалось уже при нашей поддержке в президиуме Волгоградского областного суда, который вынес постановление о взыскании с ГУ – регионального отделения фонда социального страхования РФ по Республике Коми в пользу истца недополученных ежемесячных страховых выплат в сумме более одного миллиона рублей.

При этом был и остаюсь сторонником того, что какими бы мощными ни были государственные структуры, но без настойчивых, грамотных и последовательных действий самого гражданина, положительного итога добиться непросто. Также считаю, что без прочных контактов и взаимодействия с правозащитными и общественными организациями, активными гражданами нам никогда не удастся в полной мере реализовать конституционные права россиян.

– Как и когда волгоградцы могут попасть к Вам на прием?

– Мы ведем ежедневный прием граждан с 9:00 до 17:00 по адресу: город Волгоград, улица Пушкина, 14. Кроме того, по этому же адресу можно направить письменное обращение с приложением копий ответов, полученных заявителем на его обращения. Также к нам можно дозвониться по телефонам 38-83-60, 38-83-58. На нашем сайте Hr34.ru также открыта онлайн-приемная.

Фото: Видео Марата ЖАМАЛДИНОВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter