Родственники содержащегося в Волгоградской области в психиатрической лечебнице жителя Новокузнецка Александра Спесивцева требуют выпустить мужчину на свободу как полностью излечившегося и уже не представляющего опасности для общества. Если эта просьба будет удовлетворена, на волю выйдет один из самых кровавых маньяков в истории современной России.
В ФГУ «Волгоградская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением», расположенном в селе Дворянское Камышинского района Волгоградской области, уже более 15 лет содержится преступник, по мнению следствия, убивший более 82 человек. 18 из них – в основном это были дети и женщины – новокузнецкий маньяк съел.
О серийном убийце, который оставил далеко позади всех своих остальных коллег по цеху, страна узнала в 1996 году. История его злодеяний заставила ужаснуться даже видавших виды оперативников.
Александр Спесивцев родился 1 марта 1970 года с дефицитом веса и выжил лишь чудом, а потом часто болел. До 12 лет он спал в постели матери, которая души не чаяла в младшем сыне. В школе нелюдимый по характеру Саша не имел друзей. Его часто обижали сверстники, и он мечтал когда-нибудь жестоко отомстить им.
Когда Людмилу Спесивцеву, работавшую завхозом в школе, выгнали за хищения сантехники, она устроилась в суде помощницей адвоката. Она любила приносить домой фотографии трупов из уголовных дел и подолгу рассматривала их вместе с сыном. Уголовные дела заменяли Александру книги. Более того, как он рассказал впоследствии, у него было странное ощущение, когда он разглядывал фотоснимки. Позже Александр стал проявлять садистские наклонности.
Первой жертвой Спесивцева стала девушка по имени Евгения, с которой он познакомился в 1991 году. Они вместе гуляли, Александр читал ей стихи, но однажды избил ее, и она решила с ним порвать. Тогда Спесивцев запер ее в своей квартире и месяц жестоко истязал. По официальной версии, она умерла от сепсиса. Все ее тело было покрыто гнойными нарывами, из-за которых врачи, скорее всего, и не установили истинную причину ее смерти.
Врачи довольно быстро выяснили, что несостоявшийся жених Евгении нуждался в психиатрическом лечении, и Спесивцев был отправлен в Орловскую психиатрическую клинику с диагнозом «шизофрения».
Через три года Спесивцев с признаками ремиссии был выписан из стационара. Он решил мстить за все обиды, которые вынес в психиатрической больнице. Также сильно беспокоило его и незаживающее воспаление полового органа, поскольку в клинике по его же собственной просьбе один из его соседей по палате вшил туда дробинку.
Спесивцев часто ходил на вокзал, где общался с бомжами, нищими, пьяницами. В них он находил благодарных слушателей. Там же, на вокзале, он встретил свою новую жертву по имени Елена, пригласил ее домой, где стал жестоко пытать и в конце концов убил.
Убивая в своей квартире женщин, Спесивцев включал громкую музыку, и соседи с ужасом слушали доносившиеся из 357-й квартиры крики, однако милицию не вызывали, так как считали, что это кричит сам шизофреник Спесивцев.
Вскоре женщины надоели ему, и Спесивцев переключился на детей. Их маньяк убивал ножом, а его мать в темное время суток выносила расчлененные тела в мусорных ведрах и выбросила в реку. Ее действия позволили Спесивцеву совершить большее число преступлений, чем если бы он орудовал в одиночку.
Последних трех жертв маньяка мать Спесивцева привела сама. Мужчина убил сначала одну девочку, затем вторую, а последнюю жертву заставлял есть суп из мяса собственной подруги, который с удовольствием ел сам. Маньяка сгубила случайность. Во время планового обхода с целью профилактики перед зимним отопительным периодом бригада сантехников постучалась в его квартиру. Хозяин отказывался их пускать, мотивируя это тем, что его заперли, так как он душевнобольной. Сантехники вызвали участкового, который взломал дверь. Увиденное внутри привело их в шок. В ванне оперативники обнаружили торс девочки без рук и ног, а из бака извлекли отрубленную голову и грудную клетку. Сам Спесивцев сумел убежать по крыше дома, однако через два дня был арестован у собственного подъезда.
После освобождения из плена девочка дала подробные показания, однако вскоре скончалась в больнице.
Точное количество жертв Спесивцева так и не было установлено. Во время обыска было найдено около 40 ювелирных украшений и 82 комплекта окровавленной одежды, а также фотографии неизвестных детей в обнаженном виде. Далеко не все вещи смогли опознать родственники погибших от рук маньяка детей.
Суд приговорил Людмилу Спесивцеву к 15 годам лишения свободы, а Александр Спесивцев вновь был признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу специального типа с интенсивным наблюдением города Камышин Волгоградской области.
Как сообщил V1.ru источник в правоохранительных органах, накануне очередной психиатрической комиссии, которую этим летом должен пройти Александр Спесивцев, его родственники буквально забросали надзорные органы письмами, в которых настаивают на том, что 17-летнее содержание в неволе, сопряженное с интенсивным лечением, дало свои плоды, и мужчину можно уже выпустить, поскольку он теперь абсолютно не опасен для общества. И не факт, что эта комиссия не станет для маньяка-каннибала выписной.
По словам прокурора Камышинского района Дмитрия Симановича, до теоретической возможности выписки Александра Спесивцева остается чуть больше трех месяцев.
«Насколько я помню, последний раз принудительное лечение у него было продлено до августа этого года, – сообщил прокурор. – А потом суд будет рассматривать этот вопрос заново. В любом случае без решения суда его никто не отпустит. Суд же принимает решение исходя из данных о психическом состоянии пациента. А на данный момент никаких данных о его существенном улучшении нет».
Заместитель прокурора Камышинского района Надежда Воеводина в свою очередь полагает, что освобождение маньяка-каннибала крайне маловероятно.
«То, что Спесивцева якобы выпускают из психиатрической лечебницы, – новость из области слухов, – сообщила госпожа Воеводина. – Естественно, каждые шесть месяцев врачами-психиатрами проводятся комиссионные обследования подобных пациентов. Таким образом решается вопрос о дальнейшем продлении лечения в условиях стационара с интенсивным наблюдением. Его, конечно, всю жизнь в спецлечебнице никто держать не будет, тип лечения будет меняться на более мягкий, но это произойдет не сразу. Я думаю, что он будет находиться в данном учреждении дольше, чем все его остальные сегодняшние обитатели. Я не врач, но о выпуске на волю, на мой взгляд, и речи быть не может».
Директор центра «Нейро», психиатр Ксения Магницкая убеждена в том, что выход на свободу маньяка вроде Спесивцева абсолютно исключен.
«Здесь ни о каком освобождении категорически речи быть не может, – считает госпожа Магнитская. – Сам факт наличия душевной болезни у этого человека труднодоказуем. Вероятно, мы имеем дело не с душевнобольным, а с патологической, психопатической личностью, потому что он убивал не по бредовым мотивам. Он убивал, как убивают маньяки – это у них спорт такой. Я думаю, вылечить от этого невозможно. Тем более человеку 43 года – он в цвете сил, а злости, наверное, не только не стало меньше, но еще и прибавилось. Патологические изменения личности здесь настолько сильные, что, я думаю, это навсегда. Что-то сделать при помощи медицины здесь нельзя. Это ведь только называется лечением, а на самом деле идет медикаментозное подавление зверских инстинктов. Но психопат никогда не становится здоровым. Тем более если говорить о психопате с таким послужным списком. Даже в условиях положительной динамики в состоянии такие пациенты не должны выходить за ворота психиатрической лечебницы. Поэтому родственники, на мой взгляд, организовали пиар-компанию по освобождению Спесивцева совершенно напрасно. Выпускать его ни в коем случае нельзя».