СЕЙЧАС +16°С
Все новости
Все новости

Олег Савченко, депутат Государственной думы: «Я вряд ли променяю свой мандат даже на "Химпром"»

Кто виноват в том, что Волгоградская область в течение длительного времени сотрясается политическими и экономическими скандалами? Должны ли депутаты Госдумы от Волгоградской области сдать свои мандаты, как не справившиеся с проблемами региона? Стоит ли пост депутата возможности спасти от гибели один из промышленных гигантов Волгограда? Благодаря кому Волгоград оказался в числе городов-участников ЧМ-2018? На эти и другие вопросы V1.ru ответил депутат Государственной думы Российской Федерации Олег Савченко.

Поделиться

– Ваш коллега Михаил Маркелов сказал, что чемпионат мира – это единственная заслуга Сергея Боженова, вы же сказали, что у экс-губернатора вообще нет никаких заслуг, и за участие Волгограда в чемпионате нужно сказать спасибо только президенту Путину. Получается, что региональное руководство и депутаты Госдумы от региона вообще не имеют к этому никакого отношения?

– У ФИФА есть регламент, в соответствии с которым и выбираются города, претендующие на участие в приеме матчей чемпионата мира. Волгоградская область не подходила по этим параметрам. К сожалению, у нас нет команды высшей лиги. Не так развит массовый футбол. Не развиты детские спортивные школы и так далее. У ФИФА масса требований, которым мы не соответствуем. То есть принять решение по Волгограду можно было только на уровне Москвы, на уровне руководства страны, где при выборе города, который претендует на чемпионат мира, кто-то должен был взять на себя ответственность. Такую ответственность взял на себя президент, который заранее, когда еще не было жеребьевки, не было конкурса, сказал свою знаменитую фразу: «Как нам побеждать без Волгограда?»

Эта фраза предопределила судьбу Волгограда. Все остальное – технические моменты. Я ни в коем случае не умаляю ни заслуги Сергея Боженова, ни депутатов Госдумы, облдумы, районных дум, работников стадиона, в конце концов, и массы руководителей всевозможных уровней, которые принимали и будут принимать участие в этой работе. Но, еще раз хочу подчеркнуть, Волгоград прошел вне конкурса по одной лишь инициативе и обязательствам, которые взял на себя Президент России Владимир Путин. Сейчас у нас прибавилось ответственности, ее стало больше, чем у других городов.

Хочу пояснить, что чемпионат мира – это не выход из проблем региона. Если мы будем жить одним только чемпионатом, надеясь, что нам построят стадион на федеральные деньги, построят дороги и несколько тренировочных полей, и это будет ключ к успеху экономики, – это иллюзия, это абсурд. Я считаю, что чемпионат – это дополнение, которое поможет показать и рассказать про потенциал нашего региона. Да, это хорошее зрелище, развлечение, хорошие инвестиции в инфраструктуру, стадион, спортивные сооружения, в людей, в конце концов. Но это подспорье для дальнейшего развития. Мы за счет федеральных, международных денег, за счет иностранцев, которые приедут на чемпионат, поможем своему бюджету прямо и косвенно. Прямо – это вливания в регион, косвенно – это реклама, которая покажет, что Волгоградская область современный субъект РФ, который интересен, в первую очередь, с точки зрения экономики. Именно к этому и нужно стремиться. Уверен, что губернатор Андрей Бочаров также ставит подобные вопросы. Он понимает, что жить одними мечтами о чемпионате и все время уповать на это мировое событие нельзя. Не нужно жить иллюзиями.

Поделиться

– Сегодня все, в том числе и вы, заявляют о том, что необходимо спасть промышленность региона, особенно часто упоминается ситуация с алюминиевым заводом и «Химпромом». Но почему об этих предприятиях вспомнили только сейчас, когда они объявили о банкротстве и закрытии? Неужели нельзя было остановить проблему, когда она только начинала развиваться?

– За Волгоградский алюминий боролись, в том числе и я. Чтобы разрешить ситуацию, я встречался с Олегом Дерипаской, с руководством компании «Русский алюминий». Нужно отдать должное и Владимиру Ефимову, который бился за предприятие, как мог. Но есть несколько фактов, которые повлияли на принятие решение. Первое – конъюнктура, высокая себестоимость алюминия. Второй фактор заключается в том, что заводом никто не занимался. Никто из чиновников не убеждал, не доказывал, не предлагал какие-то преференции. Никто, например, не говорил: «Уважаемый Олег Дерипаска, мы понимаем сложности, понимаем, что завод работает в убыток, но давайте мы вам предложим возможные экономические варианты. Пусть завод будет работать не в прибыль, а в ноль, но вы его не будете консервировать, давайте разберемся со стоимостью электроэнергии в нашем регионе, разберемся в стоимости инфраструктуры, сделаем вам отсрочку».

Таких «давайте» много, но никто ничего не предлагал. Более того, губернатор региона не встречался с Олегом Дерипаской, как вам такое? Какое у него будет отношение к ситуации после этого? Например, в Россию приехала крупнейшая компания в мире в своем сегменте, не буду говорить, какая, чтобы не делать рекламу, и президент будет принимать участие в подписании соглашения. А здесь губернатор отказался встречаться. Про какие инвестиции мы говорим?

– Вы были акционером «Химпрома», почему вы не решились взять на себя ответственность за судьбу градообразующего предприятия и не полезли спасать завод, не решили погрузиться в его проблемы и не стали принимать решения на благо промышленному гиганту?

– Я был акционером «Химпрома», когда еще не был депутатом Госдумы. Сейчас по закону РФ мне запрещено быть каким-то акционером и, более того, участвовать в работе предприятия или каким-то образом влиять на принятие тех или иных решений. Это справедливый закон. Каждый должен заниматься своим делом. Я должен заниматься законодательством, политикой, в конце концов. Экономикой должны заниматься люди, которые обличены властью: областная администрация и государственные компании.

Могу сказать, что когда я был акционером «Химпрома», была уменьшена кредиторка, были реструктуризованы основные проблемы предприятия, была ясно намечена цель развития завода. Более того, я не взял руководителем предприятия никакого московского «умного» менеджера, мною был назначен главный инженер завода, проработавший там 40 лет. Таким образом мне удалось получить доверие коллектива. Соответственно, все последующие действия были направлены только на то, чтобы восстановить позиции «Химпрома», чтобы предприятие процветало, как было сделано со многими другими предприятиями. Если вы посмотрите мою биографию, то все предприятия, за которые я брался, все успешные, за исключением, на тот момент «Химпрома». Затем его и Волгоградский тракторный завод у меня отобрали. Не хочу вдаваться в подробности, но отобрали почти силовым образом, вынудив передать другим людям. И вот что получилось в итоге?

Почти десять лет заводом неэффективно управляли, его обворовывали. Но стоит отдать должное предприятию, которое столько лет грабили, и оно держалось на плаву. Теперь представляете какой потенциал был у завода? Получилось, что кто-то хотел украсть рубль, а в результате мы расстались с крупнейшим флагманом химической индустрии России.

Все, уже нет предприятия, нет рабочего коллектива. «Химпром» уже не восстановишь, несмотря на то, что в свое время можно было осуществить ряд программ, которые бы его спасли. Я пытался это сделать, но, к сожалению, поздно. Я встречался с представителем компании «Ростехнологии», мы беседовали на всех уровнях. Были предложения реструктурировать предприятие, разбить его на несколько профильных производств. Технологически это было возможно сделать, и думаю, что как минимум из трех предприятий два показали бы какой-то итог. Но этим нужно было заниматься, а никто этого не делал, когда было время».

Поделиться

– Вам вновь предлагали стать акционером «Химпрома», вы отказались, потому что это слишком сложный вопрос, и гораздо проще говорить о ситуации на предприятии постфактум, когда все уже произошло?

– Если я не отказался от поста депутата Госдумы в пользу предприятия, которое я основывал с оборотом в миллиарды долларов, то, наверное, вряд ли откажусь от места в Госдуме даже ради такого важного предприятия, как «Химпром». Потому что каждый должен заниматься своим делом. У меня слишком много обязательств, связанных с работой депутата. У меня слишком много авансов и обещаний, которые я дал людям и которые нужно выполнить. На мой взгляд, сегодня я нахожусь на своем месте.

Опять же я отказался не из-за того, что у завода возникли большие трудности. Были предприятия которые находились гораздо в худшем положении, и сегодня это достаточно успешные предприятия, где работают люди, где прошли инвестиции в оборудование. Если бы те деньги, которые забирали у «Химпрома», тратились на новое оборудование, на модернизацию, на обновление, на новые кадры, на новые технологические цепочки, то думаю, «Химпром» был бы сейчас преуспевающим предприятием, и никто бы за него не переживал. Но деньги благополучно воровались. Его грабили десять лет, но даже у предприятия есть предел возможности.

– Вы неоднократно упоминали о многочисленных инвесторах, которые собирались, но так почему-то и не смогли прийти в Волгоградскую область. Какие именно крупнейшие в мире компании развернулись и ушли, а какие конкретно вы смогли, по вашим же словам, «убедить, предоставив политические и экономические гарантии»?

– Я встречаюсь с представителем компании Xerox, мы в очередной раз будем обсуждать вопрос об инвестициях. Ранее они отказались. Я еще раз убедился, что в Волгограде нужно налаживать систему учета мониторинга. «Ксерокс» – крупнейшая компания в мире. Но компании никогда не будут вкладываться в ту область, куда они приезжают с деньгами, с проектами, с хорошими пожеланиями и желанием инвестировать, а им говорят про какие-то откаты или про какое-то соучастие. После этого они разворачиваются и уезжают. Знаете, сегодня в таких областях, как Астраханская, Самарская, Калужская, есть все мировые компании. И, приезжая в Москву, выбирая между Калугой, Белгородом, Ростовом, Краснодаром, Самарой, Казанью и Волгоградом, как вы думаете, кого они выберут?

У нас хорошие люди, но использовать этот важный фактор с точки зрения инвестиционной привлекательности не позволяют руководители тех или иных уровней. Поэтому что толку перечислять компании-инвесторы. С инвесторами должен работать руководитель, занимающийся промышленностью, с крупным инвестором должен лично работать губернатор. Но у нас этого не было.

– На пресс-конференции вы заявили о необходимости кадровой ротации и кадровой чистки и при этом добавили, что не снимаете с себя вины за происходящее в регионе. Но вы уже давно являетесь депутатом Госдумы, ответственны, по вашим же словам, за происходящее... Может пора сдать мандат, раз вы не справились?

– Покажите мне человека, который на полшага будет справляться лучше меня с теми обязательствами, которые я на себя взял. С удовольствием уступлю ему дорогу, отдам ему свой мандат и буду только рад за него. Знаете, мне не создает никакого комфорта ездить по районам, участвовать в политической жизни, отвечать за действия, но это мои обязанности. За мной люди, которые поверили в меня.

– Складывается впечатление, что своими обличениями низложенного режима вы как раз иллюстрируете ту самую непримиримую войну региональных элит, о которой мы так много говорим. Получается, что одна «элита» одержала победу над другой, и теперь вы просто громко празднуете победу?

– Я не отношу себя ни к какой региональной элите. Я в хороших товарищеских отношениях нахожусь и с партией КПРФ, и с партией ЛДПР, «Справедливой Россией», с городом, областью и с районами. На мой взгляд, неправильно причислять себя к какому-то клану. Я являюсь депутатом Госдумы, потому что ровно отношусь ко всем людям, ко всем политическим партиям и организациям, которые так или иначе участвуют в жизни Волгоградской области. Я помогаю людям независимо от того, в какой партии они находятся и почему. Хочу подчеркнуть, что я всегда был сторонником выстраивания отношений не по партийной принадлежности и политическим взглядам, а в первую очередь для людей, которые доверили тебе свое будущее. Что же касается низверженного режима, то про экс-губернаторе я говорил публично о том, что делалось не так, и когда он возглавлял регион. Причем не только за глаза, но и прямо в лицо.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter