25 января понедельник
СЕЙЧАС +1°С

Расчлененный Волгоград обобщается декадой паблик-арта

Поделиться

Поделиться

С 19 по 28 июня в Волгограде впервые проходит декада паблик-арта, состоящая из серии арт-проектов в области публичного и урбанистического искусства (Re)Inventing the Public: check-points/«(Из)Обретая публичное: точки входа».

Как сообщили V1.ru в агентстве культурных инициатив Волгоградской области, уже на протяжении нескольких лет агентством ведется активная работа над созданием и укреплением имиджа Волгограда как действующего центра современной культуры.

«Этот проект во многом является для нас инаугурационным, – рассказал V1.ru куратор декады паблик-арта Антон Вальковский. – Это не просто первый опыт кураторской работы в Волгограде в области паблик-арта, но также и первый проект, в рамках которого произошло формирование сообщества художников, работающих в парадигме актуального искусства».

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Как считает господин Вальковский, Волгоград изначально манифестировал свое пограничное и транзитное состояние. Понятия «граница» и «оборона» многократно стали для города словами, определяющими его территорию как во время Гражданской войны, так и во время Сталинградской битвы.

«Символические демаркационные линии до сих пор пролегают повсюду: между отдельными несообщающимися сосудами районов линейно-расчлененной планировки города, между неконтактирующими друг с другом городскими сообществами, между человеческим телом и несоизмеримой ему городской архитектурой, зонами публичного и приватного, – утверждает господин Вальковский. – Транспортные и миграционные потоки делают Волгоград зоной межкультурных контактов, превращая границу в линию максимального напряжения, в которой аннигилирующий взрыв может привести к реальной драме и человеческой трагедии».

Чтобы преодолеть эту ситуацию, организаторы проекта предложили волгоградским художникам и дизайнерам поразмышлять на тему границ не как разъединяющего, но как объединяющего феномена. При этом в рамках индивидуальной рефлексии в фокусе внимания художников оказывались разные, но всегда актуальные для города темы: отсутствие у жителей города самоидентификации с территорией, доместификация войны и война как способ существования, утрата культурной памяти и отсутствие культурной преемственности.

Мероприятия декады разбросаны по всему городу, а центром ее стали руины Волгоградского гидролизного завода в микрорайоне Тулака. В разрушенных корпусах предприятия и даже в получившей название «Башня» заводской трубе разместились инсталляции, скульптурные объекты, экспозиции и площадки для проведения перформансов.

«В проекте мы выступили с перформансом «Город-тиран», – рассказали V1.ru участницы декады паблик-арта Ольга Антонова, Яна Недоступова и Гала Измайлова. – Это про Волгоград, город, который мы очень любим и считаем его мучеником, разрываемым на части тираном в лице всевозможных властей. Мы выступали в образе жителей, живущих ежедневной рутиной: конвейером, который они проходят, ежедневно идя на работу, приходя домой, ложась спать, вставая рано утром, чтобы снова завтра все повторить. Мы приглашали жителей-зрителей присоединиться к борьбе с этими муками, проблемами и переживаниями, порвать сковывающие в рамках рутины символические резинки с надписями-ограничениями».

Но «точкой входа» в современное искусство в ходе декады становится не только завод. Например, необычная выставка волгоградского художника-дизайнера Тамары Нечаевой «Простые вещи» прошла в воскресенье, 21 июня, во дворе дома №16 по улице КИМ в Ворошиловском районе Волгограда. В ходе выставки художница реконструировала неотъемлемый атрибут советского города – сохнущее на веревках белье, которое изображали футболки с линогравюрами в виде волгоградской символики.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

«Мой проект направлен на переориентировку взгляда человека с навязанных внешних образов на образы города, – рассказала V1.ru Тамара Нечаева. – Мы очень часто носим на футболках надписи на иностранном языке, фотографии известных людей и прочие символы, мало связанные с нашей ментальностью. Поэтому я нанесла на майки образы города, те самые простые вещи, которые окружают нас в быту, и предлагала прохожим поменять какую-либо вещь на нашу футболку. Этим хоть и символическим актом присвоения мы хотели донести до людей, что город нужно полюбить, чтобы жизнь в нем стала лучше».

Выбор многочисленных точек приложения активности художников и волонтеров декады, по словам господина Вальковского, обоснован самой планировкой Волгограда называемой линейно-расчлененной.

«Мы решили объединить нашей активностью разорванный город Волгоград, – говорит Антон Вальковский. – С одной стороны, это искусство, проблематизирующее местный, исторический и культурно-социальный контекст, но, с другой стороны, работающий с местными сообществами. Поэтому точками входа стали многие объекты. Это, например, здание главпочтампа, где прошел проект Анастасии Ульяненко, посвященный установлению контакта и взаимоотношениям. Это гостиничный номер в отеле «Южная», где проходит очень интересный проект Людмилы Сотниковой.

И еще одна очень важная для нас площадка – это Краснооктябрьский район. В пятницу, 26 июня, практически одновременно будет происходить действие безымянного проекта Антона Величко на близко расположенных к друг-другу точках: малой архитектурной форме «Амфитеатр» по адресу проспект Металлургов, 19 и малой архитектурной форме «Замок» на проспекте Ленина, 85. Кроме того, еще одной уже заметной всем волгоградцам точкой входа стала остановка общественного транспорта на проспекте Металлургов, где две молодые и талантливые девушки Ольга Либман и Яна Конопатова оживили это пространство. Пространство остановки – это пространство, в котором мы проводим очень много времени и чаще всего маргинализированное. И вот они решили оживить, одомашнить это пространство, превратив его в уютную трехкомнатную квартиру».

Затронула декада паблик-арта и город-спутник Волгограда Волжский, где художник Дмитрий Давлечин предложил признать дорожные ямы в качестве объектов культурно-исторического наследия, доставшихся ныне живущему поколению от предков и оставивших глубокий след в культурном и нравственном воспитании молодежи.

«Ямы уже давно являются предметами «гордости» жителей региона, и, кроме того, роль ям трудно переоценить и в истории региона 20 века, – рассказал автор проекта «Яма и Нияма» Дмитрий Давлечин. – Учитывая их роль в повседневной жизни, мы предложили список мероприятий, необходимых, по нашему мнению, для сохранения этой важной составляющий культурно-исторического наследия Волгоградской области».

Всего, по оценкам организаторов, непосредственное участие в декаде приняли более 30 волгоградских художников и дизайнеров, а также свыше сорока волонтеров. Общее же число охваченных «сопричастностью» к проекту зрителей даже не подсчитывалось.

«Искусство не принадлежит народу, потому что народ принадлежит искусству, – сообщил V1.ru известный волгоградский дизайнер Дмитрий Зимин, – и декада паблик-арта стала этому явным и бескомпромиссным подтверждением».

Фото: Фото Марии Часовитиной и Мити Зимина

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...