Депутаты Волгоградской областной думы выступили с инициативой внесения изменений в федеральный закон «О противодействии коррупции». Предполагается, что предложенные ими меры позволят оградить властные структуры от проникновения в них коррупционеров и представителей криминалитета.
Как сообщили V1.ru в пресс-службе регионального парламента, суть предложений волгоградских парламентариев состоит в том, чтобы обязать претендентов на замещение государственных и муниципальных должностей представлять помимо сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера аналогичную информацию о своих супругах и несовершеннолетних детях.
Также предлагается ввести в федеральный закон «О противодействии коррупции» норму, регламентирующую порядок проверки достоверности и полноты предоставленных сведений. По мнению волгоградских парламентариев, в этом вопросе в настоящий момент существует некая неопределенность, которую необходимо устранить.
Профильный комитет Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции после изучения разработанного волгоградскими депутатами законопроекта предложил принять его к рассмотрению. В своем заключении от 23 декабря 2015 года комитет-соисполнитель – комитет Госдумы по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления – также одобрил концепцию законопроекта и посчитал возможным поддержать его при рассмотрении Государственной думой в первом чтении, которое запланировано на конец января текущего года.
Сообщается также, что поправки в федеральное законодательство разработаны областными депутатами в рамках стратегии губернатора региона, направленной на наведение порядка и декриминализацию различных сфер, борьбу с коррупцией.
Губернаторская головоломка
В этой связи стоит отметить, что с доходами и имущественным положением самого главы региона и его родственников далеко от полной ясности.
Так, согласно сведениям, поданным Андреем Бочаровым в свою бытность и. о. губернатора Волгоградской области в волгоградский облизбирком, общий полученный им доход в 2013 году составил около 16,5 миллионов рублей. На пяти банковских счетах господина Бочарова, по данным на 12 сентября 2014 года, находилось в совокупности 5 миллионов 893 тысячи 989 рублей и 31 копейка.
В собственности Андрея Бочарова имелись земельный участок в Московской области площадью 1423 квадратных метра, дом площадью 279,3 квадратных метра, а также квартира в Алтайском крае площадью 34,9 квадратных метра, а вот личного автомобиля не было.
Также, согласно поданным в облизбирком данным, в совместной собственности членов семьи Бочарова, включая двух несовершеннолетних детей, находилась квартира в Москве площадью 292,3 квадратных метра.
Согласно той же декларации, супруга губернатора Валентина Бочарова получила в 2013 году доход в размере 12 миллионов 250 тысяч 78 рублей и 64 копеек. В качестве имущества, находящегося в ее единоличной собственности, были указаны квартира в Москве площадью 96 квадратных метров и три помещения общей площадью 47,3 квадратных метра.
На трех банковских счетах у будущей первой леди Волгоградской области еще чуть более полутора лет назад лежали 2 миллиона 357 тысяч 74 рубля и 13 копеек. Помимо этого указывалось, что госпожа Бочарова является полноправным владельцем ООО «НикАрина», занимающегося, согласно данным из открытых источников, торговлей автотранспортными средствами и мотоциклами, а также их техническим обслуживанием и ремонтом.
Кроме того, оба несовершеннолетних ребенка господина Бочарова неустановленным образом получили в 2013 году по 12 миллионов 250 тысяч рублей дохода каждый. Происхождение удивительных заработков в поданных в избирательную комиссию данных не конкретизировалось и до сих пор является загадкой. Недвижимого имущества, помимо долей в общей московской квартире, дети губернатора не имели.
Таким образом, в 2013 году семья Бочаровых получила совокупный годовой доход в размере 53 миллионов 216 тысяч 977 рублей 29 копеек, что в среднем составляет почти 4,5 миллиона в месяц.
Интересно, что в поданной губернатором декларации о доходах и имущественном положении за 2014 год ситуация изменилась самым разительным образом.
Согласно опубликованным 27 апреля прошлого года на официальном портале администрации Волгоградской области данным, в позапрошлом году Андрей Бочаров заработал всего 4 149 915 рублей и 8 копеек, то есть в четыре раза меньше, чем еще годом ранее.
Имущество главы региона за год больших изменений не претерпело – разве что в декларации прибавились еще две квартиры площадью 114,8 и 127,5 квадратного метров, которые находились у Андрея Бочарова в пользовании.
А вот супруга губернатора в 2014 году не заработала ни копейки. Все ее имущество к тому времени составляли квартира площадью 96 квадратных метров, 2/5 доли в квартире площадью 292,3 квадратных метра и три машино-места общей площадью около 50 квадратных метров. Ни банковских счетов, ни ценных бумаг и акций ни у кого из семьи Бочаровых уже не было.
Исчезло из декларации и ООО «НикАрина», которым еще годом ранее владела супруга губернатора. Меж тем, по данным ресурса СБИС, позиционирующего себя как систему обмена юридически значимыми электронными документами между организациями, госорганами и обыкновенными людьми, Бочарова Валентина Анатольевна по-прежнему значится как владелец вышеупомянутой фирмы.
Несовершеннолетние дети губернатора, к слову, к 2014 году свою чудесную способность зарабатывать по миллиону в месяц полностью утратили. У обоих заработок за 2014 год равен нулю, а в графе «имущество» значится только по 1/10 доли московской квартиры.
Борьба «нанайских мальчиков»?
Политолог Виталий Арьков полагает, что в подобных случаях, когда поданные менее чем с годичной разницей декларации о доходах высшего должностного лица региона, тем более претендующего на роль непреклонного борца с коррупцией, так сильно разнятся между собой, со стороны региональной администрации должны следовать какие-то объяснения.
«Однако пресс-служба губернатора и соответствующие структуры, которые за этим следят, почему-то не могут или не хотят дать разъяснения по тем моментам, которые вызывают у общественности вполне оправданные вопросы, – отмечает господин Арьков. – Нам говорят: все просто, все доступно и открыто, но почему-то не могут эту "простоту" объяснить. Может быть, там на самом деле все прозрачно и честно, но нежелание и неспособность ответственных лиц это все объяснить общественности, порождают еще большие сомнения».
Антикоррупционная инициатива, с которой депутаты Волгоградской областной думы вышли в Госдуму, представляется Виталию Арькову «имитацией бурной деятельности».
«Это, скорее, попытка создать видимость борьбы с коррупцией, нежели сама по себе борьба как таковая, – считает политолог. – Не говоря уже о том, что те же депутаты и чиновники, условно говоря, знают 401 способ обойти те меры контроля, которые они предлагают. Мне сложно представить, чтобы они всерьез решили создать себе же проблемы и намерены отказаться от образа жизни, который давно уже стал для людей их круга обыденностью».
По мнению известного российского политолога, эксперта по избирательным технологиям и региональной политике Андрея Миронова, предложения волгоградских парламентариев являются очевидным пиаром.
«В Кремле и Госдуме сидят неглупые люди, – отмечает господин Миронов. – В городе Урюпинске решили бороться с коррупцией. Ура, вся страна поддержала! В ситуации с Волгоградом, пытающимся давать Москве советы по искоренению коррупции, это выглядит примерно так же. Сидящие в столице серьезные дядьки прекрасно знают, что происходит в стране, и градус накала проблемы, и запрос общества на ее искоренение. Поэтому подобные региональные инициативы иначе, чем пиар, я не рассматриваю».
Фото: Фото Сергея Тимошенко