Поселок Котлубань Волгоградской области, собравший реконструкторов со всей России на Девятый исторический фестиваль «Царицын-2016», вновь вернулся во времена позднего Средневековья и в масштабном сражении был освобожден от самозванцев.
Палаточный городок, впервые территориально разделенный на казачий стан, угодья стрелецкого войска и поселение наемников, был разбит на берегу разлившегося Дона еще неделю назад. Обустроившись и сменив современную одежду на аутентичные костюмы, гости волжской земли из Задонска, Москвы, Ростова, Тулы, Шахт, Краснодара и Анапы начали жить по строгому уставу XVII века.
«Настоящая реконструкция проходит без шоу, – уверена участница междугороднего объединения клубов «Ватага» Ксения Бортникова. – И мы живем в исторических условиях, даже когда нас не видят зрители. Условия довольно жесткие – готовить нужно только те блюда, которые соответствуют эпохе. Если у казаков в XVII веке на столе не было ни картофеля, ни томатов, ни макарон, значит, их нет и в нашем лагере. Командир строго предупреждает нас не использовать пластик. Все эти лишения благ вкупе создают неповторимую атмосферу, ради которой мы каждый год проезжаем сотни километров по плохим дорогам и терпим капризы природы».
Подготовка к бою нарушила тихий ритм кочевой жизни. В отличие от предыдущих фестивалей реконструкторы убрали из программы традиционное представление команд и сразу приступили к укреплению Царицынского вала, приведению в рабочее состояние пушек и чистке ружей. Хотя воины собрали в своем арсенале трофейные сабли, шашки и бердыши, предпочтение в бою они все же отдавали огнестрельному оружию.
Создающая динамику быстрая смена коллективных перестрелок и атак неприятелей в этот раз уступила место спецэффектам: оглушающим взрывам с грохочущей землей, ярким вспышкам и застилающему поле дыму от выстрелов. После серии безуспешных ударов подданные позарившегося на престол самозванца Заруцкого все же поняли, что взять крепость только пушкой и ружьями им не удастся, и решили ползком подобраться к укреплениям царского войска. Заметив врага, казаки и стрельцы вспомнили о мощи холодного оружия и после суровой сечи заставили смутьянов отступить. Новые дубли огненных ударов так и не выявили лидера – ядра или не долетали до цели, или со свистом проносились мимо. Ощутив серьезные потери, но так и не продвинувшись к валу, самозванцы выждали затишья и нанесли решающий удар, попытавшись острыми саблями пробить стрелецкую оборону.
Ощетинившееся войско европейцев-пикинеров пало под натиском волжских защитников, так и не успев выполнить приказ атамана Заруцкого. Терпящих поражение повстанцев впервые решилась поддержать хрупкая женщина. Играя роль избранницы предводителя самозванцев Марины Мнишек или же просто решив «понюхать пороха», боевая подруга смутьянов быстро оценила невыгодность положения и с флагом в руках удалилась с поля брани. С неуспевшими ретироваться мужчинами царские отряды расправились по суровым боевым законам. Не пощадило волжское войско даже сдавшихся перебежчиков. Одновременный залп из всех орудий в конце сечи ознаменовал окончательную победу государевых полков.
Пока реконструкторы возвращались в свои поселения зрители с трудом дожидались разрешения саперов выйти на «боевую» площадку. Так же рьяно, как и отряды наступавших воинов, горожане атаковали для фотографий крепость вала и городки «царицан». Многие, впрочем, заинтересовались не только историческим антуражем, но и самими воинами.
«Зрители сначала говорят, что мы похожи на былинных героев, а потом сразу спрашивают, какой отбор нам приходится пройти, чтобы стать реконструкторами Средневековья, – рассказывает участник клуба «Шатун» Владимир Головко. – На мой взгляд, внешнее сходство зависит именно от костюма – в кунтуше я похож на казака, в советской форме – на бойца Красной Армии. И все же историческая роль накладывает отпечаток на внешность: готовясь к царицынской реконструкции, мы можем отращивать волосы или стричь бороду и усы на европейский манер. В другую воссоздаваемую эпоху нас в таком виде просто не выпустят на поле битвы».
Едва успев сбросить с плеч оружие, мужчины-воины сразу же открыли в «Царицыне» несколько средневековых аттракционов – стрельба из лука, битва резиновым оружием и знакомство с казачьим бердышом. С теоретиками мастера боевого дела делились секретами строительства преграждающего путь вала и не только рассказывали о древнем оружии, но по заказу зрителей неоднократно стреляли в воздух.
Женщины играм в войну предпочли разговоры о «хлебе насущном». Несмотря на то, что роль кашеваров в кочевнической жизни исполняли сами казаки, на царицынском фестивале эта ответственная миссия была передана хранительницам очага. Пока современные хозяйки только выясняли, чем заменить доминанту исторических блюд Европы – дичь, хозяева соседних палаток уже приглашали гостей на дегустацию.
«У нас всегда есть свежий кофе, – агитировал участник клуба «Приют Соломона» Сергей Власенко, на реконструкции отзывающийся только на Арона Моисеевича Фишермана. – Будет скучно – милости просим в синагогу».
Однако времени, чтобы скучать, не было не только у изучающих царицынскую жизнь гостей фестиваля, но и у его организаторов
«Показательный бой стал финальной точкой нашей недельной реконструкции, – уточняет представитель клуба «Шатун» Максим Атрошенко. – Вскоре все его участники будут готовиться к отъезду, а после наступит самый мрачный день нашего погружения в прошлое – расставание с "Царицыным". Но прежде чем на год попрощаться с фестивалем, вечером мы устроим настоящий средневековый пир».
Фото: Фото и видео автора