В Волгограде, в историко-мемориальном музее-заповеднике «Сталинградская битва». открылась выставка «И вы, мундиры голубые...», посвященная жандармскому сыску в Царицыне.
Архивные документы, фотографии, обмундирование, предметы мебели и даже арестантские песни – уникальную экспозицию собрали как из фондов музея, так и с помощью госархива Волгоградской и Саратовской областей, кинофотофонда Санкт-Петербурга, музея МВД и частных коллекций. Ее цель – приоткрыть неизвестные ранее страницы истории Царицына.
На выставке даже можно заглянуть в замочную скважину настоящей тюремной двери начала XX века: ее музею предоставил СИЗО №1.
В центре экспозиции – кабинет жандарского полковника по Царицынскому уезду. Огромное место в нем занимает картотека – в таких хранились сведения на людей, подлежащих учету: революционеры, поднадзорные, те, за кем нужно следить, уже совершившие правонарушение и многие другие.
Известно, что первые жандармские корпуса сформировались еще во время войны с Наполеоном. Жандармы следили за поведением солдат и были рассеяны по всей стране. Затем отдельный корпус жандармов в 1827 году возглавил граф Александр Бенкендорф. Именно он после декабристского восстания настаивал на централизованном управлении органами и считал, что «полиция должна быть везде» и охватывать всю Российскую империю.
Многие историки сопоставляют жандармов со службой безопасности, ведь задача тех и других – собирать информацию и следить за настроениями в обществе. В штате у царицынских жандармов были секретные агенты. Они совмещали службу в ведомстве с основной работой. Например, почтальон – за каждое вскрытое письмо ему платили по 25 копеек. Следить друг за другом могли соседи, собутыльники, люди с общими интересами. По наветам агентов людей могли взять на вид и начать расследование.
Филеры осуществляли слежку за объектами. Они сдавали явки, могли сделать наводку, и у человека проводили обыски.
– С одной стороны, им приходилось брать информацию незаметно. С другой стороны, эти люди должны иметь склонность к доносительству, но не к шантажу и провокациям. Так, один из царицынских агентов-филеров по прозвищу Тит сдал подпольную типографию – возможно, просто подсмотрел в окошечко, и это стало причиной обыска, а затем и уголовного дела, – прокомментировала V1.ru старший научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва» Виктория Гурьянова
– Ты не успел даже подумать о политике, а сведения о тебе уже есть у жандармов, – шутили современники.
Такая усиленная система контроля над жителями оправдывалась общественной безопасностью.
Под пристальное внимание попадали все. В том числе и священники. В частности жандармы следили за каждым шагом царицынского иеромонаха Илиодора, так как считалось, что церковь может влиять на людские умы.
Агент, приставленный к священнику, получал от 80 до 100 рублей. Суммы огромные, если учесть, что за сотню можно было купить двух рабочих лошадей. Человек записывал каждое слово, которое Илиодор произносил во время проповедей. Считалось, что священник находится в сговоре с местными СМИ, так как он фигурировал во всех изданиях.
Закатом жандармерии считается февраль 1917 года, когда приказом Временного правительства она была ликвидирована.
Фото: Фото Алексея Волхонского