В этом году V1.ru исполняется 10 лет. В рамках спецпроекта, посвященного прошедшему десятилетию, мы вспомним, что за эти годы стало естественным и привычным для Волгограда и волгоградцев. Невероятно, но всего 10 лет назад это считалось абсолютной диковинкой.
Японская кухня
Сейчас российский вариант японских роллов и суши готовят в каждом втором заведении города. А еще 10 лет назад в Волгограде не было ни одного подобного заведения. В 2007 году первый ресторан суши-роллов «Якитория» открыл в здании речпорта депутат и москвич Владимир Ефимов.
– Друзья и знакомые рестораторы крутили пальцем у виска и говорили, что я сошел с ума, так как пытаюсь привезти рыбу в рыбный край, – рассказал V1.ru Владимир Ефимов. – Конечно, риски были очень большие. Но я был уверен, что все получится. Хотел внести в Волгоград еще неизвестную на тот момент культуру, а с другой стороны, создать подконтрольное заведение, где для меня будут делать вкусную еду из качественных продуктов.
Спустя пять лет Владимир Ефимов ушел из этого бизнеса, и до сих пор он уверен, что это был хороший старт и отличный опыт. Роллы он не разлюбил, но в «Якиторию» заходит редко. Тем более что в Волгограде роллы и суши подают и продают сейчас практически на каждом углу.
Торгово-развлекательный досуг
Еще 10 лет назад волгоградцы и представить не могли, что по торгово-развлекательным центрам можно не только гулять часами, но и проводить в них целые выходные. А ведь именно за минувшее десятилетие в Волгограде появились многочисленные ТРК: «Европа Сити Молл», «Ворошиловский торговый центр», «Зеленое кольцо», «Диамант на Тракторном» и «Акварель».
Среди них только «Ворошиловский торговый центр» имел еще советскую биографию, возникнув на месте знаменитой «торгушки».
– Здесь всегда был торговый центр, просто с 2008 года он стал выглядеть иначе, – говорит генеральный директор АО «Торговый центр» Надежда Васильева. – Нам было непросто, поскольку ВТЦ нового формата открылся практически одновременно с «Европой Сити Молл». Менялся в Волгограде и подход к торговле. Вспомните: раньше площади торговых центров занимали арендаторы с рынка. А тогда стали появляться бренды. У нас возникли отделы Zara и New Yorker, что для Волгограда было настоящим событием.
Появились и первые развлечения: кинотеатр, каток, была создана многоуровневая парковка. Помню, как многие недоумевали: зачем нам такая большая парковка? Сейчас это уже не вызывает вопросов. Изменилась конкурентная обстановка, изменилось материальное благополучие людей. А то, что казалось невероятным, стало повседневно-обыденным.
Интеллектуальные игры
В 2011 году в Волгоград пришел КВИЗ – это командная игра, в ходе которой участники должны ответить на поставленные вопросы. Интеллектуальные поединки в неформальной обстановке запустил Матвей Коновалов, которому было скучно и хотелось разнообразить повседневную рутину.
– Я – умный и веселый и хотел, чтобы у нас в городе было больше таких людей, – смеется Матвей Коновалов. – И я очень не любил занудных мероприятий, где у участников спрашивают про высоту пирамиды или старинной башни. Когда мы только запускались, то набирали команды из друзей-знакомых. Тогда еле собралось пять команд, а сейчас у нас в Волгограде их уже больше 400.
Самая большая сложность, с которой тогда столкнулись, – поиск подходящей площадки. Владельцы заведений не верили, что это может быть весело, креативно и к тому же приносить доход. Первыми согласились бар «ГлавПивТрест» и кафе-клуб VelvetМаксима Маклакова. А сейчас нам самим предлагают места. Вообще, волгоградский КВИЗ отличается от тех, что устраивают в других городах. Мы – бесшабашные и на наших играх не бывает скучно.
Матвей Коновалов по-прежнему «тянет» КВИЗ в одиночку, но говорит, что ни разу не пожалел, что запустил в Волгограде этот проект. У классического КВИЗа в городе появились новые направления: киноквиз, женский и даже «черный» КВИЗ, куда не пускают детей и девушек.
Мотоциклы, байкеры и «Ночные волки»
Уже никого не удивляют парни в черной коже, способные часами стоять почти на каждом патриотическом мероприятии в самом пекле 40-градусной жары. Различные байкеры и особенно «Ночные волки» успешно вписались за минувшее десятилетие в привычную картину Волгограда, ворвавшись в него в 2013 году с байк-шоу «Сталинград».
Лидеру «Ночных волков» Александру Залдостанову удалось невероятное. Тогда на грандиозное патриотическое байк-шоу «Сталинград» смотрела четверть Волгограда – более 250 тысяч человек. На открытие фонтана «Танцующие дети» у вокзала Волгоград-1 специально прибыл Владимир Путин. А для местных мотоциклистов грандиозное байк-шоу стало толчком для мощного развития байкерского движения.
– Те события перевернули всю мою жизнь, – вспоминает экс-президент Сталинградского отделения «Ночных волков» Андрей Коваленко. – Когда мы начинали, у нас в клубе состояло только два человека, сейчас – десятки. Я не был патриотом, хоть и служил в армии. После создания мотоклуба мои взгляды изменились. После этого была «Крымская весна», Донбасс, новогодние елки для детей, которые выжили после волгоградских терактов. Многое было. И главное, Александр Залдостанов смог полностью изменить негативное отношение волгоградцев к мотодвижению.
Бородатый Волгоград
10 лет назад к человеку с бородой в Волгограде относились с нескрываемым подозрением или нездоровым любопытством. И не зря: считалось, что бороду в современном промышленном городе-герое на Волге могут носить только священники, глубокие пенсионеры и прибывшие на отдых ваххабиты.
Всего за десятилетие борода перестала считаться местом хранения крошек и стала предметом гордости. В 2015 году в Волгограде появились и барбершопы.
– Мы не стрижем девушек по двум причинам. Первое, у них нет бород. А во-вторых, если бы мы их стригли, то превратились бы в обычный салон красоты, – говорит арт-директор барбершопа Chop-Chop Юрий Гапоненко. – Что касается возраста клиентов, то он варьируется. Но вот стильные пожилые мужчины за 60 к нам приходят редко. Максимум найдется человек 10. Вообще в последнее время стали очень часто приводить детей, начиная с трехлетнего возраста. Заказывают классику и модный fade —когда мастер создает «дымчатый переход от кожи головы до любой желаемой длины волос». Но, если сравнивать Волгоград с другими городами ЮФО, например, с Ростовом-на-Дону, то здесь культура ухода за бородой пока не так развита. Надеемся, что все еще впереди.
Как Волгограду без чемпионата и чемпионату без Волгограда?
И никто из жителей Волгограда не поверил бы 10 лет назад, что город-герой станет одним из участников чемпионата мира по футболу. Подготовка к предстоящему событию уже несколько лет буквально вошла в жизнь горожан. Под эгидой ЧМ-2018 в Волгограде снесен старый стадион и строится новый, исчезают троллейбусы и киоски, прокладываются новые и ремонтируются старые магистрали и происходит множество других повседневных событий.
– Я считаю, что Волгоград однозначно меняется за годы подготовки к ЧМ-2018 к лучшему, – заявил председатель Федерации футбола Волгоградской области Рохус Шох. – Каждый видит, что строится красавец-стадион, открываются новые отели, ремонтируются дороги. Единственное, мне очень хочется, чтобы объекты, появившиеся в рамках подготовки к чемпионату, в дальнейшем были доступными для подрастающего поколения. Чтобы они не простаивали, а стали удобной спортивной базой для развития наших пацанов. Но изменения не только видны, они плотно вошли в нашу жизнь. Я хочу, чтобы противники проведения чемпионата обратили на это внимание. ЧМ-2018, даже еще не начавшись, уже несколько лет развивает Волгоград
Фото: Алексей Волхонский