Город Обитель чистого волшебства: магия и секреты театра кукол

Обитель чистого волшебства: магия и секреты театра кукол

Артисты-«невидимки» знают, как оживить деревянную куклу и заставить ребенка поверить в чудо.

Артисты кукольного театра дарят детям веру в чудо и учат их доброте

Сюда приходят работать не ради денег – актеры с многолетним стажем получают около десяти тысяч рублей – а ради любви к детям и искусству. Волгоградский областной театр кукол – место, где оживает сказка и творится истинное волшебство.

Вот уже 80 лет здесь, в здании бывшей исполкомовской столовой, артисты, которых никто не знает в лицо и у которых не просят на улице автографы, радуют юных волгоградцев добрыми и поучительными спектаклями. Перевоплощаясь в различных сказочных персонажей, они, как добрые волшебники, зачаровывают маленьких зрителей. О своей работе сотрудники театра могут говорить часами. Различных историй, забавных и поучительных, у многих из них за долгие годы работы накопилось на целую книгу.

О жизни в театре

Заслуженная артистка России Лидия Текучева трудится в театре кукол вот уже сорок лет. Для нее он стал неотъемлемой частью жизни, а коллектив – настоящей семьей.

– Я пришла сюда в 1972 году юной девочкой, только закончившей театральную студию, – вспоминает волгоградская «повелительница кукол». – Но моя история знакомства с театром началась гораздо раньше. Когда я училась в младших классах, к нам в хутор в Чернышковском районе приезжал кукольный театр. Помню, нам показывали «Золушку». Тогда я впервые увидела в работе свою будущую коллегу Веру Константиновну Лозинскую. На тот момент я собирала газетные вырезки о кукольном театре и всех его актерах, а спустя годы, когда я уже пришла сюда работать, я показала эти статьи Вере. В 1975 году, после трех лет обучения я закончила студию на базе нашего театра. Нас было четверо выпускниц, и у нас были замечательные педагоги – лучший преподавательский состав Волгограда на тот момент.

Вера Лозинская пришла к юным зрителям с телевидения. За годы своей работы, а это 55 лет, она сыграла более 200 ролей. Как шутит Вера Константиновна, учитывая, что актеры уходят на пенсию после 25-летнего стажа, она уже пошла на «третий театральный срок».

Обе актрисы являются ученицами Александра Хмелева – создателя знаменитого Сталинградского театра кукол. По словам актрис, первый руководитель делал все возможное, чтобы театр кукол был в списке популярных у туристов мест. Тем более что на тот момент в театре ставили и спектакли для взрослых. При этом Вера Лозинская и Лидия Текучева признаются, что поначалу им было очень непросто освоить искусство кукловождения.

– Сначала был зажим, хотелось уйти, – вспоминает Лидия Текучева. – Это ведь очень тяжелый труд. Куклу нужно держать на одном уровне 40 минут, следить за всеми поворотами. Когда мне говорили, что все делаю не так, руки просто опускались. Так было до того момента, пока я наконец не почувствовала куклу. Потому что, когда ты привыкаешь к кукле, ты ее уже не чувствуешь на руке. Первым таким персонажем для меня стала девочка Пашенька из «Морозко». Тогда-то и выяснилось, что я характерная актриса, хотя в душе я лирик.

Вера Лозинская в свою очередь добавляет, что даже сейчас ей, уже опытной актрисе, все равно требуется время, чтобы «освоить» новую куклу.

– Порой кукла бывает «совкая», то есть ею очень лихо работать, а бывают, наоборот, очень тяжелые. Их же делают разные мастера, – поясняет Вера Константиновна. – Как только я получаю роль, сразу бегу к механику, и он делает куколку по моей руке. Когда все идеально подобрано, из куклы можно выжать очень много возможностей. Когда я уже вижу готовую куклу, начинаю подбирать для нее голос. Помню, мне досталось играть вредного свиненка. А я и думаю: как же мне его играть? Пришла вечером домой, включила телевизор, а там мультик про Винни-Пуха, которого Леонов озвучил. Услышала: «Я тучка-тучка-тучка, я вовсе не медведь...» и поняла, как мне нужно посадить голос, чтобы это правильно сыграть. Вообще, вдохновение черпали повсюду: слушали, как бабушки говорят в деревне, смеются дети, мычат коровы и ржут лошади.

В обычной жизни умение моментально менять голоса актрисы используют редко. Но иногда эта необычная способность их здорово выручала.

– Помню, в молодости мы ездили на гастроли в Дагестан, – говорит Лидия Текучева. – Звонят нам в номер молодые ребята, предлагают познакомиться, выйти погулять. В какой-то момент нам это надоело, и коллега предложила мне ответить им голосом Бабы-Яги. Ну, я и ответила: «Чаво звОните?! Надоели! Звонют и звонют! Ух, окаянные!» И больше нам никто не звонил.

О современном зрителе и ширмовом спектакле

По мнению Веры Лозинской и Лидии Текучевой, за последние годы юные зрители изменились – стали для своих лет более сообразительными, в связи с чем ограничение по возрасту снизили до трех, а в некоторых случаях и до двух лет. Но при этом дети остались такими же чистыми и открытыми.

– Дети – они и есть дети! – смеется Лидия Васильевна. – Единственное, что изменилось – тогда было больше ширмовых спектаклей, работали одни куклы. А сейчас есть открытые приемы, когда задействован и живой план в лице актеров, и куклы. Конечно, когда дети видят чисто ширмовой спектакль, они говорят: «Ой, мультик!» Они воспринимают это по-другому, им хочется видеть на сцене именно кукол. Собственно, этим мы и отличаемся от драматического театра.

По словам Веры Лозинской о том, что театр кукол умирает, советские критики начали говорить еще в 80-е годы прошлого века. И это не преувеличение – современных режиссеров уже практически не учат искусству кукловождения, поэтому они выводят на сцену актеров, которые раньше всегда были за ней.

– Пока мы живые, учим молодых актеров по мере возможности, – вздыхает заслуженная артистка России. – Ведь есть несколько видов кукловождения. Бывает кулак в голове куклы. Это очень удобный вариант, потому что кукла может смотреть и вверх и вниз, поворачивать голову. А бывает, что на сцене кукла, а руки используются человеческие, как в сказке «О рыбаке и рыбке». Но там это необходимо: нужно и невод доставать, и руками работать. Бывает, что одна кукла, а водят ее три человека, как, например, удав. Куклы разные, и водишь их по-разному. В основном куклы гапитные – у таких кукол и волосы дыбом встают, и брови от удивления поднимаются, персонажи будто оживают. А когда на сцене актеры – они отвлекают внимание детей. Есть у нас театр юного зрителя. Если дети постарше – ведите их туда. Но кукольный театр должен оставаться кукольным.

О фокусниках и волшебниках

То, что происходит на сцене театра кукол, сами актеры называют чистым волшебством, которого так не хватает в современном мире. Дети нуждаются в сказках, поэтому ни в коем случае нельзя заменять спектакль, даже если заболел кто-то из актеров.

– Мы себя сравниваем с фокусниками и волшебниками, – говорит Лидия Текучева. – Например, Золушка должна на сцене превратиться из замухрышки в принцессу. Кукла никуда со сцены не исчезает и не переодевается. Просто с помощью света и актерских манипуляций делается так, что одна кукла опускается, а другая поднимается. И ребенок верит, что произошло чудо. Я постоянно вспоминаю одну историю. Мы тогда работали в Капустином Яре. За кулисы зашла маленькая девочка, дочка одной из сотрудниц, и стала задирать платье у куклы-королевы. Я спросила у нее: «Что ты там ищешь?», а она отвечает: «Ножки». Я объяснила, что у этой куклы нет ножек, а водила ее я, на что девочка недоуменно посмотрела и спросила, как же я там поместилась. Ребенок искренне верит, что куклы оживают. Мы ведь сами перевоплощаемся в своих персонажей, наделяем их душой и характером.

– Мы, актеры, всегда зависим друг от друга, – добавляет Вера Лозинская. – Если один зазевался, что-то сразу пошло не так. Для актера, который озвучивает роль, важно, чтобы все было синхронно. А у нас ведь есть такие талантливые актеры. Вот нашел человек плотную веревочку, провел ею по ширме – и получился червячок. Это волшебство. Он просто потянул за ниточку, а ребенок уже поверил. Я вспоминаю, как после спектакля «Али-Баба и сорок разбойников» мальчик ходил и искал, где на сцене похоронили брата Али-Бабы. При этом мы и мужские роли играем, иногда заменяем друг друга. Бывало, что в некоторых спектаклях мне приходилось разговаривать самой с собой, озвучивая по очереди двух разных персонажей.

По словам актрис, у них нет любимых и нелюбимых кукол – дорог каждый персонаж и каждая роль. Правда, на роль Бабы-Яги всегда было много желающих. Уж очень она колоритная героиня. При этом куклы живут столько, сколько живет спектакль, в которых они задействованы.

О грядущем переезде

Юбилейный сезон областного театра кукол завершится большим, красочным театрализованным представлением, которое пройдет 27 июля. За этот сезон было сыграно 470 спектаклей, которые посетили 47 тысяч зрителей. В течение юбилейного сезона в театре работали молодые режиссер и декоратор – выпускники питерского вуза.

В планах у нового режиссера – возродить представления для взрослых. А в сентябре пройдет очень значимый для театра кукол российский фестиваль «Чаепитие в Мытищах». Попасть на него не так просто, нужно пройти сложный предварительный отбор. Но Волгоград уже третий раз станет участником фестиваля. На этот раз театр покажет спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке».

Но главным событием для театра, безусловно, станет переезд в здание бывшего кинотеатра «Победа», запланированный на конец 2019 года. Этот вопрос назревал уже давно, поскольку, несмотря на удачное расположение театра в центре города, актеры вынуждены работать в очень стесненных условиях. Более того, перед каждым спектаклем приходится ехать в ЦКЗ за куклами, поскольку именно там арендовано помещение с необходимым температурным режимом и соответствующим показателем влажности.

– Нам пообещали, что новогодняя елка в 2020 году пройдет в новом, реконструированном театре «Победа», – улыбается директор Александра Николаенко. – Конечно, наш зал здесь удобный, и не одно поколение волгоградцев приходит сюда на спектакли. Но зал на 150 мест уже не способен вместить всех желающих. Весь коллектив очень рад, что нам достается новое, большое здание. Там рядом парк, цирк. Расположение в этом плане удачное. Сейчас мы вынуждены арендовать цеха для хранения кукол и декораций. А там мы сможем все разместить. Там есть две сцены, большой зал на 240 мест и малый – на 80, где можно одновременно проводить спектакли на публику разных возрастов. Мы планируем организовать там детскую театральную студию и студию мультипликации, проводить литературные чтения, мастер-классы по изготовлению кукол. Кроме того, мы сможем принимать там на гастроли коллективы из других регионов.

В планах у театра также проводить в просторном фойе массовые мероприятия и праздники во дворе. Кроме того, в новом здании наконец-то появится музей кукол. Руководство уверено, что юные волгоградские зрители достойны того, чтобы в их городе был большой и просторный кукольный театр.

Фото: Алексей Волхонский

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления