Коттеджный поселок «Белая дача» в Среднеахтубинском районе Волгоградской области уже два года находится в центре скандала. На все дома жителей наложен арест, а владельцев просят самим снести свое жилье и отдать земли государству. Отчаявшись, жители поселка второй раз обратились к президенту России Владимиру Путину.
Как рассказали V1.ru жители «Белой дачи», дорога ко многим домам просторного поселка заросла высокой травой. Хозяева, которые так и не успели достроить свои таунхаусы, изредка приезжают в поселок, а после вновь возвращаются на съемное жилье.
– Кто мог подумать, что радостная покупка земли и строительство нового дома обернутся такими проблемами? – удивляется председатель ДНП «Белая дача» Григорий Афонькин. – Мы с супругой в 2012 году ждали второго ребенка и решили купить таунхаус в нескольких километрах от города. Нам понравилось и место, и цена участка. Доделать ремонт в своем доме мы так и не успели – сейчас на него наложен арест, и продолжить строительные работы мы не можем. Нам запретили пользоваться газом, а в прошлом году судебные приставы, пригрозив мне уголовной ответственностью, потребовали отключить весь поселок от электроэнергии. Я отказался, потому что ни разрешения на такие работы, ни элементарного опыта у меня нет.
Собираясь на очередное собрание, жильцы каждый раз приносят с собой целую пачку документов – домовые книги, свидетельства о регистрации собственности и переписку с властями всех уровней. Они уже несколько лет пытаются понять, почему полученные от госорганов бумаги сегодня не имеют никакой силы.
– В 2011 году я купил землю на «Белой даче», построил небольшой домик, подключил к нему все коммуникации и даже успел его зарегистрировать, – рассказывает владелец частого дома Андрей Фирсов. – И теперь я просто недоумеваю, как в Росреестре могли принять документы, если мы возвели здесь дома, которые называют самостроями? Сами посудите, мы заплатили деньги, построили дом. А теперь нам говорят: «Извините, мы поменяли назначение земли, и вы здесь жить не будете». И какие тут могут быть настроения? Пойдем на митинг, если нас не услышат и не дадут компенсации за жилье.
Жители «Белой дачи» как один говорят, что при покупке земельного участка или уже готового дома у них не было никаких опасений – в 2009 году глава Фрунзенского поселения вынес постановление, согласно которому за землей «Белой дачи» закреплялось сельскохозяйственное назначение с возможностью строительства дачных домов. Однако уже в 2016 году не председатели ЖСК, делившие и межевавшие участки, а сами покупатели получили повестки в суд.
– Сначала в этих судебных тяжбах, действительно, разбирался глава ЖСК «Белая дача» – в 2013 году он сказал нам, что все судебные заседания выиграны, и мы можем вздохнуть с облегчением. Но вскоре ответчиками в суде сделали нас, простых покупателей, – возмущается Андрей Фирсов. – Оказалось, что в 2016 году по требованию прокурора постановление главы Фрунзенского поселения было отменено, и наши дома назвали самостроями. Теперь, если мы не займемся сельскохозяйственной деятельностью, у нас могут забрать еще и земельные участки. Мне несложно выращивать у себя на участке несколько деревьев, но ведь в суде я никогда не докажу, что они есть. Все делается удаленно, и потом нам просто скажут, что мы живем на пустыре.
Несмотря на то, что на дома «Белой дачи» наложен арест, многие жители так и остались в своих уже обжитых таунхаусах и коттеджах – переезжать им просто некуда. Все они наперебой зовут в свои дома, чтобы показать цветущие палисадники и миниатюрные огороды.
– Я много лет работала с иностранцами и как никто знаю, как они засаживают поля помидорами, травят землю, а потом срывают куш и сразу же уезжают обратно, – рассказывает Анжелика Самбурская. – Мы же живем совсем по-другому. И, кстати, не мажоры, как нас окрестили горожане. Уж больно понравились кому-то наши земли, раз в них так крепко вцепились. Детей нам куда девать? Они здесь прописаны, и переезжать нам некуда.
На первом же судебном заседании инициативная группа «Белой дачи» попросила суд провести жилищно-строительную экспертизу. Эксперты написали несколько мелких замечаний и всё. По словам жителей поселка, такое решение не устроило прокуратуру, и в скором времени была назначена повторная экспертиза.
– К нам пришел сотрудник АНО «Судебная экспертиза». Что интересно, ни одной линейки с собой не взял, глазом только окинул все и вынес вердикт: многоквартирный дом, – вспоминает Георгий Афонькин. – А перед этим он звал нас к себе и говорил: «Судебный департамент платит мне за экспертизу 40 тысяч рублей. Давайте 300 тысяч, я напишу, что все плохо, но выдам чудо-документ, по которому вы можете взыскать компенсацию». Несмотря на то, что у нас сохранилось и видео, и диктофонная запись этого разговора, в суде нас никто не услышал.
Уставшие от судебных споров жители надеются, что в новом Генеральном плане, который вступит в силу уже в сентябре, их коттеджный поселок, наконец, отнесут к дачным поселениям.
– Уже больше 40% земельных участков в нашем поселке продано – 65 семей может остаться без жилья, – подытоживает Георгий Афонькин. – Обидно, что нас никто не хочет услышать. Мы за это время пытались попасть к губернаторам, звонили на Прямую линию и писали Владимиру Путину – все наши обращения спускаются обратно в администрацию, и мы снова получаем банальную отписку. Но мы это дело не бросим. Уже договорились, чтобы ближе к нашей «Белой даче» перенесли остановку общественного транспорта. Нам же еще здесь жить. И хочется жить удобно. Сейчас мы вновь обратились к президенту России Владимиру Путину. Надеемся, может, хоть он нам поможет!
Фото: Алексей Волхонский