V1
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Волгограде

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +9

5 м/c,

ю-в.

747мм 76%
Подробнее
USD 94,09
EUR 100,53
Город летопись Танк с получки: как уральцы подарили Сталинграду колонну Т-34

Танк с получки: как уральцы подарили Сталинграду колонну Т-34

Подарить фронту танк или самолет было обычным делом в годы Великой Отечественной войны.

За время Великой Отечественной войны «Уралвагонзавод» выпустил более 25 тысяч танков

Празднование победы в Сталинградской битве в эти дни проходит не только в Волгограде — многие города во время Великой Отечественной войны породнились со Сталинградом и теперь считают 2 февраля своим праздником.

Нижний Тагил — город в Свердловской области и один из крупнейших промышленных центров страны в честь праздника проведет несколько памятных мероприятий в музее «Уралвагонзавода»: здесь запишут видеопоздравление волгоградцам и президенту, проведут встречи с ветеранами завода.

Реконструкции боев — современный способ доходчиво и ярко показать войну

Не все знают, но Нижний Тагил, не имея статуса города-побратима, многим связан со Сталинградом. Сюда, на Урал, в числе 12 заводов со всей страны, был эвакуирован Сталинградский тракторный завод — на тот момент уже танковый. А с ним 3000 человек — работников завода. Отсюда ушел биться за Сталинград «Тагильский рабочий» — танковая колонна из 24 легендарных Т-34, построенная на деньги простых людей, тружеников тыла.

Подростки работали наравне со взрослыми

Сейчас трудно такое представить, даже при благополучном образе жизни просто так отдавать деньги не принято, но в годы войны, ни шок от случившегося, ни ужасающая бедность и невыносимые нагрузки не мешали людям добровольно отдавать последнее в пользу фронта. Отдавали деньги, которые копили годами мирной жизни, жертвовали облигации и золотые украшения, выходили работать внеурочно — и все средства шли в Фонд обороны.

Фонд обороны

29 июля 1941 года в газете «Правда» опубликовали письма трудящихся, которые предлагали начать сбор средств на нужды Красной армии. Государство идею активно поддержало — в отделениях Государственного банка СССР были открыты специальные счета для приема взносов. Кроме простых рабочих, к патриотическому движению подключилась интеллигенция и даже церковь.

Многие известные люди также поспешили внести свой вклад. Например, писатель Михаил Шолохов отдал в Фонд обороны Сталинскую премию — 100 тысяч рублей, а знаменитый артист Вольф Мессинг в 1944 году на собственные деньги приобрел истребитель Як-7, на котором летал Герой Советского Союза Константин Ковалёв.

Танковый конвейер на Уральском танковом заводе №183

На собранные деньги строились танковые колонны, авиаэскадрильи, боевые корабли, бронепоезда, артиллерийские батареи, закупалось оружие, боеприпасы, обмундирование. Даже один танк стоил недешево — порядка 200–270 тыс. руб., поэтому государство тоже добавляло денег. Призывы о помощи фронту регулярно печатались в газетах, обязательно сообщалось и о достижениях в этой сфере — люди несли деньги, облигации, теплые вещи. Средства в Фонд обороны поступали всю войну — вплоть до апреля 1945 года.

«Уралвагонзавод»

11 сентября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР создан Наркомат танковой промышленности. Более 200 предприятий западных и южных районов страны, а с ними и более одного милллиона человек были эвакуированы в Поволжье, на Урал и в Сибирь.

Гвардейская бригада Т. Шамонаевой

На Уральский вагоностроительный завод имени Дзержинского в Нижний Тагил было эвакуировано 12 предприятий, в том числе Сталинградский тракторный завод и почти три тысячи человек вместе с ним. Так появился крупнейший в мире Уральский танковый завод №183.

Сейчас танки не только стоят в виде памятников, но и активно используются во время военных реконструкций

Кроме легендарных танков Т-34, на Уральском танковом выпускались авиабомбы, артиллерийские артпередки, детали для реактивных самоходных установок «Катюша», бронекорпуса для самолётов.

Люди работали круглосуточно, в две смены по 12 часов, без выходных дней и отпусков, из некоторых наиболее сложных цехов не уходили по несколько суток.

— Поспят где-нибудь в уголке, и снова за работу, — делится воспоминаниями своего деда-ветерана Игоря Горинова Елена Чернышева. — Дед попал на завод в 15 лет — его эвакуировали из республики Марий Эл. Подростков собирали по деревням, сажали в вагоны и везли на завод. Работали тяжело, много, с одним выходным в месяц, постоянно голодали, но мыслей о себе не было — действительно старались «всё для фронта, всё для победы».

Подростки у станков

Из таких подростков на заводе создавались молодежные бригады. Татьяна Бревнова вместе с подругами пришла на завод прямо со школьной скамьи, в 14 лет, и сразу попала в цех слесарей-медников.

— Каждый обеденный перерыв мы читали сводки информбюро с фронтов, — вспоминала Татьяна Бревнова, — понимали, что трудно на фронте, но и нам было не легче, часто голодные, плохо выспавшиеся, мы старались работать так, чтобы не только выполнить, но и перевыполнить норму, старшие рабочие удивлялись нашему энтузиазму.

Гвардейская фронтовая бригада Т. Бревновой

Главный инженер

Главным инженером Уральского танкового завода №183 с 1942 по 1946 год был выдающийся российский инженер Лазарь Кордунер. Работать он начал еще во время учебы, а к началу войны был директором Сталинградского завода.

— Это был мягкий по натуре и настоящий интеллигентный человек, — вспоминал один из современников Кордунера. — Его распоряжения походили, можно сказать, на просьбы, и в них не было сухих командных интонаций…

Как ни странно, но на военном заводе, живущем, по существу, на казарменном положении, эти «просьбы», так отличавшиеся от распоряжений других начальников, выполнялись беспрекословно и охотно. Тем более что главный инженер часто и сам приходил на помощь.

Сборочный цех Уральского танкового завода

Лазарь Кордунер сутками не выходил из цехов Уральского танкового завода. Особое внимание он уделял совершенствованию технологий производства танка Т-34, внедрению автоматической сварки под слоем флюса в бронекорпусном производстве. Кордунер работал на износ: следил за производительностью и экономией, поддерживал рационализаторов и изобретателей и даже находил время для редактирования заводского журнала.

В декабре 1945 года главного инженера Уральского танкового завода №183 перевели в Москву, в Наркомтанкпром СССР, а 14 января 1946 года его не стало. Официально Лазарь Кордунер умер от гипертонии, но на заводе считали — от полного истощения физических и душевных сил, целиком истраченных в годы войны.

Танковая колонна «Тагильский рабочий»

Считается, что первыми сброситься на строительство танковой колонны предложили рабочие Челябинского абразивного завода, произошло это в сентябре 1941 года. Идея получила большой резонанс, стала, что называется, модной и охватила всю страну. За время войны на средства тружеников тыла построено множество танковых колонн.

Зачастую вместе с танками на фронт уходили те, кто сдавал на них деньги. Например, знаменитая Герой Советского Союза Мария Октябрьская стала механиком-водителем танка Т-34 под названием «Боевая подруга», который был построен на ее личные сбережения.

В сентябре 1942 года жители Нижнего Тагила решили построить свою танковую колонну.

В газете «Тагильский рабочий» появился призыв: «Мы, рабочие и работницы, инженеры, техники, служащие Высокогорского механического завода, вносим предложение построить на средства тагильчан танковую колонну «Тагильский рабочий» и отправить ее на южный фронт в помощь защитникам Сталинграда. Пусть эти грозные машины, созданные на наши трудовые деньги, беспощадно уничтожают фашистскую нечисть, пусть они встанут огненной стеной на защиту города Сталинграда... Директор Романовский, парторг Захаров, предзавкома Васильченко и подписи трудящихся завода (всего 14 подписей)».

Военно-исторический фестиваль «УралТанк»

Деньги тагильчане сдавали на специальный счет в Госбанке, отчеты о поступлениях печатались в газете. К 1 октября 1942 года было собрано 3 млн 270 тыс. 75 рублей. Построенную на эти деньги колонну из 24 танков Т-34 назвали «Тагильский рабочий». Каждый танк в колонне получил свое собственное имя: «Прожектор», «Большевик», «Чапаев», «Металлург», «Пионер», «Феликс Дзержинский» и другие.

6 ноября 1942 года в ресторане «Северный Урал» прошли торжественные проводы танкистов: им дарили подарки, вручали памятки и наказы. 7 ноября танковая колонна «Тагильский рабочий» прошла вдоль праздничной трибуны, погрузилась на платформы и отправилась на фронт.

В середине ноября тагильская танковая колонна влилась в 7-й танковый корпус под командованием генерал-майора Павла Ротмистрова и сразу вступила в бой. За освобождение города Котельниково, где базировались войска Манштейна, спешившего на помощь окруженному в Сталинграде Паулюсу, 7-й танковый корпус был переименован в 3-й гвардейский Котельниковский танковый корпус.

Всего за время Великой Отечественной войны Уральский танковый завод выпустил более 25 тыс. танков — почти каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях, был выпущен на этом заводе. За 3,5 года на УТЗ было построено почти 40% того количества танков, которое вся германская промышленность создала за девять лет.

Фото: «Уралвагонзавод»
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем