Город Культура Обратно под Сталинград: фотограф вернул войну в волгоградские степи

Обратно под Сталинград: фотограф вернул войну в волгоградские степи

Житель Волгограда возвращает своими фотографиями в 1942 год.

Переправа через Дон на подступах к Сталинграду. 1942 год

Сегодня, накануне 2 февраля, внимание миллионов людей в очередной раз возвращается на 75 лет назад в разрушенный Сталинград. Ощущение, будто война была совсем недавно, намного ближе, чем кажется. Автор уникальных фотоколлажей Александр Скворин в этом уверен на все сто процентов. До сих пор, считает фотохудожник, в Волгоградской области сохранилось достаточно мест, которые хранят следы ожесточенных сражений.

В коллекции Александра Скворина десятки уникальных карточек. В одном нередко встречаются встречаются 1942 год и современность.

— Все началось с книг. Сначала одна, потом другая, третья…— говорит Александр Скворин. — Потом начал сравнивать книги советских авторов и из немецких источников. Остановиться было невозможно.

Дон. Две женщины. Junkers-52. 1942 год

Еще в школе Александр увлекался изучением истории. Серьезных книг по самым различным темам было в избытке. Потом в университете настойчиво штудировал военно-историческую литературу.

— Самое главное, у меня всегда было понимание, что грандиозные события, которые когда-то перевернули ход мировой истории, произошли буквально за дверями моего дома, — рассказывает Александр Скворин. — На самом деле это что-то удивительное. После прочтения книги вы можете сразу же прыгнуть в машину и ехать по тем же улицам, увидеть те же дома — свидетелей событий, о которых только что читали.

Памятник Хользунову

Когда в руки попал фотоаппарат, пришло желание показать в одном кадре тесное соприкосновение прошлого и настоящего.

— Хочется найти в степи необходимую высоту или балку. Увидеть всё это своими собственными глазами. Конечно, за пределами города не так легко найти нужное место. Так что идея порой превращается в своеобразное «фотосафари». Но это гораздо интереснее, чем просто съемка пейзажей.

Часть коллажей Александра сделана на улицах Волгограда, известных домами со следами боев. Но больше всего фотоохотника за прошлым привлекают степи за Доном. Чтобы сделать уникальные кадры, порой приходится наматывать на автомобиле сотни километров.

Задонье, где погибла 158-я танковая бригада



— Если говорить о Задонье, то на самом деле территория там не слишком большая. От Сиротинской до Нижне-Чирской километров 130 получается, если по прямой, — рассуждает Александр. — Плюс, само собой, литературы прочитано немало. Да и кое-какой опыт в археологии есть.

Если в руки Александру попадает старая фотография, сделанная в 1942–1943 году под Сталинградом, то район съемки становится примерно понятен уже с первого взгляда.

Полевой аэродром. Окрестности Сталинграда. 1942 год

— Как я нахожу места? К примеру, рыбак интересуется, как линия берега расположена, где и какие глубины, где удобнее свернуть к воде. Охотник лесочки и пролески запоминает. А я ездил по степям и осматривал ландшафт в целом, — рассказывает Александр Скворин. — Специальным усилием его, конечно, весь не запомнишь. Но что-то все равно в памяти остается и в нужный момент потом вспоминается. Особо выделяющиеся места, высоты, крутые склоны или плато я специально фотографировал.

Плетни, хатенки — все переменилось. Но церкви остались

Сохранилось немало кадров с того момента, когда немцы вышли к Дону летом 1942 года. Сейчас, 74 года спустя, по следам старых фотографий колесит по Задонью Александр.

— Едешь и пытаешься сообразить: где здесь супостат мог располагаться? Откуда пришел? В какой балочке ему лагерем было удобнее стать, где переправу построить, а где аэродром организовать? — рассказывает он. — Это же невероятно интересно — исследовать эти места в контексте Второй мировой войны, чтобы понять происходившие когда-то здесь суровые события.

Бойцы 49-го зенитного полка на охране Лучинской переправы. До Сталинграда 50 километров

Порой то или иное место съемки удается найти при помощи «подсказок», оставшихся неизменными еще с военных лет.

— Подсказок на самом деле много. Степь до сих пор вся изрезана линиями окопов и остатками блиндажей. На некоторых перекрестках до сих пор железные штыри торчат от стоявших когда-то указателей, — говорит Александр. — И блиндажи, и линии окопов — всё читается. Надо это только увидеть и понять. Ведь кого здесь только не было. Начиная от Тамерлана, Батыя, прочих Тохтамышей, казачьих атаманов Разина, Пугачёва, Булавина, царя Петра I, белогвардейских генералов и красных командиров, немецкий будущий фельдмаршал и тот здесь успел побывать. Степь, она многое повидала и всё помнит.

Подписывайтесь на новостной канал в Telegram. Будьте первыми по информированности! Переходите по ссылке: https://t.me/newsv1
Фото: Александр Скворин

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Черное или Красное? Туристка сравнила отдых в Анапе и Египте
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления