До 1 июля, когда по всей России около миллиона небольших торговых точек и предприятий общепита должны будут перейти на онлайн-кассы, остается меньше месяца. Но многие предприниматели начинают интересоваться изменениями налогового законодательства только при непосредственной угрозе штрафных санкций и пока не спешат приобретать онлайн-кассу. Кто обязан соблюсти закон и как повернуть нововведение на развитие своего бизнеса?
На актуальные вопросы предпринимателей отвечает Андрей Романенко, генеральный директор производителя «умных» онлайн-касс «Эвотор».
«Зачем мне это нужно?»
— Все ли ИП обязаны установить онлайн-кассу к 1 июля?
— Кассовая реформа проходит в три этапа. В первую волну, летом 2017 года, онлайн-кассы установили те, кто и раньше был обязан использовать кассы, — крупные магазины и рестораны.
Теперь наступил черед малого бизнеса, работающего на специальных налоговых режимах, где предприниматели раньше могли обходиться вообще без касс и выписывать чеки от руки только по просьбе покупателя. На сегодня, по данным нашего совместного с Аналитическим центром НАФИ исследования, около миллиона компаний, то есть порядка 18% от всего сегмента малого и среднего бизнеса России должны установить онлайн-кассы в рамках второго этапа реформы (54-ФЗ). Из них 42% уже полностью или частично перешли на обслуживание клиентов с помощью онлайн-касс.
До 1 июля 2018 года установить и, главное, зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой по закону должны все организации и ИП на «вмененке» и на патенте с наемными работниками в сфере торговли и общепита.
В третью волну попадает вся сфера услуг. Но те, кто хоть что-то продает, даже если это сопутствующие к основной услуге товары, попадают во вторую волну. Например, салон красоты, который продает какие-то средства ухода, или автомастерская, продающая незамерзайку или масло, должны обзавестись онлайн-кассой до 1 июля этого года.
— Почему важно успеть в срок?
— Установка онлайн-кассы обязательна по закону. За нарушение сроков предусмотрены штрафы, штраф для юрлиц может составить от 75% до 100% от выручки, полученной без кассы. И второй важный момент — только те ИП «второй волны», которые зарегистрируют кассу до 1 июля, смогут получить налоговый вычет в размере 18 000 р. Те, кто сделают это хотя бы 2 июля, вычет уже не получат — такие правила. При этом онлайн-кассу всё равно рано или поздно поставить придется, иначе — как мы уже обсудили — будут штрафы. А значит, логично поспешить и успеть компенсировать свои затраты.
— А в целом — сильно ли приобретение онлайн-кассы ударит по карману?
— Сейчас на рынке есть онлайн-кассы, стоимость которых сравнима с суммой вычета. У нас в линейке, например это модель «Эвотор 7.2» за 17 990 рублей. Если купить этот терминал или модель «Эвотор 5» за 19 890 рублей, то за счет налогового вычета можно почти полностью вернуть вложенные средства.
Учитывая налоговый вычет, из своих средств придется потратиться лишь на услуги ОФД (около 3000 рублей в год), подключение к интернету (если у вас на точке до сих пор нет интернета, например через сим-карту за 100–200 рублей/месяц), а также оборудование и услуги сверх базовой модели (сканер, пинпад и прочее — в зависимости от того, что вы используете). Еще один повод поспешить — крупнейший оператор фискальных данных, «Платформа ОФД», до 1 июля для бизнеса на ЕНВД и ПСН открыл бесплатный период пользования.
А те, кто все же не готовы сразу покупать онлайн-кассу, могут взять кассу «Эвотор» в аренду у Сбербанка по цене от 1300 рублей в месяц.
«На рынке масса онлайн-касс — как выбрать?»
— На какие параметры надо смотреть, выбирая онлайн-кассу?
— Можно приобрести простую кнопочную онлайн-кассу, которая выполняет только базовые функции — печатает чеки и передает данные в ФНС. А можно использовать момент для развития, инвестировать в более «умное» и функциональное устройство. «Эвотор» производит только такие смарт-кассы, способные обеспечить малому бизнесу возможности, ранее доступные только крупным сетям, и за небольшие деньги.
Выбор самого устройства зависит от параметров вашего бизнеса. Например, мобильному курьеру нужна касса, которая работает автономно, компактная и легкая. Даже стационарные магазины между собой сильно различаются, у кого-то очереди и много чеков, важна скорость, кому-то нужен большой экран, чтобы расположить весь товар «плитками» или показывать столики, если это ресторан.
Важно проверить, что внутри кассы уже есть фискальный накопитель — в наших кассах он есть. Также бывает, что низкая цена связана с тем, что к «железу» нужно докупать еще и софт. «Эвотор» же не берет ежемесячную плату за уже установленное программное обеспечение, которое включает в себя кассовые функции, товарный учет, скидки. При этом мы сами производим устройства, разрабатываем софт и облачные решения, так что можем гарантировать, что софт и «железо» между собой отлично стыкуются.
Бесплатно предоставляется и доступ в личный кабинет для управления бизнесом. Если потребуется расширить функционал или подключить полезные внешние сервисы, это можно сделать в любой момент, скачав нужное приложение в «Эвотор.Маркет», где уже более 240 приложений под разные виды и задачи бизнеса. Несколько десятков из них бесплатны, остальные — по подписке. Скачиваете только то, что вам нужно. Перестали пользоваться — перестали и платить.
Выбирайте решение, функционал которого можно расширять, когда того требует бизнес, чтобы не пришлось покупать новую, более дорогую кассу. Если в законодательстве будут какие-то изменения, владельцу «умной» онлайн-кассы не придется покупать новое устройство, нужно будет лишь установить новое приложение. Например, с 1 июля продуктовые магазины, в ассортименте которых есть мясо, молоко, яйца, должны будут подключиться к системе учета ветеринарных сертификатов «Меркурий», это как ЕГАИС, только для товаров животного происхождения. В «умных» онлайн-кассах «Эвотора» решение для ФГИС «Меркурий» уже есть в виде специального приложения.
— Сколько по времени займет установка и подключение всего торгового оборудования от покупки до отправки первого чека в налоговую?
— В ФНС сейчас максимально облегчили процедуру регистрации касс для бизнеса, зарегистрировать кассу теперь может сам предприниматель через свой личный кабинет на сайте налоговой службы. Для этого ему понадобится электронная квалифицированная подпись, которую можно купить за 3–3,5 тысячи рублей. Либо подать бумажное заявление в своей инспекции, что займет чуть больше времени. В сами IT-решения заложен принцип «включи и работай», в устройстве легко разобраться даже тем, кто никогда не использовал кассу.
«Как заработать на реформе»
— Многие предприниматели любые изменения закона воспринимают как проблему, польза и преимущества онлайн-касс остаются в тени. Как получить выгоду и приумножить выручку за счет онлайн-кассы?
— Можно решить тактическую задачу — купив простейшую онлайн-кассу, исполнить требование закона. А можно использовать кассовую реформу для развития своего бизнеса.
«Умное» устройство за 18–20 тысяч рублей не просто пробьет чек, как того требует закон, но и позволит оптимизировать работу с товарами и клиентами, контролировать сотрудников.
Предприниматель может видеть в режиме онлайн, какой товар популярнее прочих и быстро заканчивается, а что, наоборот, продаётся плохо, и поэтому стоит вывести из оборота. Учет в тетрадках и экселевских таблицах остается в дремучем прошлом. Многие сервисы, прежде доступные только крупным магазинам, сейчас можно внедрять через облачные решения. Это позволяет эффективнее конкурировать с сетями, не тратя на подобные разработки сотни тысяч рублей.
«Эвотор» сравнил данные, полученные со своих онлайн-касс, установленных на апрель 2017 года с данными тех же касс на апрель 2018 года. За этот период средний чек вырос на 9%, а среднедневной оборот точки — на 48%. Эти данные свидетельствуют о том, что автоматизация и доступ к технологиям делают бизнес малых предприятий более эффективным, прибыльным и конкурентоспособным.
— Какие сопутствующие сервисы можно подключить к онлайн-кассе?
— Смарт-терминал можно настроить под свой конкретный бизнес, выбирая и скачивая нужные приложения из «Эвотор.Маркета». Можно интегрировать онлайн-кассу с системами учета или иными сервисами, уже хорошо знакомыми предпринимателям (1С, «МойСклад», «Мое дело», «Кошелек», R-Keeper, Iiko и т.д.). С помощью приложений можно более эффективно управлять ассортиментом, удаленно контролировать работу магазина, повышать лояльность клиентов и в итоге — больше зарабатывать. Одно из самых популярных приложений позволяет автоматически добавлять торговую точку или кафе в «Яндекс.Справочник», привлекая больше клиентов. Очень популярны и приложения, позволяющие владельцу удаленно отслеживать, как идут дела на точке. Например, приложение «Красная кнопка» помогает узнать, как часто продавец отсутствовал на рабочем месте. Можно настроить прием платежей, и не только с банковских карт, но и через «Вебмани» и китайскую платежную систему «Алипэй».
Разработчики регулярно обновляют базу, так что полезные «фишки» для себя найдет даже самый экзотический бизнес. При этом пользоваться смарт-терминалом не сложнее, чем смартфоном.
«Смарт-терминал — это очень легко. Вы же привыкли пользоваться телефоном и приложениями? Вам нравится? Вот то же самое и на кассе».
— Позволят ли онлайн-кассы вывести бизнес на новый уровень и конкурировать с сетевиками?
— Предприниматель — это тот, кто использует все возможности, и поворачивает любое нововведение на пользу себе и своему бизнесу. Сейчас они буквально на каждом шагу. Например, под чемпионат мира по футболу и наплыв иностранных туристов, привыкших расплачиваться «безналом», на «умной» онлайн-кассе можно подключить эквайринг и начать принимать к оплате банковские карты, увеличив таким образом размер среднего чека. Мы даже сделали специальное предложение с VISA, комплект «Эвотор.VISA» стоит на 20–30% дешевле. С банковской карты люди тратят на покупки больше, по нашей статистике с уже установленных онлайн-касс, средние чеки по карте в 1,8 раза выше, чем при оплате наличными. А количество чеков в точках, где подключен эквайринг, в 4,5 раза больше, чем в точках, где принимают только наличные. Можно также настроить прием платежей за мобильную связь или ЖКХ.
Конкретных историй, как онлайн-касса помогла нашим клиентам, много. Хозяйка магазина у дома, например, начала вести учет товара и увидела, что некоторые скоропортящиеся продукты у нее за день не распродаются и назавтра приходится их списывать, так как прошел срок годности. С помощью приложения она запустила вечерние скидки на «скоропорт», что привлекло покупателей, в итоге средний чек вырос, так как клиенты вместе с продуктами со скидкой берут что-то еще. Всё это несложная автоматизация, однако она дает малому бизнесу огромные возможности — такой шанс нельзя упустить.
Для справки
«Эвотор» — компания, объединившая усилия трех представителей бизнеса с разными компетенциями: Сбербанк, АТОЛ и предпринимателя Андрея Романенко в одном продукте — смарт-терминале. Он был создан под новые реалии рынка контрольно-кассовой техники и включает новейшие разработки в этой сфере.
Фото: заказчик