«Хочу, чтобы люди жили с моими произведениями. Я хочу, чтобы жизнь продолжалась в моих скульптурах». Он боялся думать о своем возрасте и заслугах. С куда большим удовольствием известный на всю Россию скульптор говорил о памятниках: украшающих аллеи и еще томящихся в его мастерской. Сегодня в Волгограде не стало народного художника Виктора Фетисова.
Несмотря на проблемы со здоровьем, знаменитый скульптор все же приходил на открытие своих персональных выставок и снова и снова говорил о строительстве Мамаева кургана, об идее Дома Павлова. И, кажется, от этих воспоминаний он становился моложе и энергичнее.
— В своей работе я предпочитаю живое общение с людьми, — рассказывал на встрече с журналистами Виктор Фетисов. — Иногда мне, конечно, приходилось просить друзей сделать несколько подробных снимков моих моделей — люди они занятые. Но все же работать по фотографии я не люблю — хотел вылепить оперного певца Дмитрия Хворостовского, а у меня на руках был только его снимок. Так работа и не сложилась. Кстати, легендарный летчик Алексей Маресьев мне не позировал. Он выступал на конференциях, а я ходил вокруг него и внимательно изучал его со всех сторон, смотрел с затылка и с профиля.
Скульптор, собравший, кажется, все возможные награды, Виктор Фетисов не всегда соглашался с современными архитекторами и градостроителями.
— На мой взгляд, в Волгограде происходят совершенно непозволительные вещи, — рассуждал народный художник России. — Сколько лет проспект Ленина украшали решетки, а их взяли и украли. Все равно, что человека в костюме оставили без обуви. Железные оградки, поставленные на место благородных чугунных, — всего лишь некачественная подделка. Меня пугает и то, что рядом с кинотеатром «Мир» еще в прошлом году все гранитные парапеты заменили на обычные бетонные. Я тут же позвонил главному архитектору области, а меня уверили: «Мы забрали их, чтобы пройти пескоструем, и в скором времени обязательно вернем на место». Год прошел, но возвращать гранит парапетов никто не торопится.
И все же больше всего Виктор Фетисов горел своим творчеством — в его мастерской не было свободного места: среди работ случайные зрители замечали даже бюст экс-губернатора Волгоградской области Николая Максюты. Он верил, что в городе появится памятник Павлу Серебрякову и легендарному летчику Александру Федотову.
— Поскольку Александр Васильевич был человеком занятым, я взял кусок пластилина и стал ездить вместе с ним по его делам, так и лепил его, — говорит господин Фетисов. — Сперва вылепил маленькую скульптуру, а за большую взялся, когда он стал приезжать ко мне в мастерскую, и в краеведческом музее есть его выполненный в граните образ. Но я как скульптор никогда не переставал думать, как его лучше выразить. У меня около пяти схожих, но в то же время разных работ — с каждым разом хотелось сделать все лучше и лучше, поэтому над скульптурой работал несколько лет. Очень обидно, что в городе уже много лет стоит только закладной камень, напоминающий о заслугах наших качинцев. Я часто обращался с этой просьбой к нашим властям и даже обещаю вписать их в соавторы. Но, к моему огромному сожалению, на памятник до сих пор не выделено ни одного рубля.
Памятники, которые создал народный художник Виктор Фетисов, можно перечислять очень долго. Из его мастерской уехали образы Александра Пушкина, Феликса Дзержинского, Георгия Жукова и многие другие. Фетисов принимал участие в создании мемориального комплекса на Мамаевом кургане, стал автором и исполнителем Дома Павлова, памятника первостроителям Тракторного завода, мемориального комплекса «Крыло Икара» в Ахтубинске и прочего. Многие его работы купил Киевский музей искусств.
— Когда думаю о своем возрасте, становится не по себе, — повторял Виктор Фетисов. — Думаю — сколько всего за свои годы создал Пушкин? А мне уже столько лет, и что создал я... Но тем не менее хочется за те годы, которые отвела судьба, отдать все силы и талант следующему поколению.
Виктор Фетисов умер сегодня в 13:30. Талантливого мастера похоронят на Центральном (Димитровском) кладбище рядом с его супругой.
Виктория Рындина