В городе Фролово Волгоградской области решили снести небольшой деревянный храм старообрядцев. В местной администрации уверены: прихожане, не получившие разрешения на строительство, обязаны собственными руками разобрать деревянный сруб.
Отец Александр — настоятель недостроенного храма — встречает нас на въезде в город и по петляющей дороге везет к деревянному храму, поставленному на заросшем густой травой пустыре. Останавливая машину у небольшой церкви с самодельным куполом, священник обходит ее по кругу и сразу же рассказывает о своей главной наболевшей проблеме.
— На этом месте был пустырь. Рядом — промзона, баня. Училище вон стоит, — оглядывается по сторонам священник. — Администрация выделила землю на строительство храма. Вот только зарегистрировать этот участок в Госреестре предыдущий настоятель не смог — не нашел нужную сумму на оформление бумаг. Если честно, мы надеялись на лояльность властей. Этот вопрос ведь решаем. Мы же не увеселительное заведение строим. Не пивную…
Подныривая под недостроенное крыльцо, отец Александр заходит в храм с деревянными лагами вместо полов. Священник убирает сухие ветки и, словно извиняясь, говорит о замороженной в конце весны стройке.
— В апреле меня назначили настоятелем этой церкви, — вспоминает отец Александр. — Вместе с сыном и помощниками мы начали делать полы. А в конце мая нам пришел исполнительный лист. Из-за того, что у нас не было разрешения на строительство, администрация подала на нас в суд. Дело в том, что какое-то время у храма не было представителя, а бабушки, получавшие почту, складывали письма в общую стопку. У администрации был телефон благочинного, но нам никто не звонил и не предупреждал о начавшихся тяжбах. С юридической точки зрения они и не обязаны были звонить. Но если по-человечески, то можно было и позвонить.
Отец Александр — человек, переехавший из шумного города, на мгновение забывает о бюрократических вопросах и вдохновенно рассказывает о строительстве деревянного храма.
— В 2016 году ребята привезли сруб из Кировской области и по своему шаблону возвели деревянный храм, — уточняет отец Александр. — С крышей нам помогали добровольцы, которые имеют отношение к РПЦ. Они строили, а за работу получали небольшие суммы из церковной казны нашего прихода в городе Волгограде. Купол мы делали своими руками: наш благочинный отец Александр предложил смастерить его по русской северной традиции из дерева. Один наш старообрядец из Волжского выделил нам и место, и материалы. Вместе с сыном и с другими помощниками трудились над ним месяц. Сейчас мы заморозили стройку. Может быть, вообще придется все разбирать... Если бы не свалившиеся на нас проблемы, мы бы уже сделали полы и крыльцо. Поставили бы окна и стали зачищать деревянные стены. Работ-то осталось совсем немного. Но все-таки мы надеемся в конце года освятить наш храм в честь святых мучеников Флора и Лавра.
«Мы не вцепились в эту землю»
Заколоченные окна без стеклопакетов, деревянные стропила, горстка стройматериалов и небольшой крест на длинном брусе: в администрации Фроловского городского поселения уверены, что этот одинокий храм нужно снести потому, что он стоит на водопроводной трубе.
— В судебных материалах есть справка, что на этой территории проходит водопроводная труба, которая снабжает ближайшие дома, — продолжает настоятель старообрядческого храма Флора и Лавра. — Но до этого начали составлять градостроительный план: геодезисты из архитектурного отдела все замерили и определили нам зоны застройки вне водопровода. Сейчас нам говорят, что изменились СНИПы, и труба уже входит в зону застройки. Водопровод, отсутствие регистрации на землю, отсутствие разрешения на строительство — вот три главных аргумента администрации в суде. Мы уже два месяца пытаемся выйти с ними на диалог и сказать: «Признаем свою ошибку, готовы оформить все документы».
На вопрос о сносе небольшого старообрядческого храма отец Александр отвечает очень спокойно: «Это самое страшное для нас. Но если дойдет до разбора, то будем разбирать». Кажется, этот ответ он повторял себе уже не один раз.
— Юридически позиция администрации безупречна, — комментирует отец Александр. — Но снос храма для нас — самый печальный исход в этой непростой ситуации. Я целыми днями думаю о том, кому мы можем мешать на этом участке? Почему позиция администрации в такой степени категорична? Мы же не вцепились в эту землю. Мы просто строим храм Божий. Я знаю, что моим предшественникам давали землю в центре города. Потом по каким-то причинам, правда, отказали. Мы хотели построить небольшой деревянный храм, а потом возвести каменную церковь.
Вопрос с храмом уже решен?
Отец Александр едет по узкой проселочной дороге — дороге старообрядческого края, в который после раскола бежали с Руси. За металлической калиткой его встречает одна из прихожанок возводимого храма.
— У нас никогда не было своей церкви. Молились в доме 95-летней бабушки, которая сейчас умерла, — рассказывает фроловчанка Татьяна Артемчук. — Наши родители ждали хоть какой-то церкви. В чужой дом, сами понимаете, пойдет не каждый. Когда мы узнали, что у нас строится храм, воспряли духом. Помогали как могли: у меня несколько дней жили строители. Представляете, к нам на помощь приезжал молодой человек-доброволец не нашей веры. Сейчас мы хотим написать свое обращение в администрацию: все, кто друг друга знает, обязательно подпишутся.
— Прихожане не понимают, что происходит, — уже наедине рассказывает отец Александр. — Они очень давно хотят храм. У нас даже есть 97-летняя бабушка, которая ждет нашего храма, чтобы ее отпели именно в нем. Такая у нее цель.
В администрации Фроловского городского поселения историю о недостроенном храме рядом с училищем и баней понимают с первых слов.
— У строителей не было ни разрешения, ни документов на землю, — прокомментировали в земельном комитете. — Договор аренды считается заключенным только с момента регистрации земли. Они регистрацию не прошли, никаких разрешительных документов не получили. Сейчас представители этого храма уже не могут обратиться в суд, чтобы признать право собственности. Вопрос решен. Им предстоит самим разобрать храм или заплатить деньги за работу подрядной организации.
Виктория Рындина