Автор знаменитых «Красных птиц» — фонтана у детско-юношеского центра Волгограда — художник и скульптор Петр Чаплыгин продолжает работу над своей знаменитой серией скульптурных портретов российских императоров.
Императоры Чаплыгина — живые, неприглаженные, со своими достоинствами и недостатками
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Впервые несколько работ из этой коллекции экспонировались в 2010 году на персональной выставке к 70-летию Чаплыгина. В 2013 году выставка всей серии была приурочена к 400-летию дома Романовых. Недавно над входом в мастерскую автора появились горельефы с изображением императоров.
Теперь императоров Чаплыгина может увидеть любой прохожий
Фото: Мария Часовитина
Поделиться
Корреспондент V1 побывал в мастерской народного художника России Петра Чаплыгина.
Не просто двери
Эти двери на улице Мира известны многим волгоградцам. Случайно оказавшиеся рядом люди спешат сфотографировать на память изящные металлические узоры и женственные фигуры. Молодожены специально приезжают в тесный дворик, чтобы сделать необычное фото на фоне настоящего произведения искусства.
Двери, за которыми просто не может не произойти чуда
Фото: Мария Часовитина
Поделиться
Эти роскошные, сказочные двери — вход в мастерскую народного художника РФ Петра Чаплыгина. Они сделаны его руками. Как и огромная люстра под потолком, как все работы, которыми заставлены несколько совсем небольших помещений мастерской и увешаны стены.
Скульптуры «толпятся» в мастерской вплоть до самых дверей
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Петр Иванович Чаплыгин (1940, Ставропольский край) — скульптор, живописец, график. Народный художник России. В 1968 году окончил Московское государственное высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) и был приглашен на работу в художественный фонд Волгограда. Первая крупная работа — керамическая роспись размером 220 кв. м для ДК алюминиевого завода. В 1978 году получил награду Международного конкурса искусства керамики в Италии. С 1997-го по 2001 годы — председатель Союза художников Волгограда, преподаватель, один из основателей «своеобразной школы волгоградской керамики с тяготением к скульптуре». Творческая специализация — монументально-декоративное искусство, художественная керамика.
Александр III, Николай I, Петр III
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Поклонник творчества Чаплыгина, попав в его мастерскую, рискует испытать культурный шок. Культурный — от обилия работ мастера. Шок — оттого, что они просто хранятся здесь в огромном количестве, закрывая друг друга, а не экспонируются в просторном зале, доступном всем желающим.
«Крик народа» отражает тему сталинских репрессий
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Как признается сам автор, обычно он работает сразу над несколькими произведениями.
— Когда что-то одно надоедает, я теряю к этому интерес, — поясняет Чаплыгин, — просто переключаюсь на другой вид искусства, дабы не «замылить глаз», избежать штампов. Когда художник беспрерывно работает над одним произведением, теряется острота зрения.
На переднем плане — Анна Иоановна, Екатерина II,на втором плане — скульптурная композиция «Фортуна»,
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Императорское семейство
Чаплыгина называют художником универсального дарования, много лет он успешно работает в разных видах художественного творчества — это и монументально-декоративное искусство, и скульптура, живопись и графика. Однако необычная керамическая серия, в которую входит более 30 работ — расписанных скульптур, тарелок, горельефных панно — занимает особое место в жизни художника. Это портреты всех российских императоров. Над ними он работал более 13 лет.
«Романовы собрали и построили Россию, в которой мы все живем»
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
В скульптурных портретах императоров Чаплыгин показывает то глубокое, человеческое, что обычно не присутствует в классических парадных портретах. Тоска в лице Павла I, тревожность Петра Великого, добрый прищур Николая II. Нецарственный вид выражается и в их одежде или головных уборах — например, в простой армейской фуражке Николая II.
— Меня часто спрашивают: а почему Николай в фуражке? Так он же корону отдал! — восклицает Петр Чаплыгин.
Женская фигура на переднем плане — «Державность», далее — Николай II.
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Однако заурядный человек вряд ли мог бы стать императором, уверен Чаплыгин.
— Посмотрите на их подбородки, — призывает художник. — Посмотрите, какие крупные, выразительные подбородки. И так у всех Романовых — и у мужчин, и у женщин. Это признак силы и твердого характера.
На переднем плане — Елизавета Петровна, 2010 г.
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Сейчас Чаплыгин дополняет бюсты императоров новыми основаниями. Каждая работа получит полноценную опору и в таком виде будет представлена на следующей выставке, как предполагается, приуроченной к 80-летнему юбилею художника.
У скульптурных портретов венценосных особ появятся полноценные и красивые опоры
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Искусство повсюду
В мастерской Чаплыгина нет отдельных залов, и с царственными особами непринужденно соседствуют воздушные образы итальянских художников и их муз.
Верхний ряд: тарелка «Встреча» из триптиха «Художник и модель», 2008 г., тарелка «Итальянская ночь», 2002 г., нижний ряд: пласт «Трансформация» из триптиха «Художник и модель», 2008 г.
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Декоративными тарелками и пластами заполнены все стены небольшого помещения
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Новые, еще не законченные работы без особых привилегий располагаются здесь же и могут стоять прямо на полу.
Одна из работ, которую Петр Чаплыгин готовит к своей юбилейной выставке
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Для множества живописных работ мест на стенах уже не хватает, и они стоят большими стопками на полу.
— Все рамы делают, а я рисую, — чтобы показать одно из полотен, Петр Чаплыгин отодвигает несколько других. Действительно, изображение заключено в нарисованную раму — необычный и интересный прием.
Из стопки полотен, как из темницы на белый свет, вдруг появляется нежнейший женский образ
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Живопись, скульптура, керамика, произведения, сочетающие сразу несколько видов творчества, — работ Чаплыгина в его мастерской помещается на несколько выставок сразу. В данный момент действующей экспозиции нет ни одной.
В центре на столе — декоративный пласт «Автопортрет» в двух вариантах, 2005 г.
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Особое внимание Петр Чаплыгин уделяет проработке деталей
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Неповторимые, но неизменно живые, эмоциональные образы
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Фрагмент композиции «Крик народа», 1989 г.
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Все должно быть прекрасно
Тут же неподалеку — произведение, созданное исключительно с утилитарной целью. Петр Чаплыгин рассказывает, что этот угол дома часто задевали проезжающие по узкому двору грузовики, портили стену. Пришлось защитить ее таким образом.
Для изготовление этой композиции использовались колесные диски и даже урны
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
У мастерской есть вторая часть, производственная. Вход в нее можно было бы назвать незаметным, если бы не его оформление.
Кажется, даже голуби замирают от восхищения
Фото: Мария Часовитина
Поделиться
И не только вход преобразился в руках Чаплыгина — небольшое помещение напротив выглядит как полноценный арт-объект.
Просто двор, где бывает Чаплыгин
Фото: Мария Часовитина
Поделиться
Здесь, в подвале, стоят печи для обжига, причем сделаны они тоже руками Чаплыгина. Их две — большая, для особо крупных произведений, и поменьше.
Малая печь
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Это уже не склад, а настоящее производство, с множеством материалов, готовыми и незаконченными работами и ощущением так называемого творческого беспорядка. Здесь продолжается работа, которая и есть сама жизнь.
Императоры присутствуют и здесь, но уже в виде горельефов
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Вместо постскриптума
Неожиданно и приятно было обнаружить фотографирующихся на крыльце мастерской подростков — совсем юные мальчик и девочка искренне восхитились необыкновенными дверями и проявили горячее желание попасть внутрь. Кто автор этого произведения и хранящихся внутри работ, они не знали, но, услышав имя, обещали запомнить и «погуглить».