В погоне за достижениями, из которых строятся непонятные многим родителям рейтинги учеников, учителей, школ, особое место занимают олимпиады, конкурсы, тесты. За участие в них ребенка награждают, поощряют, добавляют позиций. Откуда они приходят в систему образования, кем утверждены и разработаны — большой вопрос, говорит волгоградский телеведущий Сергей Мазанов. Вопрос, прежде всего, качественного порядка. Волгоградец посмотрел в список вопросов для третьего класса и поделился с читателями V1.ru своим мнением.
О сути. Судя по вопросам последней конкурсной работы в школах России, организованной не вполне понятной структурой, расположенной в славном городе Киров, вопросы направлены не на проверку знаний из учебников и образовательной программы, а, видимо, на логику мышления подрастающего поколения. На самом деле, кроме смеха (правда, сквозь слезы) подобные олимпиады и конкурсы ничего не вызывают.
О вопросах. Вы вдумайтесь вопрос для 2–3 класса обычной общеобразовательной школы: «По какому запросу в интернете можно найти аппарат для приготовления пирожков?» или «В некоторых говорах вепсского языка есть слово venehlanbid. Что означает это слово, если veneh — это лодка, а lanbid — лопата». Я не знаю, кто придумывает вопросы и насколько здоровы эти люди. Не знаю, почему третьеклассники должны знать ответы на такие вопросы даже на уровне логики. Откуда ребенок в девять лет должен вообще знать, что такое вепсский язык? Даже используя варианты ответов вопроса про вепссикий язык, предложенных организаторами-составителями конкурса мнения взрослых разделились — то ли руль, то ли весло, то ли корма. Мало кто из детей в третьем классе глубоко погружен в изучение северо-восточной подветви прибалтийско-финских языков. Кстати, аппарат для приготовления пирожков по запросу в интернете стоит 16 200 рублей.
О расходах. Из всех данных об организаторах олимпиады мы смогли установить только то, что они находятся где-то в районе города Киров. Хороший город, но достаточно далеко от Волгограда. Каким образом распечатанная в типографии олимпиада попала в наш город — вопрос. А судя по откликам в социальных сетях, не только в Волгоград, но и во многие города России. Кто санкционировал подобную инициативу сверху и поддержал подобный конкурс на уровне федерации? На сайте организаторов мы нашли данные и о стоимости участия в подобном конкурсе. 70 рублей. С носа. Справедливости ради отмечу, что в нашей школе денег за участие не собирали. Просто переживали, чтобы дети сдали свои ответы в срок.
О цене. Включив ту самую логику и грубо прикинув порядок цифр — 70 рублей на 1000 учеников на 100 школ любого города — это 7 000 000 (семь миллионов) рублей. А сколько таких городов, сколько далеких уголков нашей родины, где этот конкурс прошел вовсе не бесплатно? Можно предположить, сколько заработано денег «по-быстрому». Размаху удивятся даже микрокредитные организации. Да и как! На наших детях, которые приходят получать знания, но вынуждены гоняться за рейтингами, испытывать стресс, боясь неправильно ответить на не понятные изначально вопросы.
Об учителях. Надо оно им? Работая и перерабатывая за невысокие зарплаты, проверяя по ночам тетради, «воюя» с требовательными родителями, организовывая не только образовательный, но и воспитательный процесс в своих классах, они вынуждены в свое нерабочее время заниматься еще и организацией подобных сомнительных конкурсов, непонятно откуда приходящих в школы и работающих на благо сомнительных организаторов. Организаторов, далеких и непонятных. Все шишки от разгневанных родителей летят опять же в них после каждого подобного «конкурса». Терпения вам в нелегкой работе.
Резюме. Казалось бы, хорошее дело, интеллектуальное развитие, дополнительные стимулы, стремление к достижениям, награждения грамотами. Но! Ключевое и принципиальное НО! Не в рамках утвержденных государственных стандартов образования. Вне их. Какую пользу или вред это может принести детям — непонятно. Но ведь может. Как одно, так и другое. Хочется призвать родителей школьников быть более бдительными и отказываться от участия в сомнительных конкурсов с неизвестными организаторами, а школам — самим заниматься организацией и проведением интеллектуальных занятий с привлечением педагогического состава и четкой и ясной проработкой вопросов для детей. С удовольствием приняли бы участие.
Берегите себя и своих детей.
Сергей Мазанов, продюсер и телеведущий