
Открыть музей цыганской истории, культуры и быта, а также объявить войну нетолерантному отношению к цыганскому этносу на любом уровне призывает историк и журналист Валерий Суховеров, посвятивший несколько десятилетий изучению этого загадочного и порой закрытого народа.

— В школе я учился в классе с девочкой-цыганкой, она очень плохо говорила по-русски, — вспоминает Валерий Суховеров. — Как-то раз нас с ней посадили вместе, а учитель мне дала задание подтянуть эту девочку по русскому языку. Тогда я и начал с ней общаться. Мы разработали целую систему общения, завели одну большую тетрадь, в которой я писал слова по-русски, а она мне перевод по-цыгански.

По словам Валерия, на самом деле цыгане везде адаптируют свой язык под алфавит той страны, в которой они живут.
— В той общей тетрадке мы собрали около трех тысяч слов. Вот так у меня появился первый цыганский словарь. — вспоминает Валерий Суховеров. — Использовались наши же буквы, только слова совсем другие. Цыгане используют региональную лексику. Только в 90-е годы было разработано несколько других алфавитов для записи цыганского языка.

Первый словарь, собранный в исписанной тетрадке, стал для Валерия началом большого пути в изучении цыган и их обычаев, который длится уже не один десяток лет.
— Цыгане — выходцы из Индии, поэтому многие из них сейчас при просмотре индийских фильмов или прослушивании музыки без переводчика понимают, о чем идет речь, — уверен Валерий. — Среди цыган есть множество ученых, поэтов, врачей, учителей и юристов. То, что цыгане предпочитают не учиться и заниматься всякими незаконными промыслами — придуманный врагами миф.

По словам Валерия, многие цыганские дети сейчас даже не понимают и не знают цыганского языка. Но они рады учиться и ходят в обычные школы. Обычно, цыгане в какой-то мере впитывают в себя культуру, историю или обычаи страны или места, где они живут. Это касается и религии — вот, например, в Волгограде больше всего живет православных цыган, но есть цыгане католики, есть цыгане и мусульмане.

По словам Суховерова, в наше время очень много цыган живут современно. В этом же убедились и корреспонденты V1.RU, когда писали материал о цыганских домах, выставленных на продажу.
— Отличия у цыганских этнических групп все-таки есть. Например, котляры Волгограда, живущие преимущественно в Верхней Ельшанке воспитываются в более строгих правилах и обычаях, чем их соотечественники из других «цыганских» посёлков, — рассказывает Валерий. — Они соблюдают все нормы и традиции, которые были заложены еще в позапрошлом веке. Котлярские девушки ходят с длинными косами, покрывают головы платком. Остальные этнические группы более или менее современны. Это связано с прошедшим несколько лет назад международным конгрессом. Тогда лидерами цыганских общин был наконец принят проект интеграции этноса в современное общество.
Валерий Суховеров искренне не понимает, почему в Волгограде еще так сильнó плохое отношение к цыганам, а для крупных бизнес-структур толерантность порой оказывается пустым звуком.
— Представляете, сколько надо преодолеть цыганам, чтобы стереть существующие неравенства и устранить все ущемления этого замечательного народа? Ведь в Волгограде цыган порой даже не брали на работу. Даже в наши дни всякие «концессии» врываются в цыганские поселки под прикрытием людей с автоматами и в разгар зимы отключают им воду! А ведь здесь в Сталинградскую битву воевало почти 120 цыган. И среди тех цыган, кто сражался с фашизмом на разных фронтах, есть даже два Героя Советского Союза!

Каждая цыганская община в Волгограде, по словам Валерия Суховерова, издревле специализируется на каком-либо своем ремесле.

— В Волгограде проживают и проживали несколько разных этнических групп цыган. Это, например, русска-рома, котляры, молдовика-рома, плащуны, украинские цыгане, сэрвы... Котляры, на самом деле, носят название немного иное — кэлдэрары, но так как эта группа занималась металлом, лужением и паянием металлических изделий, позже они занялись и котлами. Первый цыганский поселок появился в наших краях в 1950-е годы в Дзержинском районе города. Другое поселение было заложено в поселке Верхняя Ельшанка, и на Максимовском разъезде — начало 1990-х.

У Валерия Суховерова за долгие годы изучения цыганской истории и культуры и их языка скопилось много самого разнообразного материала. Это и фотографии, и предметы быта, а также специальная научная цыгановедческая литература.
— Много у цыган есть сказок, песен, в фильмах часто их можно было слышать, — рассказал Валерий Суховеров. — В 30-е годы прошлого века впервые была предпринята попытка перевести произведения Пушкина на цыганский язык, а так же других поэтов и писателей. Но в Волгограде почему-то предпочитают думать, что цыгане лишь гадают и торгуют наркотиками. Это откровенное вранье. Среди них много увлекающихся классической литературой, музыкой и ремеслами, а благодаря такой дурной славе к ним и врываются с автоматчиками.

Сейчас Валерий Суховеров мечтает создать цыганский музей в Волгограде и верит, что он будет пользоваться популярностью у посетителей.
— В России уже есть такой в Костроме — это музей цыганской истории, в котором собрано множество экспонатов — книги, костюмы, национальные инструменты, аккордеоны, гитары, конечно же. Есть комната национальной кухни, одежды. У цыган вообще богатая культура, есть и цыганская пресса, и театр, и даже был педагогический колледж для цыган в 30-е годы ХХ века. Но, к сожалению, до музея в Волгограде пока далеко, также как и до победы толерантности и здравого смысла.
Примечательны и дома цыган, достаточно взглянуть на строение и сразу станет понятно, что перед вами цыганский дом. Их выдают внушительные размеры домов, окон, массивные колонны. Внутри, кстати, можно встретить и вполне современный интерьер и мебель.

Мнение редакции может не совпадать с мнением героя публикации.
Диана Бакулина