— После учебы или работы эти худые и голодные девчонки шли на улицу и строили дома, — волгоградцы показывают на седых женщин, которые до сих пор хранят маленькие книжечки «Участник черкасовского движения». Историю восстановления разбитого до камня Сталинграда, скрывающуюся за сотней лиц, горожанам показали в мемориальном парке у подножия Мамаева кургана.
Выставка стала очередным этапом проекта, который реализуется советом ветеранов Центрального района Волгограда и музеем-заповедником «Сталинградская битва» при поддержке Фонда президентских грантов.
Почти каждый рассказ волгоградцев, ставших участниками выставки «Волонтерские истории города Мира», начинается со слов: «Это не было подвигом. Мы просто работали». Они разбирали горы трупов, строили новые больницы и восстанавливали дома, ставшие визитными карточками Волгограда.
— В 1948 году мою маму Анну Шульженко направили в Сталинград по распределению, — Галина разворачивает маленькую пожелтевшую книжечку «Участник черкасовского движения». — Она говорила, что в городе была страшная разруха. Естественно, что в черкасовское движение вступила по своему желанию — тогда никто никого не заставлял. Я до сих пор помню рассказы девчонок из ее бригады. Построили дом на Советской, то ли 41, то ли 43, и получили одну квартиру на всех. Кто-то из них даже спал в ванной: постелил матрас и устроился.
Полная смена на заводе, возвращение домой и еще несколько часов работы на улицах Сталинграда — такой ритм жизни уже через несколько дней сведет с ума любого современного горожанина, уверены авторы выставки.
— Это сейчас девушки знают, что им нельзя носить больше трех килограммов. А тогда никто с этим не считался — поднимали тяжеленные носилки с кирпичами и тащили их, — рассказывает председатель совета ветеранов Центрального района Александр Иванюк. — Конечно, это сказалось на их жизни и здоровье. Но, несмотря на все трудности, они всё же выстроили город. Над этим проектом мы работали полгода: волонтеры ходили по домам и общались с пожилыми людьми. Самих участников черкасовского движения в городе почти нет — остались лишь их дети. И именно они поделились с нами фотографиями из семейных архивов.
Девушки с тяжелыми носилками в руках, молодые строители со стеклом, которое в полуразрушенном городе ценилось на вес золота, — десятки снимков, собранных музеем-заповедником «Сталинградская битва» и волонтерами, объединяет какая-то несовременная и неподдельная улыбка. Ощущение, что никто из этих молодых альтруистов не работал по 12 часов в сутки и за полночь не возвращался в холодный и разрушенный подвал без всяких удобств.
Любить свой город — вот, что завещала Александра Черкасова. Нужно хотя бы иногда после работы выходить на улицы: где-то подмести тротуар, где-то посадить цветок — только так можно сделать Волгоград краше и уютнее. Эта выставка именно об этом. И, конечно, о тех людях, которые в 1943 начали грандиозное восстановление — Сталинград был первым городом, который начал «приходить в себя» в военное время.
— Об этом движении узнала вся страна, и вся страна помогала городу. Самым дефицитным материалом здесь было стекло. Так вот саратовские рабочие оставались после смены и всю выработанную продукцию отправляли сюда эшелонами, — поделилась подробностями заведующая экспозиционным отделом музея-заповедника Светлана Аргасцева. — Но еще наша выставка о том, что это движение поддержало мировое сообщество. Мы мало сейчас об этом говорим, но в нашем городе работали волонтеры мира. И, прежде всего, это были англичане, которые жили в разрушенном Ковентри и собирали деньги на восстановление Сталинграда. Клементина Черчилль привезла сюда эшелон английской детской формы: посмотрите, на фотографиях все детки стоят в одной и той же форме моряков.
Увидеть фотографии, лучше всякой летописи рассказывающие о восстановлении города, волгоградцы смогут до 15 ноября. А истории черкасовцев опубликованы на сайте stalingradgorodmira.ru.
Возрастное ограничение 0+