Почему исторические памятники архитектуры даже в центре Волгограда окружают неизвестно кем построенные летние веранды и пристройки, а ответственные за соблюдение закона чиновники этого не замечают? О странных взаимоотношениях бизнесменов и чиновников с волгоградским культурным наследием размышляет в своей авторской колонке председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников.
Можно ли совместить сохранение исторического и культурного наследия с реалиями и потребностями сегодняшнего дня? Без сомнения. И в законодательстве даже существует специальный термин: «Приспособление объекта культурного наследия для современного использования».
То есть в историческом здании могут размещаться не только музеи, но и магазины, кафе, парикмахерские, но с соблюдением главных условий: современное использование не должно наносить вред памятнику, не должно изменять его исторический облик и мешать его визуальному восприятию.
Всё это прописано в Федеральном законе об объектах культурного наследия и подзаконных актах Министерства культуры, обязательных к исполнению на территории Российской Федерации, и поэтому вопросы об удобстве ведения бизнеса в зданиях-памятниках архитектуры вообще не должны ставиться. У этих зданий и территорий есть определённые обременения, а закон нужно соблюдать.
К сожалению, сегодня у нас часто интересы бизнеса, вернее, интересы бизнеса «уважаемых людей» ставятся выше соблюдения закона. Слова «Как не порадеть родному человечку» актуальны и сегодня, чтобы в этом убедиться, достаточно пройти по улицам города.
«Бульвар-кафе» с пристройками и террасами посреди аллеи на проспекте Ленина, убогая сараюшка, облицованная металлосайдингом у входа на Центральный рынок, абсолютно, на мой взгляд, незаконные работы на историческом здании самого рынка, многочисленные «временные сооружения», возведённые на века и мешающие не только визуальному восприятию объектов культурного наследия, но и элементарному проходу граждан, на Аллее Героев, проспекте Ленина, улицах Мира, Советской, Комсомольской, Гагарина, et cetera, et cetera…
Рядовой пример, на который выбор пал лишь потому, что именно этим случаем я сейчас и занимаюсь: летняя пристройка к ресторану «Мясо и рыба», который расположен в здании бывшего Облпотребсоюза на перекрёстке улиц Ленина и Пушкина. Здание — объект культурного наследия, внесён в Единый государственный реестр, как памятник архитектуры и градостроительства. У этого здания есть утверждённые предмет охраны, территория, зоны охраны, и, следовательно, есть определённые обременения для собственников и арендаторов.
В частности, правовые режимы запрещают установку временных построек, киосков, навесов. Летняя пристройка, которая в принципе не имеет права на существование, была возведена в апреле этого года. Не дождавшись какой-либо реакции со стороны государственного органа — комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, мною в их адрес 2 июля было отправлено письмо с просьбой провести проверку. Как следует из полученного ответа, должностными лицами Комитета 10 июля была проведена проверка, в ходе которой установлено, что, да, установлена временная постройка с навесом (летнее кафе) ресторана «Мясо и Рьiба», вот только кем были организованы и проведены работы по установке временной постройки с навесом, в комитете не знают, будут выяснять, наберитесь терпения.
И я бы мог поверить этому ответу, но 25 июля на сайте комитета была вывешена экспертиза проекта размещения сезонного объекта летней террасы ресторана «Мясо энд Рыба». Причем, на мой взгляд, экспертиза, как и сам проект, абсолютно «левые», вообще не учитывающие факта наличия утверждённых ещё в 2016 году зон охраны и их правовых режимов. И ведь нельзя сказать, что работа выполнялась неучами, нет. Автор проекта — главный архитектор ООО «Мега-проект» Дмитриев, а государственный эксперт по проведению государственных историко-культурных экспертиз — Виктор Тихонов, кандидат архитектуры, доцент, советник РААСН, оба — волгоградцы. И у этого проекта есть заказчик, а потому логично предположить, что именно он и установил эту постройку, не дождавшись официального разрешения от Облкультнаследия. Кстати, работу над экспертизой Виктор Тихонов начал 2 июля — в день получения комитетом моего письма.
И ещё одна любопытная деталь. По словам директора ресторана, у них есть разрешение на эту постройку, выданное администрацией Центрального района. Было ли оно выдано, минуя Облкультнаследие, или Облкультнаследие сейчас только делает вид, что им ничего не было известно о незаконной постройке? Думаю, этот вопрос было бы логично адресовать прокуратуре.
И в завершении.
Да, я согласен, что в южном городе должно быть много летних кафе на открытом воздухе. Но в историческом центре Волгограда они должны быть — как везде, где ценят исторический облик своих городов — выносные столики. Террасы тоже имеют право на существование, но — не в ущерб архитектуре.
А законодательство надо соблюдать.
Согласны с автором?