В городе Волжском Волгоградской области разгорелся скандал. Перед первым уроком в начале учебного года появилась строка «молебен», а в родительском чате — утверждение, что посещение этого мероприятия обязательно.
Скрины переписки в Сеть выложила одна из родительниц, чей ребенок ходит в 22-ю школу. Скриншоты женщина сопроводила пояснениями:
— Сегодня в общий чат класса учительница скинула расписание на завтра, — пишет женщина. — Такое у нас каждый год в школе и в этом году одна из мам спросила, можно ли не приходить?! Другая ответила, что не обязательно. Я тоже сказала, что не придем, пусть лучше поспит подольше.
И тут нашу добрую учительницу как подменили! «Как это поспит подольше? Это учебное время и не приходить могут только мусульмане. Теперь пусть обязательно приходят, составлю списки не посетивших и отправлю директору и ему будем объяснять, почему не пришли!»
Задала вопрос, что, а если неверующие. Ответа не последовало.
Не, ну правда, для чего это всё вначале каждого учебного года, понять не могу. Детей выводят из школы, как на линейку, стоят под солнцем, поп приходит, как и что там происходит, не знаю, но полчаса жизни потрачено впустую.
Директору скажу, что мы мусульмане.
Это и послужило началом скандала. Переписку опубликовали в одной из популярных групп о жизни Волжского. Пост увидел председатель родительского комитета и потребовал объяснений, оправдывая при этом классного руководителя, утверждая, что она лишь доводит до родителей решения «вышестоящего руководства».
Далее последовало продолжение. В чате родительского комитета, где нет учителя, председатель начала искать «виновных» в том, что обсуждение стало достоянием пользователей интернета, параллельно взывая к высоким материям и утверждая, что все проблемы можно было бы решить с глазу на глаз, а «не писать скорей в эту помойку интернет». Затем женщине, не желающей вести своего ребенка на молебен, посоветовали перевести его в другую школу, а после — в чате и вовсе прекратилось всякое общение.
— Сейчас в этом чате никто не общается, видимо, создали ещё один, без меня, — резюмирует женщина. — Отношусь к этому всему с улыбкой, муж тоже посмеялся и сказал, что непонятно кем эта главная себя возомнила. Конечно, мне не все-равно будет, если начнут плохо относиться к моей дочери, например, как-то обижать или занижать оценки. Тут уже буду по-другому разговаривать. И больше всего порадовало, что почти из 30, человек, отписались всего малая часть. Думаю, со мной многие согласны, просто привыкли молчать.
В школе № 22 комментировать ситуацию с принуждению к молебном категорически отказались, заявив, что все пояснения дадут в администрации Волжского. В мэрии города-спутника заявили, что молебен в этой школе проводится ежегодно, а мероприятие носит сугубо добровольный характер:
— Каждый год в школе № 22 стало традицией в начале учебного года проводить молебен, — сообщили корреспонденту V1.RU в администрации города Волжского. — Благочинный Волжского округа и настоятель храма Патриарха Тихона протоиерей Александр Копейкин уже много лет проводил данное мероприятие в честь начала учебного года. Приглашались не только школьники и их родители, но и все желающие волжане.
В этом году несколько человек выразили своё недовольство.
— После нескольких возмущённых жалоб директор школы Ольга Новожилова приняла решение отменить молебен, — пояснили в мэрии Волжского. — Отметим, что на молебен всегда приходили добровольно и никого силой туда не загоняли.
В храме Патриарха Тихона, настоятель которого уже много лет проводил в школе молебен, прислали по запросу заранее написанный комментарий, в котором также утверждается, что участие в молебне — дело сугубо добровольное.
— Нас либо не поняли, либо намеренно исказили наши слова, — говорится в комментарии. — Ещё раз хотим отметить, что мы не навязываем никому свою волю, никого не воцерковляем, не вмешиваемся в жизнь школы и тем более — в образовательный процесс. Более подробные пояснения по ситуации с молебном можно получить в школе. Возможно, возникшая ситуация — заранее спланированная акция. Благочинный пояснил, что лицо, выступившее против проведения молебна, нас (или, как вы пишите — РПЦ) назвал сектантами, а не мы кого-то так назвали. Взаимодействие со светскими образовательными учреждениями осуществляется нами строго в соответствии с законодательством РФ и носит информативный, консультативный и культурологический характер. Кроме этого, участие конфессий (в том числе РПЦ) предусматривается в собственно образовательной деятельности (консультации и поддержка учителей в разработке и проведении уроков, внеурочных занятий, участие во внешкольных мероприятиях и др.). Представители конфессий также могут участвовать в обеспечении информированного и добровольного выбора родителями определенной религиозной культуры для изучения их детьми, присутствуя и выступая на родительских собраниях в школах.
Протоирей Александр Копейкин, который должен был проводить скандальный молебен, в беседе с корреспондентом V1.RU подчеркнул, что молебен никому не навязывали:
— Мы работаем исключительно в рамках закона. У нас заключен договор с комитетом образования, в школах преподаются основы православной культуры, — прокомментировал отец Александр. — Мы никому ничего не навязываем, никого не воцерковляем. Просто кто-то один возмутился. Мне позвонил директор, сказал «нет». Ну нет, значит, нет. Молебен — это чисто культурологический аспект. В данном случае просто раздули из мухи слона. Еще раз повторю, участие в молебне было сугубо добровольным, а в школах рассказывают не только об основах православной культуры, но и о буддизме, исламе. Просто православных в России больше всего изначально, только и всего.
V1.RU удалось найти в социальных сетях классного руководителя из школы № 22, которая, по словам родителей, в обязательном порядке требовала посещения молебна. Однако на вопросы редакции женщина не ответила и закрыла свою страницу. Также не захотели общаться со СМИ родители, чьи дети ходят в школу № 22. Тем не менее мы готовы выслушать и педагогов, и родителей. Редакционный номер телефона +7 917 840–00–50. Мы также доступны во всех мессенджерах и соцсетях.