«Погиб при исполнении обязанностей» — эта фраза объединила девять героев милиции, работавших и после Великой Отечественной войны, и в 90-е годы. Мемориальный комплекс в память о сотрудниках, не вернувшихся домой с очередного дежурства, открыли у здания городского управления МВД.
В 23 года молодой летчик из Еланского района Иван Морозов получил звание Героя Советского Союза. Уже после войны мужчина, не рассказывавший о своих наградах даже приятелям, стал милиционером.
— Я приехал в Волгоград и буквально через месяц познакомился с Иваном Васильевичем Морозовым. Попал в его удивительно скромную квартиру, так называемую двушку, где он жил со своей супругой Александрой Илларионовной. Уникальный человек сам по себе: герой Советского Союза в 23 года, — рассказывает начальник областного главка Александр Кравченко. — Чем больше я узнавал о нем, тем больше удивлялся этому человеку. Удивлялся его скромности. Не скрываю, что по большим милицейским праздникам мы с ним даже позволяли себе выпить по пять капель коньяку, за что нас упрекала Александра Илларионовна. Но уж очень он хотел, и я его поддерживал. Чисто символически.
После открытия барельефа на доме Ивана Морозова волгоградские коллеги предложили назвать его именем улицу рядом с Мамаевом курганом. «При жизни?» — недоумевали чиновники.
— Он был настоящим милиционером из той гвардии, которая формировалось еще во время войны, — уверен Александр Кравченко. — Мне очень хотелось обозначить, что он есть — такой человек. И он живет! Хотелось отдать ему дань уважения не после смерти, как это обычно бывает у нас. Я помню, что мы предложили назвать его именем улицу — новостройка, Мамаев курган напротив. Кстати, в 2008 году он был последним живым Героем Советского Союза в Волгоградской области. Люди говорили мне: «Александр Николаевич, вы ничего не перепутали? Он же еще живой!» Теперь на здании управления МВД появилась мемориальная доска в память об уже ушедшем герое.
«Я думала, что там живут боги»
С трогательной открыткой, подписанной еще в 1949 году, на открытие мемориала пришла дочь погибшего милиционера Петра Буханцева. Вместе с ее отцом волгограды вспомнили о Валериане Кастерине, Андрее Тряскине, Николае Скосыреве — сотрудниках, история которых известна далеко не всем волгоградцам.
— В 1949 году папа на память подписал эту открытку: «Учитесь на отлично, слушайтесь свою маму», — рассказывает его дочь Наталья. — Во время войны на нем не было ни одной царапины. Он выжил. Когда родились дети, мама осталась с нами одна. В школе я решила, что буду продолжать папино дело. Помню, как шла к зданию милиции, думала, что здесь живут боги. Настолько в Сталинграде и в Волгограде оно было значимым. Отслужив 25 лет, я до сих пор с волнением встречаю ребят в форме.
Волгоградка Ирина Вишнецкая знает о своем дедушке лишь по рассказал отца. «Невысокого росточка, крепкий. И хороший такой…» — улыбается женщина.
— Во время дежурства в поселке Нижнем мой дедушка Валериан Кастерин услышал крики женщины. Понял, что ее грабят, и побежал к месту, — уточняет Ирина Вишнецкая. — Он стал бороться с преступником и получил от него смертельные удары ножом. Было это в 1951 году, а я родилась лишь спустя 11 лет. Но папа мне про него много рассказывал. Вместе со своим отцом он сам построил дом. Когда возводили фундамент, нашли 500-килограммовую мину, которую дедушка помогал обезвредить. Очень хороший — это я знаю, даже никогда с ним не встречавшись.