Росводресурсы вновь скорректировали режим работы Волжской ГЭС, установив сбросы на уровень начала весеннего половодья. С 6 по 10 ноября через плотину Волжской ГЭС в среднем за период проходят 9–10 тысяч кубометров воды в секунду.
— Режимы работы Волжской ГЭС изменен в связи с высокой водностью, обусловленной прохождением снегодождевых паводков, а также высоким прогнозом Росгидромета по водохранилищам Волжско-Камского каскада на ноябрь и третий квартал 2019 года, — уточнили в пресс-службе Волжской ГЭС. — Дальнейший режим работы гидростанции определит Федеральное агентство водных ресурсов с учетом складывающейся гидрологической и водохозяйственной обстановки, а также предложений водопользователей.
Согласно данным, размещенным на сайте Волжской ГЭС, уровень сбросов сейчас соответствует началу весеннего паводка — 2019. С 21 апреля 2019 года через плотину ГЭС ежесуточно сбрасывали до 7,5 тысячи кубометров воды в секунду с ежедневным увеличением на тысячу кубометров. Уровень в 9–10 тысяч кубометров воды в секунду был достигнут 24–25 апреля, а в начале мая уровень сбросов составил 25 тысяч кубометров. При этом уровень воды в водохранилищах, расположенных выше по течению, вплотную подбирается к отметке «нормальный подпорный уровень» (отметка полного наполнения водохранилища в обычных условиях), а в Саратовском водохранилище эта отметка даже слегка превышена.
Заслуженный эколог РФ Владимир Лобойко уверен, что высокие сбросы осенью спровоцируют низкий паводок весной 2020-го.
— Эта беда уже многолетняя, — размышляет эксперт. — И во всем винят неточность прогнозов погоды. Мол, везде дожди, водохранилища переполнятся, плотины разрушит, всё затопит. А на самом деле вырастает потребление электроэнергии. «Русгидро» требует больший объем воды, и весь он идет через турбины. Себестоимость электроэнергии — 10 копеек, цена реализации уже доходит до 10 рублей. Когда рентабельность выше тысячи процентов, капитализм готов на любые преступления. А мы в результате опять не получим весеннего половодья и будем надеяться на строительство левобережного гидроузла. А его строят для того, чтобы летом пускать воду в Ахтубу. Летом, не весной. Его производительность сейчас озвучивают в 100 кубокилометров. Для половодья это ничего. Так что будем бороться.
По словам Владимира Лобойко, к решению проблемы зимних сбросов намерен подключиться и ОНФ.
— Вы же видите, что творится с пожарами и наводнениями, — продолжает заслуженный эколог. И если пожары, по моему мнению, — это умышленные подожги, чтобы потом погорельник продавать частным лицам, то наводнения — это коррупция, когда на 98% обеспечиваются потребности Русгидро, а остальные водопользователи получают менее 50% от необходимых объемов воды.
А вот речники, наоборот, довольны увеличенными сбросами, но осторожно надеются, что воды хватит и на следующий год.
— Большая вода — это всегда хорошо, — рассказали V1.RU в речном порту Волгограда. — Правда, из-за увеличения стока достаточно часто приходится топляки убирать с судового хода, но это мелочи. Главное, чтобы сейчас всю воду не слили, оставили на весну и лето. Иначе опять нам туго будет, будем застревать на мелях.
Схожего мнения придерживается главный ихтиолог Нижневолжского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Сергей Яковлев.
— Давайте рассуждать логически. Сейчас идет сброс. Почему? Потому что все водохранилища Волжско-Камского каскада наполнены всклянь, — уверен собеседник. — По верхней Волге, по Каме идут интенсивные дожди, тепло, вода не мерзнет, всё стекает в реки. Покажите мне карманы, где эту воду можно сохранить, запасти. Нет таких! Поэтому ее и сбрасывают. И как это может отразиться на весеннем паводке? Я понимаю, если бы приточность была маленькая, расход воды был бы больше притока. Да, тогда стоило бы беспокоиться. Но все водохранилища заполнены полностью. Идет приток, идут дожди. Лишняя вода сбрасывается. Природа так распорядилась. Весной было много снега, но вся вода ушла в землю, потому что была сухая осень. Сейчас осень сырая, идут дожди, всё хорошо, земля пропитывается. Есть вероятность, что если будет достаточно снега, то весной вся эта вода пойдет не в землю, а в реки, и весной будет нормальный паводок. Это нормальная жизненная ситуация. Да и на рыбе это тоже скажется положительно. Покажите мне ту рыбу, которая не любит большой воды. Единственные, кто почувствует неудобство от увеличенных сбросов, — это, наверное, рыбаки. Ведь когда воды меньше — концентрация рыбы выше. Не надо нагнетать жути, нужно просто подумать, посмотреть цифры, проанализировать и отнестись к ним со здравым смыслом.