В Волгограде гражданский активист Алексей Ульянов 28 ноября на судебном заседании обвинил МВД в незаконности установки рамок, заборов, ограждений и металлодетекторов во время проведения в городе массовых мероприятий и намерен добиться отмены подобных мер в будущем.
— 31 августа меня не пустили на культурно-массовое мероприятие для волгоградцев на набережной 62-й Армии, — рассказал корреспонденту V1.RU Алексей Ульянов. — Это был День города, а не какая-то акция. В данном случае мероприятие было ещё и спортивным. На Центральной набережной Волгограда проходило шоу силового экстрима.
Как это часто бывает, место проведения праздника огородили и поставили пункты досмотра полиции.
— Полиция оградила центр города, поставила заграждения и рамки металлоискателя, устроила пропускной режим через них, — говорит активист. — Проводился досмотр каждого гражданина. Отмечу, что рамки препятствовали свободному прохождению волгоградцев.
Алексея Ульянова не пустили на набережную, поскольку он нёс с собой квадрокоптер. Волгоградец обратился в суд с иском к волгоградской полиции о нарушении его прав. В итоге иск по поводу не допуска на праздник превратился в разбирательство о законности установления рамок и ограждений.
— Мне пришлось изучить федеральный закон № 114 «О противодействии экстремистской деятельности», поскольку в отношении меня полицейские нашли уместным применить почему-то именно его, — говорит общественник. — К пункту постановления правительства РФ № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности...» они сделали приписку при защите в суде к статье 21 к пункту «д». Там указывается, что все объекты, на которых реализуется антитеррористическая защищённость, должны быть обеспечены специальными средствами. Представители МВД в суде дописали к этому «и ограждениями территории».
Постановление Правительства РФ № 272, статья № 21: д) Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путём оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами.
В возражении к иску Алексея Ульянова полиция действительно применила данную формулировку.
— Действия сотрудников полиции, оспариваемые Алексеем Ульяновым, требуют рассмотрения содержания плана обеспечения безопасности проведения Дня города, — отметили представители МВД. — Личным осмотром волгоградцев на день города занимались 50 сотрудников полиции. На Центральной набережной был реализован комплекс мероприятий по обеспечению её антитеррористической защищённости, включающий в себя оборудование инженерно-техническими средствами и ограждение территории.
Слово «ограждения» в законах волгоградец не нашёл и уверен, что волгоградская полиция просто подменила понятия.
— По факту полиция сделала подмену понятий, посчитав культурно-массовое мероприятие массовой акцией, — считает активист. — Но согласно решению Волгоградской городской думы, есть порядок проведения культурно-массовых развлекательных мероприятий в нашем городе. Такие мероприятия классифицируются отдельно. В документе прописано, что должно быть взаимодействие с полицией. При этом согласно федеральному закону «О полиции», органы МВД могут принимать меры ограждения и блокирования территории только в пяти случаях: пандемия, распространение опасной инфекции, поиск террористов, опасных преступников и так далее. В том же законе указано право гражданина на свободное передвижение.
ФЗ № 3 «О полиции», статья № 16: «1.Полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; 2. Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа оцепление (блокирование) участков местности: 1) При ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий; 2) При проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права и свободы граждан, движение транспорта, работу средств связи и организаций; 3) При розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания; 4) При преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления; 5) При проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.
Гражданский активист собирается добиться в суде признания незаконности установки ограждений во время городских праздников. Алексей Ульянов уверен, что полиция следует на обычных культурно-массовых мероприятиях правилам обеспечения безопасности, применяемым только на публичных акциях.
— Ни один из этих случаев не подпадает под культурно-массовые мероприятия для горожан, — считает Алексей Ульянов. — В законе об «Антитеррористической защищённости территории» указано, что при проведении массовых мероприятий должен быть специальный паспорт антитеррористической защищённости площадки проведения, и на основании него проводятся определённые меры по обеспечению безопасности: это установка видеокамер, освещение и организация патрулей, обеспечение охраны. Об ограждениях нет ни слова.
Постановление Правительства РФ № 272, статья № 27: Пути эвакуации в местах массового пребывания людей должны быть свободны для перемещения людей и транспортных средств»; статья № 21: Все места массового пребывания людей, независимо от установленной категории, оборудуются: а) системой видеонаблюдения; б) системой оповещения и управления эвакуацией; в) системой освещения. Статья № 24: В целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.
— То есть закон не допускает блокирования свободного перемещения граждан и автотранспорта для беспрепятственного покидания места проведения публичного массового мероприятия, чтобы ничего не мешало людям на пути, — уверен Алексей Ульянов. — Получается, что установка ограждений идёт вразрез с данным пунктом об антитеррористической защищённости, на которую ссылается полиция. Все эти решётки и рамки как раз и блокируют беспрепятственный проход граждан. А ограничивать их движение нельзя по федеральному закону. По сути дела, это массовое нарушение прав граждан, ограничивающее их в свободе передвижения.
Решение Волгоградской городской думы, N 36/1120: «1.3.1. Массовое мероприятие — требующее согласования с уполномоченным органом разовое массовое концертное, развлекательное, культурно-зрелищное, физкультурно-оздоровительное или спортивное мероприятие, проводимое в местах общего пользования — парках, скверах, на площадях, улицах, расположенных на территории Волгограда».
— Вместо патрулирования и выполнения своих обязанностей полиция ставит рамки и производит досмотр волгоградцев, — уверен общественник. — Я считаю, что это делается незаконно. В суде мне пришлось изменить свои требования, поскольку здесь уже нарушаются мои права на свободу передвижения. Я требую компенсацию морального вреда в 5000 рублей с казначейства за нарушение прав. Но главное, я требую признать действия полиции незаконными и признать вне закона установку этих металлических барьеров.
Постановление Правительства РФ № 272, статья № 28: Места массового пребывания людей 1 категории (за исключением прогулочных и пешеходных зон, улиц, проспектов, переулков, бульваров) по решению исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), на территории которого расположены соответствующие места массового пребывания людей, могут оборудоваться стационарными колоннами (стойками) с кнопками экстренного вызова наряда полиции и системой обратной связи, а также при необходимости обследуются кинологами со специально обученными служебными собаками с целью выявления возможной установки взрывного устройства.
Гражданский активист уверен, что речь идёт о всероссийском прецеденте.
— Хочу сказать полиции отдельное спасибо, что они мне указали на все эти законы и дали возможность прочитать, понять и изучить их, — резюмировал Алексей Ульянов. — И сейчас я ставлю их трактовку закона под сомнение. Полиция должна действовать по чёткому плану. И этот прецедент может стать общероссийским.
Решение Волгоградской городской думы, N 36/1120: 3.5.Организаторы массового мероприятия принимают меры по удалению с массового мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Полиция в суде объясняла ограждения и рамки планом обеспечения безопасности МВД во время празднования Дня города.
— Приказом МВД России предусматривается планирование мер и средств по обеспечению безопасности, их расстановка и задействование, — отметили представители полиции. — Начальник управления МВД по городу Волгограду 28 августа с целью проведения досмотра граждан приказом создал функциональную группу — контрольно-пропускной пункт № 8 на пересечении Аллеи Героев и улицы Советской. По плану безопасности проведения Дня города ему были определены задачи на время проведения мероприятия.
В Управлении по координации массовых мероприятий и взаимодействию с правоохранительными органами администрации Волгограда пояснили, что всю ответственность за безопасность во время проведения мероприятий несёт его организатор, но полиция согласовывает все меры.
— Мероприятия бывают разные, в зависимости от места, количества участников и зрителей. От этого и будет возникать необходимость выставления бордюров, — пояснили в мэрии. — Но отметим, что бордюры и рамки выставляет не полиция, а организатор проведения массовых мероприятий. Полиция будет только рекомендовать, предлагать различные варианты и согласовывать их. То есть, вы пишите обращение о проведении массового мероприятия, а полиция даёт рекомендации по обеспечению безопасности.
В то же время в администрации указали на недопустимость самовольного ограничения передвижения волгоградцев.
— При планировании мероприятия нужно учитывать, чтобы волгоградцам не закрывать проходы во время массового мероприятия, ведь на Центральной набережной гуляет много людей, — отметили в мэрии. — Если проходы затрудняются, то необходимо писать письма в департамент городского хозяйства об ограничении проезда транспорта, ограничении прохода пешеходов. То есть должно быть распоряжение, которое обязательно публикуется в СМИ, и только после этого, вроде бы, к вам все вопросы отпадают. Потому что, если кто-то из жильцов соседних домов напишет на вас жалобу, у вас будет необходимый документ. Главное — соблюдать законность! Если мы что-то ограничиваем, то должно быть соответствующее распоряжение.