Известный актер Максим Виторган записал в Волгограде одну из серий новой программы «Письма Победы». Из-за чего школьные уроки истории вызывали у него лишь отторжение? Почему популярные наклейки «Можем повторить» он считает предательством памяти? Об этом артист рассказал корреспондентам V1.RU.
— Мы снимаем в Волгограде программу, которая называется «Письма Победы». Это путешествие в разные точки не только нашей страны, которые как-то крепко связаны с историей войны, — уточнил Максим Виторган. — Таких точек, конечно, очень много, но без Волгограда обойтись не могло. Понятно, что мы все подписываемся под тезисом о том, что нужно хранить память. Но как не скатиться до каких-то пустых и дежурных слов? Собственно, для этого мы рассказываем какие-то человеческие истории и читаем письма с фронта.
Во время съемок в Волгограде история войны, собираемая в разных городах России, пополнилась трогательными рассказами. Авторы программы не делали акцент на официальных сводках, не говорили о разработанных операциях и планах наступлений. В их объективе — люди, которые хотели жить.
— В школе нам, безусловно, говорили о войне. Но я помню, что все это носило какой-то дежурный и обязательный характер, который в молодом человеке вызывает только протест. Как и о чем говорить с молодым поколением сейчас? Как пытаться зацепить его этой темой? На мой взгляд, это огромный вопрос. Ответа на него у меня нет. Я боюсь, что он вообще мало у кого есть. Мне кажется, что память должна храниться в частных историях и в правде. Попытка каким-то образом пригладить и причесать действительность подспудно вызывает ощущение фальши и отторжения. Память заключается не в том, что «можем повторить». Это как раз предательство памяти. Она заключается в том, чтобы никогда больше. Сейчас около Мельницы Гергардта экскурсовод рассказывала, как ее мама и сестры пытались переправиться через Волгу. Они плыли на какой-то барже или лодке, когда рядом с ними снизился немецкий самолет. Он был настолько близко, что они даже увидели глаза летчика. Но тот их не атаковал, потому что увидел, что судно не военное.
Как и сотни туристов, после экскурсии по музею-заповеднику «Сталинградская битва» Максим Виторган выбрал самый популярный в Волгограде маршрут. Актер признается, что еще несколько лет назад город производил на него удручающее впечатление.
— Я не в первый раз в Волгограде и должен вам сказать, что вообще Мамаев курган — одно из самых сильных и эмоциональных мест, связанных с войной, которые я видел в своей жизни. Я был в израильском музее Яд Вашем, в нескольких концлагерях и могу повторить, что это — одно из самых сильных мест, — убежден Максим Виторган. — Уже давно вынашиваю планы привезти сюда своих детей. Если вы не были здесь, то очень советую. Правда, раньше сам город производил совершенно удручающее впечатление. Но, говорят, после чемпионата мира стало лучше. Верим, надеемся...